ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Применение новых информационных технологий
раскрывают неограниченные возможности для
индивидуализации и дифференциации учебного
процесса, обеспечивая интеллектуальное развитие
каждого ребёнка. Учебный процесс направлен на
развитие мышления и воображения, обеспечивается
эффективная организация познавательной
деятельности учащихся. Информационные
компьютерные технологии необходимы
современному учителю, чтобы обучать детей
навыкам компьютерной грамотности на практике.
Одновременно с развитием компьютерной
грамотности у детей развивается критическое
мышление, которое подразумевает умение решать
проблемы. Он дает учащимся возможность развивать
и демонстрировать решение, формулировать свою
точку зрения, возможно, отличную от мнения
других.
У младших школьников преобладает
наглядно-образное мышление, поэтому
преподавание в начальных классах нуждается в
наглядно-иллюстративных средствах.
В начальной школе использовать компьютерные технологии можно буквально на всех уроках.
Компьютерную технику мы используем в течение всего урока: демонстрируем презентацию, используем для решения задач, для объяснения нового материала, проведения и проверки самостоятельных работ.
Важным структурным элементом урока является организационный момент, на котором происходит целевая установка, мотивация и актуализация опорных знаний. Для этих целей мы предлагаем ученикам просмотреть слайды презентации и определить о чем пойдет речь на уроке. Таким образом, происходит настрой на восприятие определенного материала.
Необходимость применения ИКТ в начальной школе вытекает уже из особенностей современных детей. Для них это естественная среда, и не учитывать это, мы не имеем права. Ведь использование новых инновационных технологий помогают не только в обучении, но и в развитие творческих, нравственных, эстетических качеств детей.
Применение ИКТ в начальной школе позволяет сделать уроки более яркими, насыщенными, интересными. ИКТ даёт возможность разнообразить виды деятельности и формы проведения уроков. Компьютер позволяет усилить мотивацию ребёнка. Одним источником мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, и очень важно, чтобы эта занимательность не стала превалирующим фактором, чтобы она не заслоняла учебные цели.
Творческое применение ИКТ на уроке приводит к активизации учебной деятельности. Вносятся изменения в организацию традиционного урока. На разных этапах урока используются следующие активные методы и приемы обучения с использованием ИКТ: разнообразные групповые и индивидуальные творческие задания, домашние задания творческого характера, выступление с опорой на презентацию; компетентностно-ориентированные задания (т.е. задания на дополнение или подтверждение информации, представленной учителем, информацией, самостоятельно полученной из других источников; на прикладное значение изученной информации).
Наряду с традиционными уроками, широко используются нестандартные формы уроков с применением ИКТ. Это медиауроки, игровые и сюжетные уроки, урок-виртуальное путешествие, интегрированные уроки с математикой, музыкой, изобразительным искусством, формирующие общеучебные умения и навыки, рисующие целостную картину мира - основу формирования ключевых компетентностей.
Цель:
- актуализировать знания, приобретённые при изучении окружающего мира по теме "Страны северной Европы";
- дать детям возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.
Задачи:
- развивать логику, мышление;
- учить рассуждать и защищать свою точку зрения;
- формировать правильную осанку.
- Оборудование:
- мультимедийная система для показа слайдов с вопросами и ответами;
- бланки с названиями государств;
- игрушки сказочных героев: Карлсон, Санта-Клаус;
- макет кораблика;
- разрезные карточки с названиями государств и столиц для проверки домашнего задания;
- бланки с названиями сказок Г.-Х.Андерсена;
Предварительная подготовка:
- Подбор методического материала для составления вопросов по теме урока.
- Распределение дополнительного материала для сообщений среди учащихся.
- Составление структуры урока.
- Составление слайдов для демонстрации по мультимедийной системе.
- Подготовка дидактического материала для урока.
План урока:
- Оформление класса (расстановка учебной мебели, распределение раздаточного материала по классу).
- Знакомство учащихся с темой и целью урока.
