Цели:
- Развивать умения употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; формировать навыки правописания родовых окончаний имён прилагательных.
- Дать представление об изменении в жизни растений весной, поговорить о разнообразии растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины.
- Развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
I. Психологический настрой.
Учитель:
Стали все по кругу
Улыбнулись солнцу, мне, друг другу.
Положите мне на ладонь свою, образуем большую дружную семью.
Учитель:
- Сегодня на нашем уроке мы постараемся повторить изученные ранние орфограммы, обобщим знания об имени прилагательном. В помощь возьмём внимание, сосредоточенность, дружелюбие. Посмотрите в окошко и опишите сегодняшний день, используя имена прилагательные.
Ученик:
Сегодня радостный, солнечный, прекрасный день.
Учитель:
Да, за окошком чудесное время года, а какое вы узнаете, отгадав загадку:
Тает снежок, ожил лужок
День прибывает
Когда это бывает?
Ученица:
- Это бывает с приходом весны.
Учитель: (Слайд № 2). Презентация
- К вам в гости пришла весна-красна, которая посмотрит, как вы повзрослели и чему научились за этот год.
(Звучит музыкальное произведение о весне, появляется девочка в костюме весны)
Учитель:
- Правильно, это весна, замечательное время года. А какие же изменения происходят в природе с приходом весны?
Ученик:
- Природа просыпается и оживает после зимнего сна.
Учитель:
Весна всему свой голос дарит -
Воде, листве, земле - всему:
Кострам в лесу и птичьей паре,
Глазам и сердцу моему.
- Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями. Угадайте, кто они? (Слайд № 3)
По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег
А на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех.
Ученик: Подснежник.
А я цветочек жёлтенький. (Слайд № 4)
С зелёным стебельком
Раскроюсь утром ранним
Закроюсь вечерком.
Ученик:
- Одуванчик
Учитель:
- Правильно. Это первые весенние цветы.
II. Минутка чистописания. (Слайд №5)
Учитель:
- Откройте, пожалуйста, свои тетради, подготовьте руку к письму. Нарисуйте безотрывно первоцветы.
Учитель:
- Составьте предложение со словами: подснежник, одуванчик.
Ученик:
- Первый весенний цветок – нежный голубоватый подснежник.
Ученица:
- От яркого весеннего солнца распустился желтоглазый одуванчик.
Учитель:
- Разберите по составу слово - подснежник.
С помощью, какой части речи показано своеобразие весенних цветов?
Ученик:
- С помощью имен прилагательных: нежный, голубоватый, желтоглазый.
Учитель:
- Какая часть речи называется именем прилагательным? Как изменяются имена прилагательные?
Ученица:
- Часть речи, которая отвечает на вопросы: какой? какая? какие? какое? и обозначает признак предмета называется именем прилагательным.
Учитель:
- С какой частью речи связаны имена прилагательные?
Ученик:
- Имена прилагательные связаны чаще всего связаны по смыслу с именами существительными: например в записанных предложениях: весенний цветок, нежный голубоватый подснежник, желтоглазый одуванчик.
Ученица:
- Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.
Учитель:
Проверьте правильность своих ответов: (Слайд № 6)
Таблица 1. Имя прилагательное
Имя прилагательное | |||
Обозначает признак предмета | Отвечает на вопросы: какой? какая? какие? какое? |
Изменяется по родам, числам и падежам |
Связано по смыслу именем существительным |
III. Работа в группах. (Слайд № 6)
Учитель (Слайд №7):
Посмотрите на экран, прочитайте слова: день, лесная, полянка, солнечный, весеннее, солнце, одуванчики, синие, колокольчики, желтоглазые.
- На какие групп можно разделить эти слова?
Ученик:
- Я считаю, что данные слова можно разделить на две группы: 1- имена существительные, 2- имена прилагательные.
Учитель:
Задания: 1-й группе: выписать имена существительные; 2-й группе: выписать имена прилагательные: 3-й группе:
От каждой группы выходит представитель и читает выполненное задание:
Ученик от 1-й группы: день, полянка, солнце, одуванчики, колокольчики.
Ученица от 2-й группы: лесная, солнечный, весеннее, синие, желтоглазые.
Ученик от 3-й группы: солнечный день, весеннее солнце, лесная полянка, желтоглазые одуванчики, синие колокольчики.
Учитель (Слайд № 8):
- Проверьте, верно ли вы справились с этими заданиями, внимание на экран. (Таблица 2):
Таблица 2
Существительные | Прилагательные |
день | солнечный |
солнце | весеннее |
полянка | лесная |
ландыши | белые |
колокольчики | синие |
Учитель:
- Составьте из данных групп словосочетания: существительное + прилагательное.
Учитель:
- Что обозначают имена прилагательные?
Ученик:
- Признак предмета.
Учитель:
- С какой частью речи чаще всего связаны?
Ученик:
- С именем существительным.
