Урок по предмету "Природа и экология Красноярского края" на тему "Источники загрязнения воды"

Разделы: Начальная школа


Региональный компонент базисного плана в Красноярском крае включает в себя курс "Природа и экология Красноярского края". С 2006 года этот предмет ведется в начальной школе. Изучение данного предмета направлено на формирование общих представлений о состоянии окружающей природной среды (природных ресурсов, воды, атмосферы, почвы, растительного и животного мира Красноярского края), на воспитание бережного отношения к природе родного края. Участвуя в конкурсе, я хочу предложить разработанный мною урок "Источники загрязнения воды".

Цели урока:

учащиеся должны:

  • узнать источники загрязнения воды,
  • выяснить, какой вред природе приносят загрязнения и как вести борьбу с ними,
  • уметь проводить исследования.

Оборудование:

  • физическая карта Красноярского края,
  • фотографии рек и озер края,
  • музыкальное сопровождение (шум воды),
  • цветная бумага, клей, ножницы,
  • глобус,
  • Раицкая Г.В.Природа и экология Красноярского края: Уч. пособ.3кл.-Красноярск:ОАО "ПИК "Офсет", 2007.-88с.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Вот опять звенит звонок,

Начинается урок!

II. Формирование эмоционального фона урока.

Звучит запись шума воды.

- Определите, о каком веществе идет речь:

"Я и туча, и туман, и ручей, и океан,

И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу!"

- О воде.

III. Актуализация знаний.

- Вода хорошо вам знакома. Она такая привычная, повседневная. Что может быть более простым и ясным? И все же - что такое вода?

- Вода - жидкость. Жидкую воду мы пьем. Ею заполнены водоемы. В природе мы наблюдали туман. Он состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве бисеринки. Это роса. Роса-это "дождь" на траве, конденсация воды на поверхности Земли. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это снег и лед.

- Вода обладает свойствами. Назовите эти свойства.

На доске появляется схема.

 

- Какое значение имеет прозрачность воды?

- Пропускает свет и солнечные лучи, воздух.

- Что произойдет, если на поверхности воды образуется пленка?

- Не будет проходить свет и тепло, животные и растения могут погибнуть.

- Какое значение имеет растворенный в воде кислород?

- Необходим для дыхания обитателей водоемов. Люди сбрасывают в реки бытовой мусор. При гниении он поглощает кислород, растворенный в воде. В результате гибнут жители водоемов и они начинают "цвести".

- Ты знаешь, что вода - растворитель. Где в быту используется это свойство?

- Вещества, входящие в состав стиральных порошков, не растворяются в воде и проникают в живые организмы, отравляя их.

- Что же может произойти, если человек съест зараженную рыбу?

- Тоже заразится, и если выпьет зараженную воду - тоже заразится.

- Объясните, почему вода - одно из самых главных богатств Земли?

На доске коллективно составляется схема "Работа воды" (Рисунок 1).

Рисунок 1

- Есть у воды великая забота - поить Землю. Воду пьют все на свете поля, леса. Без нее не могут жить ни звери, ни люди. Вода не только всех поит, но и кормит. Вода работает на ГЭС - добывает электрический ток. Моет всех тоже вода. Умываются люди, машины, принимают душ города и дороги. Вода - самая широкая и удобная дорога. Без воды ни замесить, ни приготовить бетон для стройки, ни сделать бумагу для книг, ни ткань для одежды, ни лекарства, ни конфеты - ничего не сделаешь без воды. Вот она какая вода. А какой богатый и удивительный растительный и животный мир водоемов!

- Назовите и покажите на карте известные реки и водоемы Красноярского края (Рисунок 2).

Рисунок 2

- На территории Красноярского края насчитывается более 150 тысяч рек и речек. Более 200 000 озер разного размера. Три водохранилища. Главной рекой является Енисей. Он пересекает территорию края с юга на север. Это самая многоводная река нашей страны. В Енисее в 2,5 раза больше воды, чем в Волге, втрое - чем в Дунае, вшестеро - чем в Днепре. Десять рек, как Енисей, могли бы опоясать весь земной шар по экватору. Наиболее крупными притоками являются Ангара, Нижняя и Подкаменная Тунгусски. Озера размещены неравномерно. Озеро Виви. На его восточном берегу расположен географический центр России. Озеро Таймыр - самое крупное на севере. К крупным озерам относятся Учум, Тагарское, Инголь.

- Какие минеральные источники есть на территории Красноярского края?

- Джеландак. Так называется одна из сопок в Балахтинском районе. У подножия ее находится санаторий "Красноярское Загорье". Лечебной базой его являются углекислые минеральные воды Кожановского месторождения. В нем более высокое содержание Рисунок 2 железа. Превышает Кисловодский Нарзан. Минеральная вода "Учумская", "Тагарская", "Шушенская", "Нанжуль" возвращает многим здоровье, силу, способность двигаться.

