Региональный компонент базисного плана в Красноярском крае включает в себя курс "Природа и экология Красноярского края". С 2006 года этот предмет ведется в начальной школе. Изучение данного предмета направлено на формирование общих представлений о состоянии окружающей природной среды (природных ресурсов, воды, атмосферы, почвы, растительного и животного мира Красноярского края), на воспитание бережного отношения к природе родного края. Участвуя в конкурсе, я хочу предложить разработанный мною урок "Источники загрязнения воды".
Цели урока:
учащиеся должны:
- узнать источники загрязнения воды,
- выяснить, какой вред природе приносят загрязнения и как вести борьбу с ними,
- уметь проводить исследования.
Оборудование:
- физическая карта Красноярского края,
- фотографии рек и озер края,
- музыкальное сопровождение (шум воды),
- цветная бумага, клей, ножницы,
- глобус,
- Раицкая Г.В.Природа и экология Красноярского края: Уч. пособ.3кл.-Красноярск:ОАО "ПИК "Офсет", 2007.-88с.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Вот опять звенит звонок,
Начинается урок!
II. Формирование эмоционального фона урока.
Звучит запись шума воды.
- Определите, о каком веществе идет речь:
"Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу!"
- О воде.
III. Актуализация знаний.
- Вода хорошо вам знакома. Она такая привычная, повседневная. Что может быть более простым и ясным? И все же - что такое вода?
- Вода - жидкость. Жидкую воду мы пьем. Ею заполнены водоемы. В природе мы наблюдали туман. Он состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве бисеринки. Это роса. Роса-это "дождь" на траве, конденсация воды на поверхности Земли. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это снег и лед.
- Вода обладает свойствами. Назовите эти свойства.
На доске появляется схема.
- Какое значение имеет прозрачность воды?
- Пропускает свет и солнечные лучи, воздух.
- Что произойдет, если на поверхности воды образуется пленка?
- Не будет проходить свет и тепло, животные и растения могут погибнуть.
- Какое значение имеет растворенный в воде кислород?
- Необходим для дыхания обитателей водоемов. Люди сбрасывают в реки бытовой мусор. При гниении он поглощает кислород, растворенный в воде. В результате гибнут жители водоемов и они начинают "цвести".
- Ты знаешь, что вода - растворитель. Где в быту используется это свойство?
- Вещества, входящие в состав стиральных порошков, не растворяются в воде и проникают в живые организмы, отравляя их.
- Что же может произойти, если человек съест зараженную рыбу?
- Тоже заразится, и если выпьет зараженную воду - тоже заразится.
- Объясните, почему вода - одно из самых главных богатств Земли?
На доске коллективно составляется схема "Работа воды" (Рисунок 1).
Рисунок 1
- Есть у воды великая забота - поить Землю. Воду пьют все на свете поля, леса. Без нее не могут жить ни звери, ни люди. Вода не только всех поит, но и кормит. Вода работает на ГЭС - добывает электрический ток. Моет всех тоже вода. Умываются люди, машины, принимают душ города и дороги. Вода - самая широкая и удобная дорога. Без воды ни замесить, ни приготовить бетон для стройки, ни сделать бумагу для книг, ни ткань для одежды, ни лекарства, ни конфеты - ничего не сделаешь без воды. Вот она какая вода. А какой богатый и удивительный растительный и животный мир водоемов!
- Назовите и покажите на карте известные реки и водоемы Красноярского края (Рисунок 2).
Рисунок 2
- На территории Красноярского края насчитывается более 150 тысяч рек и речек. Более 200 000 озер разного размера. Три водохранилища. Главной рекой является Енисей. Он пересекает территорию края с юга на север. Это самая многоводная река нашей страны. В Енисее в 2,5 раза больше воды, чем в Волге, втрое - чем в Дунае, вшестеро - чем в Днепре. Десять рек, как Енисей, могли бы опоясать весь земной шар по экватору. Наиболее крупными притоками являются Ангара, Нижняя и Подкаменная Тунгусски. Озера размещены неравномерно. Озеро Виви. На его восточном берегу расположен географический центр России. Озеро Таймыр - самое крупное на севере. К крупным озерам относятся Учум, Тагарское, Инголь.
- Какие минеральные источники есть на территории Красноярского края?
- Джеландак. Так называется одна из сопок в Балахтинском районе. У подножия ее находится санаторий "Красноярское Загорье". Лечебной базой его являются углекислые минеральные воды Кожановского месторождения. В нем более высокое содержание Рисунок 2 железа. Превышает Кисловодский Нарзан. Минеральная вода "Учумская", "Тагарская", "Шушенская", "Нанжуль" возвращает многим здоровье, силу, способность двигаться.
- Много ли воды на Земле?
