Урок по изобразительному искусству в 6-м классе на тему "Отношение художника к миру природы. Колорит в пейзаже"

Разделы: МХК и ИЗО


Задачи урока:

Развивающая.

Развивать эмоциональную и чувственную отзывчивость, “визуальное мышление” - мышление зрительными образами.

Воспитательная.

Разбудить ребёнка, научить понимать и ценить красоту природы, её неповторимость, воспитывать чувство радости от передачи этой красоты в цвете.

Обучающая.

Расширить представления детей о выдающихся направлениях в живописи, поздний романтизм (художники передвижники), импрессионизм (Россия и Франция конца 19 века). Научить как с помощью различной манеры письма передавать пространство, состояние и свои чувства в работе над пейзажем.

Задание: Философское размышление: “Дорога, по которой мне хотелось бы идти”.

Оборудование для учителя:

Стенды:

  1. Современный пейзаж (музыка).
  2. Пейзажи художников передвижников.
  3. Пейзажи художников импрессионистов.

Музыка.

  1. “Одинокий пастух”.
  2. П.И.Чайковский “Осенняя песнь”, “Подснежник”.
  3. Музыка К.Дебюсси.

Оборудование для обучающихся: Мольберты, бумага, гуашь, кисти.

ХОД УРОКА

Звучит спокойная музыка “Одинокий пастух ”.

УЧИТЕЛЬ: Достоинство художника заключается в том, что бы уметь уловить и выразить красоту природы. (Стенд с изображениями пейзажей)

Глядя на эти работы, вы уже догадались, что темой сегодняшнего урока будет: “Отношение художника к миру природы”. Я приглашаю вас совершить экскурсию по нашему выставочному залу, где вы познакомитесь с репродукциями классиков русской пейзажной живописи.

Звучит “Осенняя песнь” П.И.Чайковского.

Учитель читает стихотворение Теофила Готье “Пейзаж”.

Нигде ни единой птицы,
Нигде не качнётся лист,
И только дрожат зарницы,
И запад багров и мглист.
Направо - земля сырая,
Размокших полей штрихи,
Над серым пятном сарая
Кривой силуэт ольхи;
Налево светится глухо
Водой затопленный ров,
По сизой глине старуха
Бредет с вязанкою дров,
А дальше только дорога,
Петляя, словно тесьма,
Уходит в сумерки лога
За синий контур холма.

УЧИТЕЛЬ: О каком жанре идёт речь?

ДЕТИ: О пейзаже.

УЧИТЕЛЬ: Как вы считаете, всегда ли существовал пейзаж как самостоятельный жанр?

ДЕТИ: Нет. До 17 века пейзаж был только фоном к картинам на религиозный сюжет.

УЧИТЕЛЬ: Какие художники первыми обратились к пейзажу, стремясь передать красоту  природы?

ДЕТИ: Малые голландцы.

УЧИТЕЛЬ: В данной экспозиции представлены репродукции картин с пейзажей известных художников 19 века. (Звучит музыка, написанная в этот период). Что это за музыка?

ДЕТИ: “Осеняя песнь” П.И.Чайковского.

УЧИТЕЛЬ: Слушая музыку, скажите, есть на выставке пейзажи, изображающие настроение созданное музыкой?

ДЕТИ: Да. Левитан “Золотая осень”. В этой картине мы видим мягкую сочную, русскую осень. Она поет свою, хоть и печальную песнь.

УЧИТЕЛЬ: В какой ещё репродукции вы видите звучание осени?

ДЕТИ: “Осенний день. Сокольники”.

УЧИТЕЛЬ:

Какие чувства вызывает эта картина?

ДЕТИ: Я вижу, что небо покрылось густыми серыми тучами и на душе становится тоскливо и одиноко. Это одиночество создаёт создаёт и маленькая женская фигурка бредущая по аллее, которая стремится раствориться в густом тумане.

УЧИТЕЛЬ: Как удалось передать состояние?

ДЕТИ: С помощью цвета.

Звучит музыка П.И.Чайковского “Подснежники”.

УЧИТЕЛЬ: Прислушайтесь к этой мелодии. Какое время года здесь?

ДЕТИ: Весна. Пробуждение природы.

УЧИТЕЛЬ: Какие из представленных репродукций передают настроение Весны?

УЧИТЕЛЬ: А могут эти работы быть написаны одним человеком?

ДЕТИ: Нет. Разная техника исполнения.

УЧИТЕЛЬ: Вы правы. Выполняя свою картину “Большая вода”, Левитан вспомнил своего любимого учителя Саврасова, который за 20 лет до него произвёл своими “Грачами” впечатление настоящей весны в русском пейзаже.

Каким образом художникам удалось заставить петь, звучать свои пейзажи?

ДЕТИ: С помощью колорита.

