Каким должен быть выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, в современном обществе? “Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.” ориентирует педагогов на формирование у школьников ключевых компетенций, опирающихся на фундаментальные знания, универсальные умения, опыт творческой деятельности и личной ответственности. Роль школы в решении этих задач определена в современных образовательных стандартах и примерных программах основного общего и среднего (полного) общего образования по всем учебным предметам.
Сегодня учитель призван не только сформировать у учеников системные знания, но и научить применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, создать условия для становления у школьников гражданской позиции, готовности к жизни в поликультурном, динамично развивающемся мире, способности адаптироваться к меняющимся условиям трудовой деятельности. Выпускник должен обладать определенными качествами личности:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией
- быть коммуникабельными
- постоянно заниматься самообразование и самосовершенствованием
На развитие вышеперечисленных качеств направлено развивающее обучение, в котором развитие человека является не побочным продуктом, а прямой и главной целью. Развивающее обучение направлено на формирование личности, его цель – развитие ученика, в частности его интеллекта. Основой этого процесса является самостоятельная познавательная деятельность. Метод проектов позволяет решать задачи по формированию и развитию различных умений и компетенций. Он направлен на:
- формирование критического мышления
- формирование коммуникативных навыков (в том числе работа в команде с выполнением разных социальных ролей).
Стремительно развивающиеся Интернет-технологии позволяют реализовывать метод проектов не только для группы учащихся определенного образовательного учреждения, но и для группы учащихся, объединенных интересом к проблеме, но территориально находящихся далеко друг от друга. В рамках интерактивного обучения с использованием Интернет за методом проектов большое будущее.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы ХХ века в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Здесь важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо использовать имеющиеся знания. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельной работы. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Сущность метода проекта состоит в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний.
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 году под руководством русского педагога С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в обучении. При советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП(б) “О начальной и средней школе” в 1931 году метод проектов был осужден. В дальнейшей педагогической практике России метод проектов не применялся.
За рубежом (США, Англия, Германия, Дания, Италия и др.) все эти годы проектный метод развивался и совершенствовался.
Теперь уже несомненно эта технология относится к технологиям XXI века, формирующая умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека современного общества.
В основе проектной деятельности учащихся лежит развитие познавательных навыков, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
В современном понимании, проектная деятельность – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
В педагогической литературе существует несколько классификаций методов проекта.
I. Классификация А.С.Сиденко.
1. По характеру результата
- информационный
- исследовательский
- обзорный
- проекты-инсценировки.
2. По форме
- видеофильм
- рекламный ролик
- телепрограмма
- интервью с известными людьми
- журнальный репортаж
- рок-опера.
3. По профилю знаний
- монопроекты
- межпредметные проекты.
4. По числу участников
- личностные
- парные групповые.
II. По типу объекта проектирования (по А.Г. Раппопорту).
- Морфологические – проектирование вещей
- Социальные – проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов
- Экзистенциальные – проектирование личностного развития человеческого “Я” в процессе построения своей судьбы
III. По характеру координации.
- С открытой, или явной координацией – координатор проекта участвует в проекте в собственной, своей функции, ненавязчиво направляя работу, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников.
- Со скрытой координацией – координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный, но как один из многих участников проекта.
IV. По уровню контактов.
- Внутришкольные или региональные – проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, внутри одной страны.
- Международные – эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку фактически в них реализуется диалог культур со всеми присущими ему познавательными, коммуникативными аспектами.
V. По продолжительности.
- Краткосрочные – на нескольких уроках.
- Средней продолжительности – 1–2 месяца.
- Долгосрочные – до года.
VI. На основе материалов Е.С. Полат.
- Исследовательские – требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов.
- Творческие – предполагают соответствующее творческое оформление, не имеют детально разработанной структуры совместной деятельности участников.
- Ролево-игровые – участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.
- Информационные – требуют от участников изначальной направленности на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомления участников проекта с этой информацией, ее анализа и обобщения фактов, предназначенных для широкой аудитории.
- Практико-ориентированные – отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.
Приказом МОиН РФ от 18.07.2002 № 2783 была утверждена Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.
Профильное обучение представляет собой особый вид дифференциации и индивидуализации обучения; форма организации учебной деятельности старшеклассников, при которой учитываются их интересы, склонности и способности, создаются условия для максимального развития учащихся в соответствии с их познавательными способностями и профессиональными намерениями.
Метод проектов широко используется в профильном обучении старшеклассников. Именно он позволяет научить применять изучаемую теорию на практике для решения конкретных проблем реальной жизни.
Цели проектной деятельности таковы:
- воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;
- развитие коммуникативных, исследовательских навыков,
- развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;
- развитие критического мышления.
Основные требования к использованию методов проектов:
- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания;
- практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;
- мамостоятельная (индивидуальная, групповая) деятельность учащихся;
- мтруктурирование содержательной части проекта;
- использование исследовательских методов.
Рассмотрим стадии реализации проекта.
- Представление темы проекта.
- Формулирование темы проекты.
- Планирование работы.
- Осуществление проекта.
- Представление проекта.
- Оценка проекта.
