Задачи урока:
- Познакомить детей с глухими согласными звуками [Ф], [Ф,], буквами Ф, ф.
- Научить читать слова и предложения с буквой ф.
- Научить писать строчную букву ф, продолжить работу над формированием навыка каллиграфически выдержанного и орфографически-грамотногописьма.
- Развивать речь детей, память, аналитическое, логическое мышление, внимание, воображение.
- Воспитывать умение заботиться о своем здоровье, чувство взаимовыручки, прививать любовь и интерес к чтению.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Улыбнемся друг другу и в хорошем настроении начнем наш урок!
II. Сообщение темы и цели урока (настрой на урок):
– Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новыми звуками, с новой буквой, будем читать, писать, играть в игры. И сегодня у нас гость – дед Буквоед (показ картинки с изображением деда). Он очень заскучал и решил от скуки съесть нашу сегодняшнюю новую букву. Но он ведь добрый дед, и поэтому он пока оставил ее у себя и решил с вами поиграть – проверить и посмотреть, как вы знаете все предыдущие буквы, умеете отгадывать загадки, играть в его игры. Дед Буквоед принес собой задания и если вы его развеселите и выполните все его задания, он может и отдаст нам нашу новую букву. Ну что будем букву выручать?
III. Актуализация знаний
1 задание: Буквоед закодировал слова, их нужно разгадать по коду:
1 2 3 4 5 6 7 8
а о е у щ к л р5 4 6 1 (щука)
7 3 5 (лещ)
8 2 5 1 (роща)
– Какая буква спряталась во всех трех словах?
– Что мы об этой букве знаем?
– Найдите в словах-отгадках правила.
– Сочините на них чистоговорки.
– Какое слово лишнее? Почему?
2 задание: Нужно отгадать загадку – на чем дед Буквоед прилетел к нам на урок:
Летет птица – небылица
А внутри народ сидит
Меж собою говорит. (Cамолет)
(Учитель показывает картинку)
– Найдите слова, которые спрятались в этом
слове (сам, лето, масло, сало и т.д.)
– Дед Буквоед остался очень доволен вами и решил
отдать нам новую букву, новые звуки и еще он
принес корзинку с подарками, что там мы узнаем
позже, а сейчас немного отдохнем:
IV. Физкультурная пауза: «Как живешь?»
V. Основной этап урока
– Давайте рассмотрим, что лежит в корзинке (учитель достает и показывает, дети называют: мандарин, яблоко, банан, апельсин, груша)
– Как назвать эти предметы одним словом? (Фрукты)
Работа по схеме слова:
– Сколько слогов в этом слове?
– Какой слог ударный?
– Какой звук слышен в начале слова?
– Дайте ему характеристику. (Согласный, глухой,
твердый – разукрашиваем его синим)
– Вспомните сказку про Золушку. Кто превратил
простую девушку в красавицу? (Фея)
Работа по схеме слова:
– Сколько слогов в слове?
– Какой слог ударный?
– Какой звук слышен в начале слова?
– Дайте ему характеристику. (Согласный, глухой,
мягкий – разукрашиваем его зеленым)
– Найдите в предложении слова с новыми звуками и
определите твердый новый звук в слове или
мягкий:
Фокусник Федя у фонтана превратил фикус в фиалку.
– В русском языке твердый согласный звук [Ф],
и мягкий согласный звук [Ф,] обозначаются вот
такой буквой (показывает)
– На что похожа буква?
– А сейчас, ребята прочтут вам стихи и вы узнаете
на что еще похожа буква ф: (заранее
подготовленные дети читают стихи и показывают
картинки)
Филин в книжку залетев,
Превратился в букву Ф.
Я футбольный судья
Бегаю с мальчишками
Два футбольных мяча
У меня под мышками.
Федя ходит руки в боки
Значит, выучил уроки.
Всем известно без подсказки
Буква Ф, как ключ от сказки
Никогда ее у нас не
Не отнимет Карабас.
– Какой номер по счету занимает буква Ф в алфавите?
VI. Работа по учебнику «Азбука»
– На стр. 195 прочтите слоги слияния с ф:
а) глазами;
б) шепотом;
в) громко.
Игра «Договори слог»
VII. Физкультурная пауза
– К нам на урок пришел еще один гость – друг буквы Ф, отгадайте кто это?
Он имеет по три глаза
По три с каждой стороны.
И хотя еще ни разу
Не смотрел он всеми сразу –
Все глаза ему нужны.
Он стоит тут с давних пор
Кто же это?... (Светофор)
– Почему он друг букве ф?
– Он хочет поиграть с нами, но сначала давайте
вспомним – о чем нам говорят цвета светофора?
– Поиграем: если я говорю красный – вы будете
сидеть на месте, желтый – встать, приготовиться,
зеленый – шагаем на месте.
VIII. Работа в прописи (стр. 30, 3 строки)
IX. Работа по учебнику и по теме урока
Чтение слов с доски: телефон, телеграф, ферма, асфальт, фотография, фабрика, флаг.
– А это слово нужно разгадать, я вам расскажу
такую историю:
Однажды четверо веселых путешественников
отправились в дальний путь. Собрали они рюкзаки,
вышли из дома и пошли по нехоженым тропам. Вот лес
закончился, и наши путешественники оказались на
берегу моря. Как быть?Кто или что им поможет?
Нужно отгадать этих путешественников и из первых
букв получить ответ.
Учитель читает загадки:
Всю ночь летает, мышей добывает
А станет светло – летит спать в дупло. (Филин)Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живет, в деревне кур крадёт. (Лиса)На скале он строит дом
Не боится жить он в нем
Два могучих крыла
У хозяина … (орла)Я усатый, полосатый
Не люблю веселых игр
Отгадайте кто я? (Тигр)
– Читаем слово, которое получилось – ФЛОТ
– Что означает это слово? (совокупность всех
видов судов страны или отдельного речного
бассейна).
– На стр. 195, 196 нарисованы средства передвижения
по воде, какие из них вам знакомы?
– Берега нашей страны России омывают моря трех
океанов и наш флот крепок и силен, но есть и
пассажирские суда. (Дети рассматривают
картинку, где нарисованы разные суда и объясняют,
с помощью учителя, если это необходимо, для чего
служит то или иное судно)
Чтение текстов на стр. 194, 195 и работа по их содержанию.
XI. Итог урока:
– Что нового узнали на уроке?
– Что понравилось?
(Награждения активных участников урока
призами из корзинки деда Буквоеда)