Сидя в мастерской и не чувствуя природу, художник не смог бы передать свои переживания на холсте. Художник учится у природы.

Звучит музыка К.Дебюсси.

УЧИТЕЛЬ: Вслушайтесь теперь в эту музыку! Похожа ли она на пьесы П.И.Чайковского?

ДЕТИ: Нет.

УЧИТЕЛЬ: Музыка Клода Дебюсси полна пленительной неги и очарования мелодия арфы не имеет завершения, она то начинается, то обрывается.

Даже не зная программы этого произведения, легко представить, что оно навеяно образами природы – так прозрачна, светла и радостна эта “звуковая живопись”, в которой нет смешения тембров инструментов. Посмотрите на работы, представленные в данной экспозиции. Что кажется нам странным, поражает с первого взгляда?

ДЕТИ: Манера письма, техника выполнения.

УЧИТЕЛЬ: Вы правы.

В тот же самый период, это конец 19 века, в России появилось товарищество художников-передвижников, во Франции начала работу группа молодых художников импрессионистов.

Более 100 лет назад на художественной выставке в Париже появилась картина художника Клода Моне, изображающая восход солнца. Она привлекла всеобщее внимание, прежде всего, названием: “Впечатление. Восход солнца”.

Но и сама живопись была необычна, она передавала ту, почти неуловимую, переменчивую игру красок и света, которая ускользает от взора обычного наблюдателя. Название картины было точным: “Впечатление” и оно положило название целому направлению в живописи, названному импрессионизмом, от французского impression.

Художники-импрессионисты, также как и наши русские классики пейзажной живописи, стремились навсегда запечатлеть всю прелесть ускользающего мгновения, но наверное, ещё более эмоционально.

Клод Моне подлинный зачинатель импрессионизма – любил приходить с этюдником на одно и то же место и писать один пейзаж в разное время дня, при различной погоде и при разном освещении.

УЧИТЕЛЬ: Перед вами картины художника “Бульвар Капуцинок” в Париже. Какое время года в картине?

ДЕТИ: Зима и Осень.

УЧИТЕЛЬ: А в картине “Тополя на берегу Энт”, с помощью чего художнику удалось передать состояние природы?

ДЕТИ: С помощью колорита. Колорит – теплый, желтоватый и холодный, с зелёным.

УЧИТЕЛЬ: А в картине “Стог сена”?

ДЕТИ: “Эффект снега. Утро”. “Конец лета. Утро”.

Внимательно посмотрите фрагмент. Какое изобилие чистых цветов, несмешанных красок. Я не могу не показать вам известный Руанский собор: в полдень, в сумерках, вечером.

Вблизи ничего не понятно, картины нужно смотреть издалека. Увидев картины “Лондон”, “Мост Ватерлоо” на выставке, лондонцы удивились: Они считали, что туман бывает мутно-серым, а художник написал его в каких тонах?

ДЕТИ: Сиреневых.

УЧИТЕЛЬ: Посмотрев на эту странную картину и выйдя на улицу, зрители убедились, что художник прав. Художник показал людям то, что без него они, может быть, и не заметили бы. Это направление в живописи, поначалу вызывало усмешки и недоумение. Но их любовь к природе постепенно передавалась и зрителям, учила их видеть красоту окружающего мира. Так же как и музыканты этого периода,

художники – импрессионисты любили и ценили колорит звучания : певучего и теплого, или холодновато-прозрачного.

Я предлагаю вам выйти на пленер, понаблюдать, сделать зарисовки для своих будущих пейзажей. Выбрать необходимое для своей работы колористическое решение. Мы с вами совершили увлекательное путешествие. Мы полны впечатлений. Но чтобы передать их на бумагу, давайте вспомним, как ведется работа над пейзажем?

Я рисую. Это моя дорога. (Сравниваю с дорогой Левитана)

Что поведал нам Левитан в своей Владимирке?

ДЕТИ: Размышляя о жизни, возможно, это живая история, много видавшая на своем пути.

УЧИТЕЛЬ: Используя свои наблюдения, свои зарисовки, выполненные на пленере, создайте свою дорогу, по которой вам хотелось бы идти.

Рисуют дети.

Выставка детских работ (возле доски)

УЧИТЕЛЬ: Сегодня на уроке мы были и искусствоведами, и художниками. А теперь станем художественными критиками, ценителями искусства. Перед вами удивительная выставка уже ваших произведений.

Удалось ли нам с вами, так же как и художникам-передвижникам и художникам-импрессионистам, передать в работах свои чувства, мысли, настроение?

Какая работа понравилась? Чем? (Идёт обсуждение)

УЧИТЕЛЬ: Вы талантливы! Вы можете смотреть и видеть. Чувствовать и передавать свои чувства на бумагу, Вы настоящие юные художники. Но всегда помните слова И.Бунина:

Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия,
Она повсюду разлита,
Она везде, где красота.