- Проверка домашнего задания.
- Основной ход урока.
- Выступление учащихся с сообщениями по теме.
- Подведения итогов и оценивание ответов учащихся на уроке.
Ожидаемые результаты:
В результате урока его участники смогут:
- Осуществлять на практике показ месторасположения стран Северной Европы;
- Выполнять тестовые задания по изученной теме;
- Наблюдать, описывать и строить предположения.
- Пользоваться различными приёмы и видами поиска и подготовки информации.
- Самостоятельно организовывать и проводить различные игры по изученной теме.
- Выступать перед сверстниками, взрослыми и иной аудиторией.
- Заинтересованно заниматься игровой деятельностью.
Приложение:
- Разрезные карточки с названиями государств и столиц для проверки домашнего задания (Приложение 2).
- Бланки с названиями государств (Приложение 1), сказок Г.-Х.Андерсена (Приложение 3).
Литература.
- "Я познаю мир" (страны), М., 2006 г.
- Издательский дом "1 сентября" (интернет-сайт).
ХОД УРОКА
Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
Учитель:
Продолжаем нашу тему,
Изучая карту-схему,
Где какая в ней страна,
Чем богата и сильна.
Омывается ль морями,
Есть ли страны в океане.
Всё узнаем, всё изучим,
И названья стран заучим.
Учитель. Как вы поняли из вступления, мы продолжаем путешествие по карте к странам Северной Европы. Что же нас ждёт? Какие достопримечательности в городах, что за люди здесь проживают? Для этого вам понадобится ваше умение рассуждать и отстаивать свою позицию, внимание и сосредоточенность.
Проверка домашнего задания. (7 мин)
Учитель. Но прежде чем двигаться дальше, давайте вспомним, с какими странами мы уже знакомились на прошлых уроках. Мне необходимо вызвать к доске для индивидуальной работы Политова Николая, Подшивалову Светлану и Щербакова Станислава.
На столах возле двери лежат карточки с заданиями. Вы должны найти и составить сначала название страны и столиц, а затем их соединить в пару.
А мы с вами повторим достопримечательности тех стран, с которыми познакомились ранее. На доске я буду показывать слайды с изображением каких-то интересных мест. Ваша задача отгадать о каком городе или стране идёт речь (5-7 слайдов).
Молодцы, мне особо хочется отметить оценкой "отлично" Сергея, Артема и Настю за правильные и полные ответы. Но нам необходимо проверить правильность выполнения индивидуальной работы. (Дети зачитывают полученные пары, остальные внимательно проверяют по слайду на доске).
Молодцы! С домашним заданием вы справились!
Работа по теме. (5-7 мин)
Учитель. Мы отправляемся в путешествие по скандинавским странам. Посмотрите на слайд, этот полуостров похож на сильного и хитрого тигра. Но, страны, которые здесь находятся, нам пока неизвестны. Вокруг нас много помощников - это картинки со сказочными персонажами, кораблики для путешествия. На парусах кораблей зашифрованы названия стран. Юля, найди, пожалуйста кораблик на столе-подставке и попробуй прочитать название страны. (Норвегия).
Молодец! Первая остановка - Норвегия. Это очень удивительная страна. Найдите её на карте в учебнике. Олеся нам прочитает своё сообщение, а вы знакомьтесь по слайдам с достопримечательностями данного государства (3-4 слайда).
