Цели урока:
- Закрепить орфоэпические, словообразовательные навыки;
- Развивать орфографические и пунктуационные навыки при работе с текстом;
- Воспитывать упорство и стремление к знаниям.
I. Учитель: Ребята, сегодня на уроке нам предстоит повторить неморфологические способы словообразования, виды синтаксической связи в словосочетаниях, вспомнить, сколько букв Н пишется в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных, вспомнить, какие знаки препинания ставятся при причастном и деепричастном обороте, а также вспомнить общую характеристику художественного стиля речи.
II. Орфоэпическая разминка.
III. Работа по карточкам: обучающиеся выполняют работу в карточках, двое у доски.
Карточка №1. Отметить случаи написания -НН-.
Рискова...ый шаг; некоше…ая трава; нежела...ый гость; сея...ые поля; роман Гюго “ Отверже...ые ” ; посея...ые озимые; купле...ый на рынке; дело сдела...о; несмаза...ые колеса; вымоще...ая улица; моще...ые дороги; неписа…ый закон; стира…ое – перестира…ое белье; закраше...ая седина; перестира…ое белье; краше … ые волосы; свежескоше…ое сено.
– Назовите виды синтаксической связи: нежела...ый гость, купле...ый на рынке.
– Составьте словосочетание глагол + субстантивированное существительное: запомнить +написать; рассмотреть +купить.
Карточка №2. Отметить случаи написания -Н-.
Изжаре...ый гусь; варе...ый картофель; полужаре...ый цыпленок; купле...ый товар; рва...ый тулуп; увидел блаже...ого; свежемороже...ые овощи; посаже...ый отец; хоже...ые – перехоже...ые тропки; сумка нагруже...ая; посаже...ый дуб; жаре...ый в сметане; посаже...ый в саду; иллюстрирова...ый журнал; золоче...ая брошь.
– Составьте словосочетание глагол + субстантивированное существительное: одеть+стирать; рассказать + увидеть.
– Какие виды синтаксической связи представлены в данных словосочетаниях?
– Назовите, какие из данных слов являются субстантивированными существительными?
– Работа со словами: отверженный, блаженный.
IV. Работа с текстом.
(1) Мир открылся Аксинье в его сокровенном звучании: трепетно шелестели под ветром зеленые, с белым подбоем листья ясеней и литые, в узорной резьбе, дубовые листья; из зарослей молодого осинника плыл слитый гул; далеко-далеко невнятно и грустно считала кому-то непрожитые годы кукушка; настойчиво спрашивал летавший над озерком хохлатый чибис: “ Чьи вы, чьи вы? ”, какая-то серенькая крохотная птаха в двух шагах от Аксиньи пила воду из дорожной колеи, запрокидывая головку и сладко прижмурив глазок; жужжали бархатисто-пыльные шмели; на венчиках луговых цветов покачивались смуглые дикие пчелы.
(2) Они срывались и несли в тенистые прохладные дупла душистую “обножку ”.
(3) С тополевых веток падал сок.
(4) А из-под куста боярышника сочился бражный и терпкий душок гниющей прошлогодней листвы.
(5) Ненасытно вдыхала многообразные запахи леса сидевшая неподвижно Аксинья.
(6) Исполненный чудесного и многоголосного звучания лес жил могущественной первородной жизнью.
(7)Поемная почва луга в избытке насыщенная весенней влагой выметывала и растила такое богатое разнотравье, что глаза Аксиньи терялись в этом чудеснейшем сплетении цветов и трав.
(8) Улыбаясь и беззвучно шевеля губами она осторожно перебирала стебельки безыменных голубеньких скромных цветов потом перегнулась, чтобы понюхать, и вдруг уловила томительный и сладостный аромат ландыша.
(9) Пошарив руками она нашла его.
(10) Он рос тут же под тенистым кустом.
(11) Широкие, некогда зеленые листья все еще ревниво берегли от солнца низкорослый горбатенький стебелек увенчанный снежно-белыми пониклыми чашечками цветов.
- Прочитайте текст про себя. При чтении расставьте знаки препинания во 2 и 3 абзацах.
- Прочитайте текст вслух. Вспомните, из какого произведения этот отрывок?
- Определите, чем осложнены предложения 6, 7, 8, 9, 11?
- Чем отличаются предложения 5, 6?
- Объясните знаки препинания в 10-ом предложении.
- Какое из предложений 3 абзаца включает в себя безличное предложение как часть сложного?
- Работа по схеме 8-го предложения. Объясните, почему не ставятся знаки до и после союза и?
- Итак, давайте попробуем определить, схемы каких предложений начерчены на доске.(№ 5, № 7, № 6, № 11, № 9, № 8, № 10).
- Какими членами предложения являются обособленные обороты?
- Какую роль они играют в тексте? Привносят в описание динамичность,
рисуют художественный образ в движении. ПО
используются автором как средство детализации: подробно рисуют Аксинью, лес, почву, ландыш, создают достоверное описание. ПО придают тексту выразительную краткость, т.к. обладают энергией глагола и живописной силой прилагательного. ПО используются чаще в книжной речи. Их достоинство – краткость и выразительность. П и Д/О обладают большой выразительностью, потому широко используются в художественном тексте. - Какие еще изобразительно – выразительные средства использует автор?
- К какому стилю речи вы отнесете этот текст? Данный текст относится к х/с, п. что: 1. Автор нарисовал живую картину весеннего леса. 2. Передал эмоциональное состояние героя: “ненасытно вдыхала”, “глаза терялись в этом чудесном сплетении цветов и трав”, “ улыбаясь и беззвучно шевеля губами”, “…уловила томительный и сладостный запах”.
- Окончание работы с опорным конспектом “Художественный стиль речи”.
V. Обобщение изученного.
- Как автор выражает свою позицию? (Открыто, прямо.)
- Что же утверждает М.А. Шолохов? (Это задание С2.)
– Природа и человек могут жить в согласии.
– Быть хозяином природы – значит беречь ее. - Сформулируйте основные проблемы, поставленные автором.
(Это задание С1.)
– Проблема отношения человека к природе.
– В природе все слито, цельно, гармонично.
VI. Домашнее задание. Пользуясь образцом, разобранном на элективных курсах, и опорным конспектом, написать сочинение-рецензию на данный текст.
VII. Подведение итогов – выставление оценок.