Урок русского языка в 2-м классе "Сопоставление правил о написании безударных гласных, парных глухих и звонких согласных, разделительного мягкого знака, удвоенных согласных в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обобщение знаний о пяти изученных правилах, которые учат правильно писать буквы в корне слова.
  • развитие устной и письменной речи;
  • развитие орфографической зоркости;
  • обогащение словарного запаса учащихся;
  • развитие интеллекта.
  • формирование интереса к изучению русского языка;
  • помощь детям в достижениях, успехах и осознании необходимости новых знаний;
  • воспитание самостоятельности.

Оборудование: карточки с заданиями, общая информационная карта достижений, рисунки с изображением олимпийской символики.  (Приложение 2)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

2. Сообщение цели урока

Какое событие в эти дни проходит в канадском городе Ванкувере? Самые сильные, ловкие, быстрые люди со всего мира собрались на 21 зимнюю Олимпиаду. Наша страна в1980 году тоже была хозяйкой летних Олимпийских игр.

В 2014 году в Сочи пройдут зимние Олимпийские игры. В программе Олимпийских соревнований есть такой вид спорта – пятиборье.
Спортсмены должны быть хорошими наездниками, фехтовальщиками, бегунами, стрелками и пловцами. По итогам пяти соревнований выявляется победитель.
Сегодня мы проведем свои Олимпийские игры по русскому языку. Соревноваться мы будем тоже в пятиборье. Мы изучили пять правил, которые учат нас правильно писать буквы в словах. Вы покажете своё мастерство в применении этих правил на практике. По итогам пяти соревнований победители будут награждены медалями, а каждый ученик получит книжку своих Олимпийских достижений.

3. Зарядка для пальчиков

Спортсмены перед соревнованиями разминаются, разогревают мышцы тела. Зарядка для пальчиков.
1. Пальчики здороваются.
2. Согреваем ладошки.
3. Ладошки лежат на столе и поднимают по одному пальчику.
4. Рукопожатие.

4. Минитка чистописания. «Думай-ка»

Прочитайте пословицу. Какая буква пропущена?
Наша родина – матушка Ро—ия. Списать пословицу, вставить пропущенные буквы. На второй строчке придумать, записать, разделить для переноса 4 слова с двойными согласными. В первом соревновании вы покажите умение каллиграфически правильно писать и переносить слова с двойными согласными.

5. Словарная работа. Мы из словаря. «Вспоминай-ка»

На Олимпиаду спортсмены съезжаются со всех стран мира, и мы сегодня вспомним о тех, кто прибыл к нам со всего мира. Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните буквы, которые надо запомнить.
1. Итальянцы называют этот овощ «золотое яблоко». А прибыл он к нам из Южной Америки. (Помидор)
2. Этот овощ тоже прибыл из Южной Америки. Он стал выращиваться в России по приказу Петра 1. (Картофель)
3. Этот овощ прибыл к нам из Индии. Там он растёт в лесу, обвивая деревья. А своё название он получил от слова «агурос», что означает – едят зелёным. (Огурец)
4. Название этого слова произошло то латинского «капут», что означает «голова». Она бывает белая ,цветная и даже морская. (Капуста)
5. Про этот овощ говорят: «Красна девица, сидит в темнице, люди в руки брали, косы срывали». (Морковь)
6. В некоторых королевствах, плодами этого растения проверяли настоящих принцесс. (Горох)
Какие слова мы записали? Почему они так называются?

6. «Проверяй-ка»

Следующим этапом нашего пятиборья станет умение проверять звонкие и глухие парные согласные.
Будьте внимательны. Я буду читать, а вы поднимайте выше ваши сигнальные карточки с парными согласными. Вспомним с вами правило: Звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй.

Вот царь зверей могучий ле ( в, ф).
А тут жира (в, ф) с длиннющей шеей,
Ушастый ё (ж,ш), чем не хорош?
Ено (т, д) красавец смотрит вниз
Там потянулась сладко ры(с, з) ь
Плывёт могучий бегемо(т,д).
Медве( д ,т)ь над нерпою ревёт.
И белый голу (б, п) ь там летает
После трудов он отдохнуть вас приглашает.

В карточках вставьте парные согласные, запишите проверочные слова.

7. Физкультминутка

Мелкие шажки – раз, два, три.
Легкие прыжки – раз, два, три.
Движенья эти повтори.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.

8. «Распределяй-ка»

Внимание! Внимание! Подводим итоги трёх соревнований.
Спортсмен должен уметь правильно распределить свои силы.
Сейчас вы будете распределять слова с безударными гласными в 4 столбика. Давайте повторим правило. Безударный гласный звук разобраться с ним не вдруг, если гласная вызвала сомнения, ставь её под ударения.

О А И Е

Скала, весна, коза, стрела, сосна, земля, зима, сова, паруса, грибы, края, моря.

9. «Запоминай-ка»

Наступил решающий, последний этап соревнования.
Я буду читать по два слова, вы запоминаете и записываете.
Букварь, ружье, платье, пальто, тень, вьюга, скамья, соловьи, ульи, угольки.
Подчеркнуть слова с разделительным Ь знаком. Как отличить смягчающий и разделительный Ь знак?

10. Подведение итогов

Какие правила, мы сегодня повторили? Каждая пара, сейчас должна будет изобразить один из этапов нашего соревнования.
Затем один из учеников должен объяснить, защитить свою работу.

11. Презентация (Приложение 1)

12. Итог урока

Анализ работы. Награждение. Вручение книжек с достижениями. Олимпийские игры по русскому языку закрыты.
Иван Сергеевич Тургенев писал: «…Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это состояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»

13. Домашнее задание

Найти и записать 4 пословицы о необходимости учиться. Обозначить все изученные правила. Грамоте учиться – всегда пригодиться.