Южная Америка. Географическое положение и исследования (7-й класс)

Разделы: География

Класс: 7


Цели и задачи: Совершенствовать умение самостоятельно определять географическое положение материка и оценивать его влияние на природу. Познакомить с историей открытия и исследования континента. Продолжить обучение приёму сравнения, приёму установления причинно-следственных связей.

Основное содержание: Географическое положение, размеры, элементы береговой линии. Имена и маршруты путешественников и исследователей, результаты их деятельности.

Средства обучения: Глобус, карта полушарий, физическая карта Южной Америки, карты атласа, рабочие тетради, контурные карты, интерактивная доска.

Методы обучения и формы учебной деятельности: Групповая и индивидуальная работа- определение географического положения. Рассказ об истории открытия и исследованиях материка. Составление таблицы и беседа о сходстве и различии географического положения Южной Америки, Австралии и Африки.

Ход урока

За неделю до урока учащимся даётся опережающее задание составить презентации- Путешественники и исследователи Южной Америки (Х.Колумб, Ф.Магеллан, А.Веспучи, А.Гумбольдт).

Вступление учителя: Открытие Южной Америки можно с полной уверенностью отнести к величайшим мировым событиям. Представление о Земле как о шаре – вот что стало главной идеей путешественников. Целью мореплавателей было открытие западного пути к восточному побережью Индии, однако плавание Х.Колумба привело к открытию не пути в Индию, а Нового Света.

Материал к презентациям:

1. Х.Колумб

Обычно первооткрывателем Америки считается Х.Колумб. Более 500 лет назад вели большую торговлю с Индией. В Индии европейские купцы покупали пряности (перец, корицу, гвоздику и др.) которые в Европе высоко ценились. Торговые пути проходили по суше от Средиземного моря через полуостров Малая Азия к Персидскому заливу.

Турки перестали пропускать европейских купцов через свои Земли. Возникла необходимость искать новый путь в Индию. На поиски новых путей отправился смелый и опытный мореплаватель Х.Колумб. Он был уверен, что Земля шарообразная. А коль это так, то путь в Индию может лежать не только на восток, но и на запад. Свой план достичь Индии западным путём Колумб представил португальскому королю. Король ему отказал. Тогда Колумб обратился к королю Испании, и упорно доказывал, что план его верен. Король дал своё согласие и три небольших корабля.

3 августа 1492 г. корабли вышли в океан.12 октября 1492 г. под утро один из матросов крикнул «Земля» путешественники увидели небольшой низменный остров, заросший пальмами. Вдоль берега бежали голые люди с кожей медно-красного цвета. Колумб назвал этот остров Сан-Сальвадором. Так была открыта Америка.

2. Фернан Магеллан

В сентябре 1519г. отправилась к берегам Бразилии новая экспедиция. Во главе испанской морской экспедиции совершил первое кругосветное путешествие Ф.Магеллан. Это путешествие доказало шарообразность нашей планеты и единство Мирового океана.

3. Америго Веспучи (флорентийский мореплаватель)

А.Веспучи стремился найти новые Земли. Его плавание проходило от берегов Африки через Атлантический океан, в результате чего он достиг восточного берега Ю.Америки. Он составил первое описание новых земель. В 16 в. В Лотарингии возник географический кружок, куда А.Веспучи прислал 2 письма с описанием Америки. После этого в книге «Введение в космографию» появилось впервые название Нового Света- «Америка»

4. А.Гумбольдт

В 1709-1804г. Ю.Америку изучал немецкий исследователь А.Гумбольдт и его коллега французский учёный Э.Бонплан (ботаник), Гумбольдт исследовал вулканы экваториальных Анд, поднимался на вулкан Чимборасо. Во время путешествия была собрана коллекция из 6000 экземпляров растений. Изучена и описана тропическая Америка.

Учитель: (работа с настенной картой) По очертаниям Ю.Америка похожа на огромный треугольник, суживающейся к югу. По величине занимает 4 место среди всех континентов Земли. Расположена на значительном удалении от других материков, кроме Северной Америки и Антарктиды. Многие миллионы лет развитие природы этих двух материков шло самостоятельно, современная сухопутная связь между ними возникла при образовании Кордильер. Панамский перешеек соединяет, 2 материка Северную и Южную Америку образуя оду часть света.

Выполнение практической работы.

Задание проектируется на доску.

Практическая работа: Определение сходства и различия Географического положения Африки и Южной Америки. Нанесение на к/к элементов береговой линии.

Цель работы:

  1. Установить особенности ГП Южной Америки.
  2. Совершенствовать своё умение описывать ГП материка по карте и типовому плану.
  3. Учиться сравнивать географическое положение двух материков, делать на основе проведённого сравнения вывод о сходстве и различии их природы.

Задания:

  1. В каких полушариях расположена Южная Америка? Найти и перечислить устно.
  2. В каком полушарии, северном или южном, расположена большая часть Южной Америки (отметить на к/к)
  3. Подпишите площадь материка (на к/к)
  4. Вычислите протяжённость Южной Америки по экватору и 700 з.д.
  5. Обозначьте * Панамский канал (на к/к)
  6. Какими океанами омывается Южная Америка. Какой из них играет большую роль в формировании природы материка и почему (устно и на к/к)
  7. Подпишите названия крайних точек и их координаты (на к/к)
  8. Укажите все объекты вдоль береговой линии (на к/к)
  9. Заполните в тетради таблицу ответив на вопрос:

Что общего и каковы различия в ФГП Южной Америки и Австралии? Сделайте вывод.

Общие черты

Различия

1.Берега слабо изрезаны (почему?) Все эти материки были частью единого материка Гондваны.

2.Относятся к группе южных материков.

3.Пересекаются экватором и южным тропиком

Южная часть Ю.Америки заходит в умеренные широты

 

 

Вывод:

  1. Ю.Америка и Австралия расположены близ экватора, поэтому там преобладают высокие температуры на большей части территории весь год.
  2. Географическое положение явилось причиной, больших контрастов в природе Южных материков от вечного лета до вечной зимы.

Итог урока:

Игра «Узнай слово»

Приложение

Домашнее задание: § 40.