- А вот сколько. Если бы земной шар был такой же гладкий, как глобус, и все океаны, моря, озера и реки разлились бы по его поверхности, то вся наша планета оказалась бы залита 9-метровым слоем воды. Казалось бы, воды на Земле сколько угодно. Но людям необходима пресная вода, которой не так уж много, а чистой пресной воды все меньше и меньше. Из 100 л воды - только 3л пресной, а остальные 97л - соленая вода, т.е. на 10 ведер воды, чистой только 1,5 стакана.
- Итак, для жизни человека, животных и растений необходима чистая вода. Каково же состояние водоемов нашего города?
IV. Постановка учебной задачи.
- Определите тему урока.
- Состояние водоемов нашего города. Источники загрязнения воды.
V. "Открытие" учащимися нового знания.
1.- Проведи мини-исследование по плану:
а) Опиши свойства воды:
- прозрачность
- запах
б) сделай вывод
(Пробы воды взяты в реках Енисей и Кача в черте города)
р. Енисей - вода мутная, без запаха.
р. Кача - вода грязная, имеет неприятный запах.
- Что является источниками загрязнения воды?
- Воды наших рек загрязнены. Они превращаются в бесплатную свалку. Могучий Енисей поглощает вредные вещества: нефть, металлы, синтетические и радиоактивные вещества. Виновники этих бед: Алюминиевый, Машиностроительный, Шинный и Маргариновый заводы.
2. - Прочитай текст и ответь на вопрос: Что может произойти, если не помочь Речке?
"Меня зовут Кап Капыч Капелюхин. Как-то раз пришла ко мне в гости Речка. Такая измученная, усталая.
- Ох, Кап Капыч, - говорит она, - не знаю, что и делать. Невмоготу стало жить. Автомашины прямо на берегу моют, грязь вперемешку с бензином в меня сливают, мусор прямо в воду бросают, а тут еще завод на берегу построили. И он меня скоро погубит".
- Речка может погибнуть.
3. Творческое задание "Клад" на дне реки.
- Однажды ученые исследовали дно реки. На участке дна длиной 5 км они обнаружили: 14 крупных железобетонных плит, 16 больших труб, 34 куска рельсов, 9 мотков колючей проволоки, 27 изогнутых железных листов, 43 огнетушителя, 18 пил, 31 топор, 108 котелков, чайников и кастрюль, 2486 разбитых бутылок, 36 сковородок, 27 утюгов, 814 стеклянных банок, 2214 консервных банок и много другого мусор
Покажите, как вы это себе представляете.
Дети вырезают детали из цветной бумаги и наклеивают на рисунок водоема (Рисунок 3).
Рисунок 3
4. Сказка "Разноцветная речка".
- А сейчас я расскажу вам сказку: "Текла по равнине речка с чистой прозрачной водой. Речка "Прозрачная".
Построили на ее берегу завод игрушек. Для работы нужно много воды - вот и положили от завода к речке две трубы. По одной вода на завод вливается, а по другой обратно выливается. Вливается чистая вода, прозрачная, а выливается грязная, отработанная. Удивительно ли, что речка стала здесь словно от стыда за творимые безобразия, алее мака.
Ниже по течению построили еще один завод - резиновых сапог. И он чистую, прозрачную воду жадно пьет, сбрасывая обратно грязную, отработанную воду. И стала речка от досады чернее черных резиновых сапог, которые выпускал завод.
Еще дальше на берегу - третий завод, маргариновый. Речка стала "сточной канавой". Она издает неприятный запах, а вода стала черной.
Так вот была речка чистой, называлась "Прозрачной". Была многоводной, стала - маловодной: много воды заводы забирают. Люди сердятся: ни постирать, ни умыться, ни жажду утолить, ни рыбки наловить".
- Ответьте на вопросы:
1. Почему рассказ назван "Разноцветная речка"?
2. Что является источником загрязнения водоемов?
На доске появляется рисунок (Рисунок 4).
Рисунок 4
5. Охрана источников воды. Способы очистки воды.
- Какие меры должен принять каждый человек, чтобы беречь воду?
Учитель фиксирует ответы ребят на доске.
- Какие способы очистки воды знаете?
- Кипячение, использование серебряных ложек, замораживание, отстаивание.
- В речке вода меняется за 11-15 суток, ее можно за это время загрязнить и очистить. Океан может очиститься за 5 тыс. лет после прекращения загрязнения.
Красноярский край богат водой. Около 19,5% пресных вод нашей страны находятся в Красноярском крае и Хакасии.
VI. Итог урока
- Что происходит с водоемами в результате вмешательства человека?
- Что можно предпринять, чтобы уменьшить гибель водоемов?
VII. Домашнее задание
- Запиши в тетрадь названия водоемов Красноярского края.
- Составь мини-проект для очистки своего водоема (реки).
- Предложи свой способ очистки воды в домашних условиях.