Цели:
- Помочь учащимся осознать социальную значимость изучаемого материала в применении его в жизни.
- Создать условия для:
- применения ранее полученных знаний и умений в оценивании плодородия почв в сочетании с новыми сведениями о почвах;
- изучения понятий механический состав и структурная почва;
- изучения условий поддерживания плодородия почв;
- выяснения влияния системы земледелия на плодородие почв;
- выявления важнейших средств охраны почв и влияния на почвы хозяйственной деятельности человека.
Задачи:
- усвоение знаний по теме;
- учить обучающихся делать выводы по итогам разных видов .
- деятельности на уроке.
Оборудование:
- почвенная карта России, таблица "Мелиорация земель",
- презентация "Почвы и урожай. Меры по сохранению плодородия почв",
- мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение. Проверка домашнего задания
Географический диктант (кратко ответить на вопросы):
- Тип почв, промываемых с малым содержанием гумуса, имеющих горизонт светло-серого цвета. (Подзолистые).
- Почвы, имеющие низкое содержание перегноя, но большое засоление. (Сероземы, солончаки).
- Горизонт светло-серого цвета в почвах тайги. (Подзол).
- Почвы с мощным горизонтом гумуса. (Черноземы).
- Природная зона, имеющая самые плодородные почвы. (Степь).
- Природная зона, в которой формируются подзолистые почвы. (Тайга).
- Органическое вещество почвы. (Гумус).
- Почвы сухих степей. (Каштановые).
- Засоленные почвы. (Солончаки).
- Почвы Белгородской области. Почему? (Черноземы, лесостепная зона).
III. Объявление темы урока и совместная постановка целей урока с обучающимися.
IV. Рефлексия. Ваше отношение к почвам нашей страны. На лист бумаги, который лежит у вас на столе, в колонке "В начале урока" прикрепите соответствующую цветную полоску: "я спокойно отношусь к использованию почв в нашей стране"- зеленую полоску; "я тревожусь за состояние почв в нашей стране" - красную полоску.
V. Изучение нового материала.
1. Объяснение учителя (по ходу объяснения учителя, обучающиеся делают краткие записи в тетради):
- Главное свойство почвы - плодородие, т.е. способность обеспечивать рост и развитие растений питательными веществами и влагой.
- Плодородие почв зависит от механического состава, структуры, водно-воздушного режима и т.д.
- Механический состав почвы - это соотношение в ней твёрдых минеральных частиц разного размера: песка, глины, ила, пыли и т.д.
- Почва - это смесь разных частиц: 1 мм - мелкозём, крупнее 1 мм - скелет почвы.
- По соотношению частиц слагающих почву они подразделяются на глинистые, суглинистые, песчаные и супесчаные, приставка "су" указывает неполное содержание в смеси глинистых или песчаных частиц.
- Песчаные и супесчаные почвы называют лёгкими, глинистые и суглинистые - тяжёлыми из-за различной водопроницаемости
- Почвенные частицы, склеенные в устойчивые комочки или агрегаты разной формы разной величины и формы называют структурной почвой.
- Между комочками этих почв находится множество пустот - пор, по которым влага проникает внутрь, прочно там удерживается, в порах присутствует воздух, а кислород обеспечивает воздухом корни растений и участвует в процессе разложения органических веществ.
- Агротехнические мероприятия - распашка, боронование, внесение удобрений, внедрение севооборотов.
- Механическая обработка - распашка, в процессе которой пахотный горизонт приходит в комковатое содержание, улучшает структуру, регулирует водный и воздушный режим, уничтожает сорняки
- В настоящее время в стране не осталось неосвоенных земель, пригодных для земледелия.
- Обрабатываемые почвы заметно снизили своё плодородие и его необходимо поддерживать, чтобы получать необходимые результаты.
- Потребности в получении с/х продукции с каждым годом возрастают
- В настоящее время остро стоит вопрос рационального (разумного) использования уже имеющихся почвенных ресурсов и повышения плодородия почв.
2. Работа с учебником.
- Проанализировать рис. 91. Основные виды сельскохозяйственной мелиорации и сделать вывод: какие виды мелиорации наиболее характерны для Белгородской области.
- Прочитать текст на стр.132 к рис.92.Мелиорация земель в России и сделать вывод по карте о причинах размещения данных видов мелиорации.
- Проанализировать карту рис.93. Эрозионные земли на территории России сделать вывод о причинах размещения зон возможного проявления эрозии.
3. Закрепление изученного материала.
Сделать выводы по изученному материалу и записать кратко в тетрадь:
- Для разных почв и в разных климатических условиях при возделывании разных культурных растений приемы и способы обработки должны быть различны.
- В засушливых районах необходимо бороться за накопление и сохранение в почве влаги; в районах с повышенным увлажнением. Наоборот, бороться с ее избытком.
- Правильная обработка почвы включает в себя разнообразные приемы.
- Почва - важнейший природный ресурс, который при длительном использовании не убавляется, а сохраняется и даже улучшается.
- Почву необходимо беречь от разрушения и охранять от загрязнения.
- Почвы нуждаются во внесении удобрений, использовании оптимальной агротехники.
- Чрезвычайно актуальна защита почв от эрозии (ветровой и водной).
- Только тогда человек может рационально использовать все заложенные в почву ресурсы плодородия.
VI. Итог урока.
Вопросы учащихся друг другу:
- Что нового мы сегодня узнали на уроке?
- Могут ли эти знания нам пригодиться в жизни?
VII. Домашнее задание параграфы 20-21, устно вопросы и задания на стр.129,134.
Подготовиться к обобщению по теме "Почвы - национальное достояние страны".
VIII. Рефлексия.
Изменилось ли ваше отношение к состоянию почв нашей страны после изучения темы "Почвы и урожай. Меры по сохранению плодородия". Приклейте соответствующего цвета полоску в колонку "В конце урока"
Мое отношение к состоянию почв в нашей стране
В начале урока | В конце урока | ||
Я спокойно отношусь к состоянию почв в нашей стране" | Я тревожусь за состояние почв в нашей стране | Я спокойно отношусь к состоянию почв в нашей стране" | Я тревожусь за состояние почв в нашей стране |
- Я спокойно отношусь к состоянию почв в нашей стране" - зеленый цвет
- Я тревожусь за состояние почв в нашей стране - красный цвет