Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме "Согласные звуки [ф], [ф`], буквы ф, Ф"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  • Познакомить детей с глухими согласными звуками [Ф], [Ф,], буквами Ф, ф.
  • Научить читать слова и предложения с буквой ф.
  • Научить писать строчную букву ф, продолжить работу над формированием навыка каллиграфически выдержанного и орфографически-грамотногописьма.
  • Развивать речь детей, память, аналитическое, логическое мышление, внимание, воображение.
  • Воспитывать умение заботиться о своем здоровье, чувство взаимовыручки, прививать любовь и интерес к чтению.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Улыбнемся друг другу и в хорошем настроении начнем наш урок!

II. Сообщение темы и цели урока (настрой на урок):

– Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новыми звуками, с новой буквой, будем читать, писать, играть в игры. И сегодня у нас гость – дед Буквоед (показ картинки с изображением деда). Он очень заскучал и решил от скуки съесть нашу сегодняшнюю новую букву. Но он ведь добрый дед, и поэтому он пока оставил ее у себя и решил с вами поиграть – проверить и посмотреть, как вы знаете все предыдущие буквы, умеете отгадывать загадки, играть в его игры. Дед Буквоед принес собой задания и если вы его развеселите и выполните все его задания, он может и отдаст нам нашу новую букву. Ну что будем букву выручать?

III. Актуализация знаний

1 задание: Буквоед закодировал слова, их нужно разгадать по коду:

1    2    3    4    5    6    7    8
а   о    е    у    щ    к    л    р

5  4  6  1        (щука)
7  3  5            (лещ)
8  2  5  1        (роща)

– Какая буква спряталась во всех трех словах?
– Что мы об этой букве знаем?
– Найдите в словах-отгадках правила.
– Сочините на них чистоговорки.
– Какое слово лишнее? Почему?

2 задание:  Нужно отгадать загадку – на чем дед Буквоед прилетел к нам на   урок:  

Летет птица – небылица
А внутри народ сидит
Меж собою говорит. (Cамолет)

(Учитель показывает картинку)

– Найдите слова, которые спрятались в этом слове (сам, лето, масло, сало и т.д.)
– Дед Буквоед остался очень доволен вами и решил отдать нам новую букву, новые звуки и еще он принес корзинку с подарками, что там мы узнаем позже, а сейчас немного отдохнем:

IV. Физкультурная пауза:   «Как живешь?»

V. Основной этап урока

– Давайте рассмотрим, что лежит в корзинке (учитель достает и показывает, дети называют: мандарин, яблоко, банан, апельсин, груша)

– Как назвать эти предметы одним словом? (Фрукты)

Работа по схеме слова:

– Сколько слогов в этом слове?
– Какой слог ударный?
– Какой звук слышен в начале слова?
– Дайте ему характеристику. (Согласный, глухой, твердый – разукрашиваем его синим)
– Вспомните сказку про Золушку. Кто превратил простую девушку в красавицу?  (Фея)

Работа по схеме слова: 

– Сколько слогов в слове?
– Какой слог ударный?
– Какой звук слышен в начале слова?
– Дайте ему характеристику. (Согласный, глухой, мягкий – разукрашиваем его зеленым)
– Найдите в предложении слова с новыми звуками и определите твердый новый звук в слове или мягкий: 

Фокусник Федя у фонтана превратил фикус в  фиалку.

– В русском языке твердый согласный звук [Ф],  и мягкий согласный звук [Ф,] обозначаются вот такой буквой (показывает)
– На что похожа буква?
– А сейчас, ребята прочтут вам стихи и вы узнаете на что еще похожа буква ф: (заранее подготовленные дети читают стихи и показывают картинки)

Филин в книжку залетев,
Превратился в букву Ф.
Я футбольный судья
Бегаю с мальчишками
Два футбольных мяча
У меня под мышками.
Федя ходит руки в боки
Значит, выучил уроки.
Всем известно без подсказки
Буква Ф, как ключ от сказки
Никогда ее у нас не
Не отнимет Карабас.

– Какой номер по счету занимает буква Ф в алфавите?

VI. Работа по учебнику «Азбука»

– На стр. 195 прочтите слоги слияния с ф:

а) глазами;
б) шепотом;
в) громко.

Игра «Договори слог»

VII. Физкультурная пауза

– К нам на урок пришел еще один гость – друг буквы Ф, отгадайте кто это?

Он имеет по три глаза
По три с каждой стороны.
И хотя еще ни разу
Не смотрел он всеми сразу –
Все глаза ему нужны.
Он стоит тут с давних пор
Кто же это?...    (Светофор) 

– Почему он друг букве ф?
– Он хочет поиграть с нами, но сначала давайте вспомним – о чем нам говорят цвета светофора?
– Поиграем: если я говорю красный – вы будете сидеть на месте, желтый – встать, приготовиться, зеленый – шагаем на месте.

VIII. Работа в прописи (стр. 30, 3 строки)

IX. Работа по учебнику и по теме урока

Чтение слов с доски: телефон, телеграф, ферма, асфальт, фотография, фабрика, флаг.

       

– А это слово нужно разгадать, я вам расскажу такую историю:
Однажды четверо веселых путешественников отправились в дальний путь. Собрали они рюкзаки, вышли из дома и пошли по нехоженым тропам. Вот лес закончился, и наши путешественники оказались на берегу моря. Как быть?Кто или что им поможет? Нужно отгадать этих путешественников и из первых букв получить ответ.

Учитель читает загадки:  

Всю ночь летает, мышей добывает
А станет светло – летит спать в дупло. (Филин)

Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живет, в деревне кур крадёт.   (Лиса)

На скале он строит дом
Не боится жить он в нем
Два могучих крыла
У хозяина …   (орла)

Я усатый, полосатый
Не люблю веселых игр
Отгадайте кто я?   (Тигр)

– Читаем слово, которое получилось – ФЛОТ
– Что означает это слово?  (совокупность всех видов судов страны или отдельного речного бассейна).
– На стр. 195, 196 нарисованы средства передвижения по воде, какие из них вам знакомы?
– Берега нашей страны России омывают моря трех океанов и наш флот крепок и силен, но есть и пассажирские суда. (Дети рассматривают картинку, где нарисованы разные суда и объясняют, с помощью учителя, если это необходимо, для чего служит то или иное судно)

Чтение текстов на стр. 194, 195 и работа по их содержанию.

XI. Итог урока:

– Что нового узнали на уроке?
– Что понравилось?
(Награждения активных участников урока призами из корзинки деда Буквоеда)