IV. Физкультминутка
Вырос высокий цветок на поляне (потянулись вверх).
Утром весенним раскрыл лепестки (разводим руки в стороны).
Всем лепесткам красоту и питанье.
Дружно дают под землёй корешки (приседание).
V. Работа под диктовку.
Учитель:
- Запищите предложение: Цветут синие пролески, белые ветреницы, лиловые медуницы, сиреневые хохлатки.
- Ребята, а каких цветах идет речь в этом предложении?
Ученик:
- Это первые цветы, которые появляются, после того как сойдёт снег.
Учитель:
- Правильно эти цветы называют – первоцветы. Найдите в предложении имена прилагательные и подчеркните их. Почитайте.
Ученик:
- Синие, белые, лиловые, сиреневые.
Учитель:
- Как подчеркнули имена прилагательные? Каким членом предложения они являются?
Ученица:
- Прилагательные подчёркиваются волнистой линией и в предложении являются определениями.
Учитель:
- А как бы выглядело бы это предложение без имён прилагательных, прочитайте предложение без имён прилагательных.
Ученик:
- Цветут пролески, ветреницы, медуницы, хохлатки.
Учитель:
- Какова роль имён прилагательных в нашей речи?
Ученица:
- Имена прилагательные украшают нашу речь.
Учитель:
- Определите число имён прилагательных.
Ученик:
- Имена прилагательные в предложении употреблены во множественном числе.
Учитель:
- Очень трудно представить нашу жизнь без цветов. С весны до поздней осени в лесах, на полях, в садах цветут разнообразные растения. Давайте внимательно посмотрим на текст, прочитайте его и выпишите имена прилагательные, определите род и число.
VI. Восстановление деформированного текста.
Учитель (Слайд № 9):
- Первые вестники весны - птицы принесли предложения, но пока они летели, все предложения перепутались. Составьте из данных предложений текст. Озаглавьте его и запишите.
Солнечным днём появились на проталинке желтоголовые мать и мачеха.
Пробудились первые цветочки.
Поднялась с земли и расцвела нежная медуница.
Земля наряжается в праздничный наряд.
Улыбнулась из-за тучи весеннее солнышко.
Умылись талой водой и засеяли улыбкой весны голубоватые подснежники.
Учитель (Слайд №10):
- Посмотрите на экран. Сверьте свои результаты
Улыбнулась из-за тучи весеннее солнышко.
Пробудились первые цветочки.
Солнечным днём появились на проталинке желтоголовые мать и мачеха.
Умылись талой водой и засеяли улыбкой весны голубоватые подснежники.
Поднялась с земли и расцвела нежная медуница.
Земля наряжается в праздничный наряд.
Учитель:
- Выпишите имена прилагательные, определите род, число и падеж. (Взаимопроверка)
К доске вызывается ученик.
Ученик:
- Весеннее (ср. род; ед. ч., им.п.), первые (мн.ч.), солнечным (ед.ч., м.р., т.п.) желтоголовые (мн. ч.), талой (ед.ч., ж.р., т.п.), голубоватые (мн.ч.), нежная(ж.р., ед.ч.), нежная (ж.р.. ед. ч.. им. п.), праздничный (м.р., ед. ч., в.п.).
VII. Итог урока.
На экране поляна с весенними цветами. (Слайд № 11)
Учитель:
- Мне очень хочется собрать букет. Как вы думаете можно ли срывать цветы?
Ученица:
- Мне кажется, что нет. Так как лекарственные растения лечат нас от недуга, другие растения предсказывают погоду, или просто радуют наш глаз.
Учитель:
- Есть любители собирать цветы в большие букеты. Из года в год всё меньше цветов распускают свои пышные головки. Нужно охранять и оберегать эти прекрасные вестники весны. Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности. Стоит ли губить растение из-за нескольких дней красоты? Правильно. Ведь недаром говорят: Поймала бабочку - она погибла, сорвала цветок – он увял, и тогда стало понятно к красоте нужно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу. А букеты нужно составлять только из тех цветов, которые выращены руками человека.
- Ребята, посмотрите на это четверостишие и прочитайте его внимательно. (Слайд №12)
Я должен над цветами наклониться
Ни для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать!
Учитель:
- Ребята, какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
Ученик:
- Если мы будем по настоящему, серьёзно заботиться о природе, мы станем добрее.
Ученица:
- Хочется, чтобы каждый человек не на словах, а на деле показывал свою заботу и любовь к цветам.
VIII. Подведение итогов урока.
Учитель:
- Какой материал вы сегодня повторили на уроке?
Ученик:
- Имена прилагательные.
IX. Оценивание учащихся.
Учитель:
- На этом уроке вы проявили себя грамотными, любящими природу и окружающий мир людьми.
Мне хочется оценить вашу работу на уроке.
X. Домашнее задание. (Слайд № 13)
Написать мини-сочинение о красоте весеннего леса, о необходимости оберегать природу.
На экране слайд № 14. Спасибо за урок.