Физкультминутка. (2-3 мин)
Учитель. Так как это королевское государство, давайте с вами поиграем в игру для снятия усталости. Игра направлена на внимание и сосредоточенность. Мальчики становятся в ряд напротив девочек. В одном замке столицы Осло жила принцесса и очень боялась дракона, который к ней прилетал и хотел выкрасть из замка, но храбрый рыцарь не позволял дракону проникнуть в замок. Хотя сам очень стеснялся принцессы. Вы должны выбрать своего героя и изобразить его. В конце узнаем, кто же победит. (Идёт игра)
Продолжение работы по теме. (5-7 мин)
Учитель. Название следующей страны вы найдёте в руках весёлого забавного героя в полном рассвете сил, который любит говорить: "Спокойствие, только спокойствие". Кто догадался, у кого в руках спрятан свёрток? (Карлсон). Миша возьми и прочти название страны (Швеция). Да, ребята, это Швеция, родина знаменитой писательницы Астрид Линдгрен, памятник которой находится в городе Стокгольме - столице Швеции. Какие ещё произведения она написала для детей? ("Малыш и Карлсон", "Пеппи длинный чулок", "Расмус-бродяга"). Молодцы, уроки литературного чтения для вас проходят не зря. Давайте рассмотрим на карте месторасположение Швеции и её столицы. О достопримечательностях расскажет Андрей (с показом 3-4 слайдов).
Учитель. Так как Пеппи-длинный-чулок была очень задорна и подвижна, она поможет нам провести одну разминку.
Физкультминутка. (1-2 мин)
Учитель. Давайте друг друга подразним, приставив пальчики к кончику носа и будем смотреть по очереди, то на кончик пальчика, то на товарища напротив, давая возможность отдохнуть и расслабиться своим глазам от постоянного напряжения (20-30 секунд).
Продолжение работы по теме. (8-10 мин)
Учитель. Ребята эта страна родина иностранного Деда Мороза, который носит короткую шубку. (Санта Клаус). Регина найди в руках у Санты название страны, в которой он проживает. (Финляндия). Найдите эту страну на карте. Ещё эту страну называют страной тысячи озёр, поэтому здесь много аквапарков. Если вы обратили внимание, то эта страна граничит с нашей страной. С её достопримечательностями вы самостоятельно познакомитесь дома. А наша следующая остановка в стране, которая является родиной знаменитого сказочника, чьё произведение помогло нам занять призовое место в городском театральном конкурсе. Кто это? (Г.-Х. Андерсен). Название страны вы сложите из выделенных букв в названии его сказок:
- "Дикие лебеди", "Дюймовочка", "Новое платье короля", "Огниво", "Снежная королева" (Дания). Правильно. Посмотрите на место это страны на карте. Она не находится на полуострове, а расположена на части материка, вдающейся в Северное море. Столица Копенгаген. Эта страна знаменита своими сказочными постройками и памятниками. Посмотрите на них. (3-4 слайда с комментариями учителя).
Физкультминутка. (3-4 мин)
Отрывок из сказки "Огниво" (инсценирование группой учащихся)
Закрепление. Работа в тетрадях. (5 мин)
Учитель. Мы познакомились со странами на севре Европы, давайте подведём итоги в рабочей тетради.
С.55 № 1 - подпишите названия стран, которые вы сегодня узнали.
В задании № 2 соедините стрелками страны и столицы государств.
№ 5 - рассмотрите флаги и соедините их с названиями стран.
Учитель: Пока у вас открыты учебники, проверьте в тетради правильность выполнения задания у своего соседа. Верните тетради на место. Посмотрите на свои результаты.
Итог урока.
Учитель. Вы запомнили не только названия стран, но и их столицы, геральдику.
- Назовите страну со столицей Осло. (Норвегия)
- Страна, родина Санта Клауса (Финляндия).
- Чем знаменита Швеция? (Писательница Астрид Линдгрен)
Домашнее задание.
Учитель: А сейчас запишите домашнее задание из учебника самостоятельно, а в тетради с.58 - №6.
Рефлексия.
Учитель. Выйдите в центр класса, у кого нет ни одной ошибки. Давайте себе дружно скажем: "Ай, да, я!" (Ребята выходят в центр класса и произносят фразу). А теперь выйдут все остальные, возьмёмся за руки и произнесём "Ай, да, мы!"
Учитель. Благодарю вас за урок. Отлично поработали дети, которые подготовили сообщения, а так же выполнившие в тетради задание без ошибок. А остальные укрепят свои знания дома и порадуют нас на следующем уроке.