Цель: познакомить с эффективными приемами использования СМИ на уроках для активизации познавательной деятельности и формирования критического мышления.
СМИ часто называют средствами массового обмана. Мы должны подвести детей к другому восприятию этого весьма полезного ресурса. Что такое СМИ для обывателя - средства массовой информации, а для нас: Смотри. Мысли. Исследуй.
Но прежде определимся, какие источники информации мы можем использовать на уроке?
СМИ – это - пресса - телевидение - Интернет.
- Какая тема сейчас самая актуальная в СМИ? (Договор с Украиной; инаугурация)
Давайте возьмем ситуацию с Украиной. На экране одна из статей по данной тематике. (На текущий год сохранится прежняя ставка – 1,6 долларов за транспортировку 1 тысячи кубометров Российского газа на расстояние 100 км)
При изучении какой географической темы можно использовать этот материал? (Газовая промышленность, страны Ближнего зарубежья).
В какой форме можно представить материал?
- комментированное чтение;
- дискуссия;
- практическая работа (отметить на контурной карте страны).
Но, согласитесь, одна статья не содержит всю информацию. Для того чтобы у учеников сложилась объективное представление, необходимо собрать как можно больше информации: статьи из разных газет, телевизионные новостные передачи, интернет-информация.
Мои ученики собирают и классифицируют информацию по интересующей проблеме. На уроках эта информация обсуждается. Далее ее необходимо проанализировать и представить в форме учебного материала: задач, графиков, диаграмм.
Сначала такие задачи составляю я. Например, в газете “Восход” мы нашли данные по рождаемости и смертности в Ишимбайском районе. В 2008 году в городе родилось 866 детей, а умерло 1015 человек, найдите естественный прирост. Получается минус 139. Стоит задуматься… Так же результат можно представить в виде графиков или диаграмм. Эти задания очень удобно использовать на этапе закрепления изученного материала на уроке.
На данном примере хорошо прослеживаются межпредметные связи. Ученикам всегда кажется, что география не имеет связи с математикой, но это не так. Решая такие задачи, мои ученики удивленно восклицают: “Ведь это сплошная математика”. Мы, собственно, и добиваемся, чтобы они поняли: “Всё в школе и жизни взаимосвязано”.
Традиционно на уроках географии используются видеоматериалы образовательных каналов “нэшнл-географик”, “школьник”, “дискавери”, “планета животных”. Они помогают наглядно представить то, о чем говорится на уроке. В самом деле, “Лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать”.
Кроме этого можно:
- написать на доске задания по содержанию фильма;
- можно попросить составить план после просмотра фильма;
- еще ваши ученики могут составить конспект или выполнить зарисовки. Но помните, что эти задания нужно выполнять после просмотра или во время специальных пауз, иначе само задание теряет смысл.
Работа с названными каналами должна быть систематической. Детям необходимо знать про них, смотреть полезные фильмы и передачи.
В начале проводником становится учитель:
- изучает программу телепередач, выделяет необходимые учащимся фильмы и передачи, записывает время их показа на маркерной доске. Затем во время уроков обсуждает просмотренные передачи, чтобы приучить ребят получать информацию из образовательных, а не развлекательных каналов.
- вдохновившись интересными фильмами профессионалов, дети сами начинают выступать в роли операторов и режиссеров.
Тем, кто увлекается компьютером можно предложить создать презентацию в ПАУЭР ПОИНТ по географическим темам. Для этого сначала составляем алгоритм выполнения работы:
- выбор темы;
- формулировка цели;
- сбор материалов СМИ по данной теме;
- реализация проекта;
- защита проекта на уроке.
Перед вами фрагмент презентации Смышляева Владимира по теме “Край родной навек любимый” В такие презентации учащиеся могут включить собственные съемки с экскурсий, походов, путешествий. Данный вид работы позволяет не только улучшить знания по предмету, но и развивает творческие способности.
Современные дети больше увлечены не телевизором, а компьютером.
- Как связана наша тема с компьютером?
Очень много информации мы получаем из всемирной паутины-Интернета.
- Как использовать его средства во благо образования?
- Во-первых, использовать образовательные сайты. Учитель готовит каверзные задания, ответы на которые не найдешь в учебнике, в справочной литературе и в школьной библиотеке. Интернет помогает в ситуации, когда необходима новая информация, отсутствующая в учебнике. Ведь многие данные изменяются ежедневно, а учебники издаются раз в несколько лет. Например, из Интернета можно узнать количество субъектов РФ, демографическую ситуацию в стране, погоду.
- У всемирной паутины много положительных моментов, но есть у нее и свои минусы.
- Что можно отнести к минусам?
- сопутствующую информацию;
- недостоверную информацию.
На уроках нужно обговорить обе ситуации и привести детей к выводу критически оценивать любую из них.
Второй названный недостаток, недостоверность информации, можно использовать как рабочий материал. Предоставляем ученикам на уроке тексты с ошибочной информацией и просим исправить ошибки. Рассмотрим конкретный пример. Дети нашли на сайте “Бизнес-стиль” статью, вот цитата: “Королева Англии названа самой гламурной женщиной года”
- Какая ошибка допущена здесь? А вот какой ответ дали мои 10-классники: “Государства с таким названием не существует. Есть государство Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии, но в прессе допускается название Великобритания”.
Работа со СМИ, как правило, вызывает интерес у всех учеников класса, но некоторые увлекаются особенно. Их в этом нужно поддерживать. Я, например, нашла выход в создании исследовательских работ. В 2007 году Калимуллин Нуршат написал, опираясь на информацию в прессе, исследовательскую работу “Юмагузинское водохранилище – проект XXI века”, которая была удостоена диплома первой степени на 22 Всероссийской научно-исследовательской конференции обучающихся “Национальное достояние России”.
Вернемся к приемам использования СМИ на уроках географии:
- сбор информации и ее комментирования;
- составление и решение задач;
- обработка статистических данных;
- создание видеопрезентаций;
- просмотр фильмов образовательных каналов;
- создание проблемных ситуаций;
- выполнение исследовательских работ.
Возьмем эти приемы не только мы, географы, но и другие предметники, ведь их можно использовать на любом уроке.
Презентация (в связи с большим объемом – спрашивать у автора)