Выбор тематики проектов может быть различным. Обязательным является только то, что они должны быть актуальными и продиктованы временем.
Необходимо разумное и оптимальное внедрение метода проекта в учебный процесс, не вытесняя при этом другие методы и формы обучения учащихся в системе профильного обучения.
Механизм работы с использованием проектного метода приведен в Приложении 10.
Методы, используемые в проектной деятельности.
- Исследовательские (дискуссии, эвристические беседы)
- Поисковые (мозговые атаки)
- Научный метод (ролевые игры)
Интеллектуальные умения, необходимые при использовании метода проектов.
Предметная область знаний.
- Совокупность соответствующих компетенций.
Интеллектуальные умения критического мышления.
- Поиск информации.
- Осмысление.
- Анализ.
- Синтез.
- Применение.
- Оценка.
Коммуникативные умения.
Сейчас проектный метод уже шагнул за пределы школьных стен и учебные проекты могут применяться не только на уроке или во внеурочной деятельности, но и реализовываться с помощью сети Интернет, так называемые сетевые (дистанционные) проекты. Жизнь требует применения современных информационных технологий, использования компьютера на уроках, что является очень актуальным в наш век информационных технологий. Я работаю, используя курс “Intel - Обучение для будущего”.
Работа над проектной методикой с использованием информационных технологий очень хорошо воспринимается детьми, присутствует огромное их желание принимать участие в работе над проектами, а то, что у большинства учеников компьютеры есть дома знчитель упрощает задачу учителя. В своей практике я использую проектную деятельность только на основе информационно-коммуникационных технологий, т.к. вижу огромные преимущества перед традиционной методикой. К традиционным плюсам добавляются еще несколько пунктов и можно отметить, что метод проектов:
- способствует формированию ключевых компетенций учащихся;
- реализуются принципы личностно- ориентированного обучения;
- обеспечивается содержательное единство тем проектов за весь курс физики;
- в результате работы учащихся над проектом получаются готовые медиа продукты, которые могут быть использованы другими учителями при проведении уроков;
- повышается мотивация к изучению физики.
При работе над проектом учащиеся представляют результаты своей работы в виде презентаций (выполненных в MS PowerPoint), публикаций (выполненных в MS Word, MS Pablisher), занимательных опытов, мини-лабораторных работ и т.д. Проектная методика позволяет каждому учащемуся освоить на достаточно хорошем уровне создание презентаций, публикаций, что несомненно повышает интерес и к информационным технологиям и к физике или другому предмету. Результат работы над проектом может быть внешним и внутренним. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности, внутренний результат (опыт деятельности) становится достоянием учащихся, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
В приложениях к данной работе размещены мои разработки:
- визитная карточка межпредметного проекта “Свет”, в котором я выступаю в качестве соавтора (физика, биология) (приложение 1).
- визитная карточка проекта “Альтернативные источники энергии” (физика, география) (приложение 2).
- Буклет для представление проекта “Альтернативные источники энергии” (Приложение 3)
- Буклет – образец работы учащегося “Электростанции – вчера и сегодня” (Приложение 4)
- Рефлексия работы группы в проекте “Альтернативные источники энергии” (Приложение 5)
- Карта З_И_У для работы в проекте “Альтернативные источники энергии” (Приложение 6)
- Памятка по проведению исследования (Приложение 7)
- Памятка по работе в ИНТЕРНЕТ (Приложение 8)
- Оценка работы групп в ходе реализации проекта “Альтернативные источники энергии” (Приложение 9)
Метод проектов – интересен не только ученикам, которые получают интеллектуальный продукт своей деятельности достаточно быстро, но педагогам, т.к. подготовка и планирование учебных проектов позволяет им постоянно заниматься самообразованием как в рамках своего предмета, таки в рамках смежных дисциплин и информационных технологий.
Метод проектов - мощное средство, позволяющее увлечь новое поколение по пути саморазвития, самосовершенствования, самопознания и самовоспитания. Создание условий для исследовательской деятельности учащихся позволяет реализовать право на получение качественного образования, реализовать их жизненные цели. Но нельзя забывать, что это всего лишь один из эффективных методов обучения и он не может решить все педагогические проблемы.
Информационные источники
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров /Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 1999. –224 с.
2. Intel® – “обучение для будущего”: Учебное пособие – 5-е издание, исправленное.- М.:Издательско – торговый дом “Русская Редакция”, 2005 г. – 368 с
3. Intel® – “обучение для будущего”: Учебное пособие – 8-е издание, исправленное и доплненное. - М.:Интернет – Университет Информационных Технологий, 2006 г. – 148 с.
4. Вербицкий, А.А. Метод проектов как компонент контекстного обучения / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова // Школьные технологии. – 2006. – № 5.
5. Лобзова, Е.В. Организация проектной деятельности учащихся как способ обновления содержания образования (11 класс)/ Е.В. Лобзова // Образование в современной школе. – 2008. – № 1.
6. Нефедова, Л.А. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении / Л.А. Нефедова, Н.М. Ухова // Школьные технологии. – 2006. – № 4. – С. 61–66.
7. Сергеев, С.В. Проектирование обучающих сред [Текст] / С.В. Сергеев // Школьные технологии. – 2006. – № 3.