Цель: обобщение и изучение исторического опыта, связанного с крестьянскими промыслами.
Задачи:
- изучить материал о выращивании, применении и пользе льна;
- обобщить исторический опыт по применению крестьянских промыслов в наше время;
- усилить мотивацию обучающихся к предметам технологии и краеведения;
- воспитывать чувство патриотизма, гордости за Малую Родину.
Тип урока: интегрированный.
Оборудование: ИКТ, наглядно-демонстративный материал: музейные экспонаты, коллекция “Лен”.
Методы: словесный, наглядный, частично проблемно-поисковый: объяснение с практическим закреплением (работа с историческими источниками и экспонатами музея).
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка проблемы.
Связь времен и поколений – как это проследить?
Крестьянский промысел и современные технологии – что общего?
3. Изучение нового материала.
Сообщение темы и цели урока.
Рассказ о льне (презентация на слайдах в Приложении 1).
На уроках технологии мы изучаем производство тканей из натуральных волокон, в том числе из волокон льна. Но эта тема рассматривается очень узко, а уже на уроках краеведения обучающиеся продолжают работу по изучению данного вопроса, но уже в виде исследовательской работы, которую они сейчас вам представят.
4. Исследовательская работа обучающихся.
Представление исследовательской работы группы обучающихся (Приложение 2)
5. Обобщение полученных сведений.
- Есть ли в вашей семье старинные вещи? Что о них вы можете рассказать?
- А есть ли у вас желание попробовать поработать на старинных прялках?
6. Практическая часть. Учащиеся пробуют работать на ручной прялке и с веретеном (по желанию).
7. Повторение изученного материала.
По изученному материалу предлагается решить кроссворд (презентация кроссворда в Приложении 3)
8. Рефлексия. Анкетирование.
9. Подведение итогов.
Список литературы.
- Белов В. “Лад”, М., “Молодая гвардия”, 1982.
- Голондарева Н.Б. “Технология, поурочное планирование”, Волгоград, 2005.
- Осипов Н. “Про гречиху и пшеницу, кукурузу и горчицу”, М., “Детская литература”, 1977.
- Семенова М. “Быт и верования древних славян”, СПб, “Азбука-классика”, 2001.
- Симоненко В.Д. “Технология”, 5 класс, М.: “Вента – Граф”, 2002.
- Сборник стихов, рассказов “Делу время, потехе час”, М.: “Детская литература”, 1988.
- Архив краеведческого музея “Бумеранг” МОУ “МСОШ № 1”.