- Много ли воды на Земле?

- А вот сколько. Если бы земной шар был такой же гладкий, как глобус, и все океаны, моря, озера и реки разлились бы по его поверхности, то вся наша планета оказалась бы залита 9-метровым слоем воды. Казалось бы, воды на Земле сколько угодно. Но людям необходима пресная вода, которой не так уж много, а чистой пресной воды все меньше и меньше. Из 100 л воды - только 3л пресной, а остальные 97л - соленая вода, т.е. на 10 ведер воды, чистой только 1,5 стакана.

- Итак, для жизни человека, животных и растений необходима чистая вода. Каково же состояние водоемов нашего города?

IV. Постановка учебной задачи.

- Определите тему урока.

- Состояние водоемов нашего города. Источники загрязнения воды.

V. "Открытие" учащимися нового знания.

1.- Проведи мини-исследование по плану:

а) Опиши свойства воды:

- прозрачность

- запах

б) сделай вывод

(Пробы воды взяты в реках Енисей и Кача в черте города)

р. Енисей - вода мутная, без запаха.

р. Кача - вода грязная, имеет неприятный запах.

- Что является источниками загрязнения воды?

- Воды наших рек загрязнены. Они превращаются в бесплатную свалку. Могучий Енисей поглощает вредные вещества: нефть, металлы, синтетические и радиоактивные вещества. Виновники этих бед: Алюминиевый, Машиностроительный, Шинный и Маргариновый заводы.

2. - Прочитай текст и ответь на вопрос: Что может произойти, если не помочь Речке?

"Меня зовут Кап Капыч Капелюхин. Как-то раз пришла ко мне в гости Речка. Такая измученная, усталая.

- Ох, Кап Капыч, - говорит она, - не знаю, что и делать. Невмоготу стало жить. Автомашины прямо на берегу моют, грязь вперемешку с бензином в меня сливают, мусор прямо в воду бросают, а тут еще завод на берегу построили. И он меня скоро погубит".

- Речка может погибнуть.

3. Творческое задание "Клад" на дне реки.

- Однажды ученые исследовали дно реки. На участке дна длиной 5 км они обнаружили: 14 крупных железобетонных плит, 16 больших труб, 34 куска рельсов, 9 мотков колючей проволоки, 27 изогнутых железных листов, 43 огнетушителя, 18 пил, 31 топор, 108 котелков, чайников и кастрюль, 2486 разбитых бутылок, 36 сковородок, 27 утюгов, 814 стеклянных банок, 2214 консервных банок и много другого мусор

Покажите, как вы это себе представляете.

Дети вырезают детали из цветной бумаги и наклеивают на рисунок водоема (Рисунок 3).

Рисунок 3

4. Сказка "Разноцветная речка".

- А сейчас я расскажу вам сказку: "Текла по равнине речка с чистой прозрачной водой. Речка "Прозрачная".

Построили на ее берегу завод игрушек. Для работы нужно много воды - вот и положили от завода к речке две трубы. По одной вода на завод вливается, а по другой обратно выливается. Вливается чистая вода, прозрачная, а выливается грязная, отработанная. Удивительно ли, что речка стала здесь словно от стыда за творимые безобразия, алее мака.

Ниже по течению построили еще один завод - резиновых сапог. И он чистую, прозрачную воду жадно пьет, сбрасывая обратно грязную, отработанную воду. И стала речка от досады чернее черных резиновых сапог, которые выпускал завод.

Еще дальше на берегу - третий завод, маргариновый. Речка стала "сточной канавой". Она издает неприятный запах, а вода стала черной.

Так вот была речка чистой, называлась "Прозрачной". Была многоводной, стала - маловодной: много воды заводы забирают. Люди сердятся: ни постирать, ни умыться, ни жажду утолить, ни рыбки наловить".

- Ответьте на вопросы:

1. Почему рассказ назван "Разноцветная речка"?

2. Что является источником загрязнения водоемов?

На доске появляется рисунок (Рисунок 4).

 

Рисунок 4

5. Охрана источников воды. Способы очистки воды.

- Какие меры должен принять каждый человек, чтобы беречь воду?

Учитель фиксирует ответы ребят на доске.

 - Какие способы очистки воды знаете?

- Кипячение, использование серебряных ложек, замораживание, отстаивание.

- В речке вода меняется за 11-15 суток, ее можно за это время загрязнить и очистить. Океан может очиститься за 5 тыс. лет после прекращения загрязнения.

Красноярский край богат водой. Около 19,5% пресных вод нашей страны находятся в Красноярском крае и Хакасии.

VI. Итог урока

- Что происходит с водоемами в результате вмешательства человека?

- Что можно предпринять, чтобы уменьшить гибель водоемов?

VII. Домашнее задание

  • Запиши в тетрадь названия водоемов Красноярского края.
  • Составь мини-проект для очистки своего водоема (реки).
  • Предложи свой способ очистки воды в домашних условиях.