Цель: Обучение написанию сжатого изложения.
Задачи: Формировать:
- Умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части);
- Умение сокращать текст разными способами;
- Умение правильно и логично излагать свои мысли,
- Умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Ход урока
1. Организационный момент.
Тема нашего сегодняшнего урока "Подготовка к написанию сжатого изложения"
Давайте вспомним, что необходимо для удачного написания сжатого изложения и таким образом сформулируем задачи нашего урока.
2. Прослушивание текста (распечатка на каждую группу)
(1)Одной из самых заметных черт личности Ильи Ефимовича Репина была неутомимая пытливость. (2)Стоило очутиться в его доме какому-нибудь астроному, механику, химику, и Репин весь вечер не отходил от него, забрасывал его множеством жадных вопросов и почтительно слушал его учёную речь. (З)Путешественников расспрашивал об их путешествиях, хирургов - об их операциях. (4)Страстно, как юноша, любил разговоры на литературные темы.
(5)Зато всякая обывательская болтовня о болезнях и дрязгах, о квартирах, покупках и тряпках была для него так отвратительна, что он больше пяти минут не выдерживал, сердито вынимал из жилетного кармана часы (на цепочке, старинные, с крышкой) и, заявив, что у него неотложное дело, убегал без оглядки, несмотря на все протесты и просьбы собравшихся.
(6)Каждую свободную минуту он старался учиться, приобретать новые и новые знания.
(7)Чтение книг и журналов было его ежедневной привычкой. (8)Каждую книгу он воспринимал как событие, а разнообразием своих литературных интересов превосходил даже профессиональных писателей.
(9)Невозможно понять, как умудрялся он, постоянно работая над своими полотнами, выкраивать время ещё и для слушания лекций. (10) Бывало, ради того, чтобы послушать университетскую лекцию, скажем, о Древнем Египте, он истратит четыре часа на дорогу туда и обратно, вытерпит жестокую давку в трамвае и вернётся домой во втором часу ночи.
(11)Видя такие качества Репина, начинаешь понимать, что талант, дар - это ещё далеко не всё, чем должен обладать тот, кто собирается добиться чего-то значительного в жизни.
(По К.И. Чуковскому) (218 слов)
3. Информационная переработка текста.
- Вы прослушали текст, приступаем к его информационной переработке, какие понятия необходимо помнить, выполняя информационную переработку текста?
(главная информация, авторский замысел, микротема, абзац)
- Проведём эту работу, распределившись на группы. Работать вы будете в группах, автономно, но результатом должно стать соответствие информационной обработки текста каждой группой.
Результаты своей работы сохраняете в едином документе, размещенном на рабочем столе вашего компьютера. Этот документ должен стать памяткой для подготовки к ГИА
Задания для групп.
1-я группа.
Определи проблему текста. В каких ключевых словах она заключена?
2-я группа.
Определи микротемы 1-3 абзаца. Составь план. Найди ключевые слова каждой микротемы. Запишите их рядом с каждым пунктом плана. Рассмотри стилевую принадлежность ключевых слов, какую особенность можно заметить? Выполняя последнее задание, обратись к словарю. Сравни результаты своёй работы с результатами работы 3 группы. Совместно определите тему текста.
3-я группа.
Определи основную тему и микротемы 4 - 6 абзаца. Составь план. Найди ключевые слова каждой микротемы. Рассмотри стилевую принадлежность ключевых слов, какую особенность можно заметить? Выполняя последнее задание, обратись к словарю. Сравни результаты своёй работы с результатами работы 2группы. Совместно определите тему текста.
4-я группа.
Определи основную мысль. Докажи, что именно эта мысль является главной в тексте.
Ответы групп.
1-я группа.
(Проблема: Какие черты личности определяют жизненный успех человека
- Ключевые слова:
- Черты личности
- Неутомимая пытливость
- Обывательская болтовня отвратительна
- Старался учиться
- Чтение - ежедневная привычка
- Умудрялся выкраивать время для лекций
- Талант
- Добиться чего-то значительного в жизни)
2-я группа.
Репин пытлив, внимателен к каждому учёному
П.П. Неутомимая пытливость И.Репина
2. Он не любит разговоров о житейских дрязгах, бежит от них
П.П. Неприятие разговоров о житейских дрязгах
3. Каждую минуту художник старается учиться
П.П. Желание учиться
В тексте представлены разные качества личности человека:
- уважение и почитание умных людей (ключевые слова: забрасывал, жадные вопросы, почтительно слушал, страстно любил);
- отвращение к болтовне о болезнях, покупках и др..(ключевые слова: дрязги, болтовня, отвратительно, сердито, убегал без оглядки ); Слова, выделенные курсивом - разговорные, они усиливают пренебрежение Репина.
- желание учиться (ключевые слова: каждую минуту, старался);
3 группа.
4. Репин ежедневно читает, его читательские интересы разнообразны
П.П. Разнообразие читательских интересов
5. Постоянно работая, художник умудряется посещать лекции
П.П. Время для слушания лекций
6. Талант не самое главное для успеха
П.П. Талант и жизненный успех
- литературные интересы (ключевые слова: ежедневная привычка, разнообразие интересов, превосходил профессионалов);
- слушание лекций (ключевые слова: умудрялся, выкраивать); Слова, выделенные курсивом - разговорные, с общим значением сложности, трудности, они усиливают мысль о том, что представить себе возможность автора посещать лекции очень сложно
- талант (ключевые слова: далеко не всё, добиться значительного в жизни)
Тема: Черты личности художника Репина
- Вывод по результатам работы 1,2,3 групп:
- Проблема, заключённая в словах
- Черты личности
- Неутомимая пытливость
- Обывательская болтовня отвратительна
- Старался учиться
- Чтение - ежедневная привычка
- Умудрялся выкраивать время для лекций
- Талант
- Добиться чего-то значительного в жизни,
Звучит так: Какие черты личности определяют жизненный успех человека?
Что делает автор, чтобы найти ответ на этот вопрос? (исследует черты личности И.Репина)
Таким образом тема: Черты личности художника Репина.
К какому выводу приходит автор, проделав своё исследование?
4 группа.
Жизненные достижения определяются не талантом, а другими качествами личности: неутомимой пытливостью.
Это так,потому что автор текста, рассказывая о чертах личности Репина, говорит о его пытливости, которая выражается в чертах, перечисленных в плане к сочинению (желание учиться, литературные интересы, время для лекций:) и говорит, что, глядя на эти качества, понимаешь, что не талант определяет успех в жизни человека, а его пытливость, желание узнавать новое.
4. Сжатие текста
Для перехода к следующему этапу необходимо вспомнить приемы сжатия текста.
(слайды с примерами, повторение на практике)
На экране документ с планом и микротемами. Зачем именно этот материал?
(это главная информация, которую нельзя исключать)
Сжатие, сбрасывают в 1 документ, проговорить, указав приемы и способы сжатия.
5. Итог.
Перед нами текстовый документ, что он отражает?
(приемы работы по написанию сжатого изложения)
Этот документ послужит вам в качестве памятки по подготовке к ГИА.
Распечатайте его и положите в копилку по подготовке к ГИА.
6. Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение по проблеме текста, рассмотренного на уроке.
Или
Подобрать высказывания известных людей по проблеме текста, рассмотренного на уроке.
См. презентацию (Приложение 1)