Тип: Урок творческого поиска
Тема: Решение задач
Задачи урока:
- Показать взаимосвязь физики и биологии в объяснении физических явлений (явления природы).
- продолжать формирование умений решать задачи с применением формул. ; ; ; .
- Развитие навыков анализировать справочные данные.
- Активизировать мыслительную деятельность через привлечение знаний биологии.
- Воспитание любви к природе, родному краю.
- Развитие интереса.
Ход урока
Оргмомент: Здравствуйте! Садитесь!
Вступительное слово учителя физики: У нас сегодня урок решения задач. Правда, в необычной обстановке – мы в кабинете биологии. Почему здесь? Ответить на него нужно после того, как решим задачи. А пока слово учителю биологии.
Слово учителю биологии: о том, что изучали по биологии (живая природа).
Фронтальный опрос.
Учитель физики.
- Что диффузия доказывает с точки зрения физики? (Непрерывное беспорядочное движение молекул).
- Что является причиной трения? (Шероховатости поверхностей).
- Какие физические величины вы знаете?
Запись на доске:
ν, , кг, 9,8, Па
p, , , H, ρgh, 100
По записи на доске разъяснить буквенные обозначения:
- Что за величина так обозначается?
- Единицей измерения чего является?
- Какая величина так рассчитывается?
Работа с таблицей (задачник Лукашик, справочник под ред. Еноховича).
Обратимся к таблице 14 задачника, так как важный признак живой природы – движение. Найдите в таблице значения скоростей птиц, животных (тех, которые обитают в нашем крае).
Утка (120 км/ч), Стриж (160 км/ч), Ворона (15 км/ч), Скворец (20.6 м/с)
Муха (5 м/с), Бабочка ( 2.3 м/с), Заяц (16,7 м/с), Волк (45 км/ч)
Щука (2,1 м/с), Форель (2,7 м/с)
Учитель биологии: выделяет среду обитания.
- Какое расстояние пролетит стриж за 3 часа?
(Запись на доске: ) - Почему заяц всегда убегает от волка?
Vз =60 км/ч, а Vв=45 км/ч Vв< Vз. - Сколько времени понадобится щуке, чтобы проплыть 0,21 км?
Учитель биологии. Древесина, коллекция, работа с коллекцией.
Учитель физики. Какая физическая величина характеризует разные вещества? (плотность)
Обратимся к таблице 1 с. 146 задачника
- Какая древесина имеет самую маленькую плотность? (сосна – ρ=0,4 г/см3)
Какая древесина имеет самую большую плотность? (дуб – ρ=0,8 г/см3) - Что это значит?
- Задача: Найти плотность древесины объемом 8 м3, если масса 4,8 т.
Решение на доске:
Что это за древесина?
Можно сказать – сосна!
Но учитель биологии – лиственница!
Учитель биологии. Продолжает о листопаде.
Почему листья падают на землю? (Действует притяжение Земли).
Учитель физики .
От чего зависит сила тяжести?
Откроем с.172 задачника. (Справочник Еноховича, задачник Лукашик).
Чему приблизительно равна сила тяжести, действующая на:
- Заяц
- Волк
- Бык
- Медведь
Выделяют домашних и диких животных!
Аквариум!
От чего зависит давление жидкости?
Определить давление на дно аквариума. (индивидуально, измерить высоту воды в аквариуме).
I вариант – на дно.
II вариант – до отметки.
Учитель физики. Обратимся к таблице на с. 169 задачника.
На какую глубину опускаются:
- Искатели жемчуга – 30м.
- Водолаз в мягком костюме – 180 м.
- Водолаз в жестком костюме – 250 м.
- Байкал – 1741 м.
Байкал – естественный, водоем наша жемчужина.
Учитель физики. Итог урока.
Почему мы решали задачи в кабинете биологии? (выслушать ответы учащихся)
Физика и биология – науки о природе.
Формулы физики можно применять для расчета скоростей человека, птиц, рыб и животных (применить формулы к живым организмам).
Биофизика – союз биологии и физики.
Бионика – союз биологии и техники.
Домашнее задание: составить задачу, используя данные таблицы на с.169 (Лукашик).
«Логика природы есть самая дотупная и самая полезная логика для детей». К.Д.Ушинский