Урок математики в 5-м классе по теме "Проценты"

Разделы: Математика


Цели урока:

Обучающие:

  • закрепить умение и навыки находить процент чисел и величин, переводить процент в десятичную дробь и обратно, решать задачи на проценты;
  • развитие логического мышления, внимательности, навыков самостоятельной и коллективной работы.

Развивающие:

  • развитие умений и навыков сравнения;
  • развитие внимания, математического мышления, находчивости, сообразительности, памяти.
  • выявление закономерностей и обобщение учебного материала;
  • развитие диалогической и монологической речи, творческих способностей в поиске различных способов и методов решения практических задач;

Воспитательные:

  • воспитание уважительного отношения друг к другу и умение коллективно работать;
  • формирование у учащихся познавательного интереса к математике;
  • воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний;
  • самооценка своих знаний в сравнении со знаниями одноклассников.

Необходимые ресурсы, материалы:

1. Операционная система Windows XP

2. Презентация Microsoft Power Point (приложение 1)

3. Мультимедийный проектор

4. Персональный компьютер (ноутбук)

5. Карточки для самостоятельной работы (приложение 2)

План урока

  1. Организационный момент (2 мин)
  2. Актуализация прежних знаний: устный счет - опредление темы занятий (4 мин)
  3. Постановка целей урока (1 мин)
  4. Подготовка к изучению нового материала (7 мин)
  5. Объяснение нового материала: запись в тетради, решение задач у доски (15 мин).
  6. Физкультминутка (2 мин).
  7. Самостоятельная работа (6 мин)
  8. Подведение итогов урока: рефлексия (3 мин)

Ход урока

1. Организационный момент (слайд 1)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок я хочу начать  словами французского философа Ж.Ж. Руссо (1712-1778 гг.): "Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошего умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению..."

Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в этих словах .

- Вы готовы к работе?

2. Актуализация прежних знаний (слайд 2)

Учитель: Начнем урок с повторения пройденного материала. (учашиеся играют в игру "Поле чудес". Отгаданное слово является темой урока).

3. Постановка целей урока: (слайд 3)

- проверить подготовленность классного коллектива и готовность учащихся к уроку.

- отметить, что учащиеся познакомятся с новым понятием "процент".

- провести опрос, слышали ли учащиеся о процентах?

- записать тему урока "Проценты" в тетрадь.

- Сформулировать учащимся цели урока: (Что такое "процент"?, где они применяются)

4. Подготовка к изучению нового материала (слайд 4)

Учитель: Посмотрите, на доске записаны дроби, прочитайте их? Как по-другому они называются

 img1.gif (677 bytes)

5. Объяснение нового материала: (запись в тетради, решение задач у доски)

А чтобы узнать как называется дробь одна сотая, поможет нам в этом шахматная доска (слайд 5)

Сколько в шахматной доске клеток? (ответы детей)

А в моей доске -100.

Скажите пожайлуста, какую часть доски составляет 1 клетка?

Дети отвечают на вопросы: Какая часть доски закрашена?

Итак, одна сотая часть числа - это и есть 1 %, тогда вся величина равна 100%.

Учитель: Посмотрите на рисунок А. Весь круг мы принимаем за 1 целое то есть за 100 %. Тогда какая часть круга закрашена красным цветом? И сколько эта часть составляет процентов? ? (слайд 6)

А откуда же произошло слово процент? (слайд 7)

Слово "процент" происходит от латинских слов pro centum, что буквально означает "со ста". Широко начали использовать проценты в Древнем Риме, но идея процентов возникла много раньше - вавилонские ростовщики уже умели находить проценты (но они считали не "со ста", а "с шестидесяти", так как в Вавилоне пользовались шестидесятиричными дробями).

А знак % произошел, как предполагают, благодаря опечатке. В рукописях pro centum часто заменяли словом "cento" (сто) и писали его сокращенно - cto. В 1685 в Париже была напечатана книга - руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto набрал %. После этой ошибки многие математики также стали употреблять знак % для обозначения процентов, и постепенно он получил всеобщее признание.

Учитель: (слайд 8)

- Скажите, какие величины вы знаете?

- В каких из них встречается цифра 100?

  • 1 рубль это сто копеек, тогда 1 копейка составляет 1 % от рубля.
  • 1 метр -:.. 1 центер -::.

(учащиеся деают выводы об одной сотой части)

А теперь давайте посмотрим как осуществляется перевод процентов в десятичные дроби? (слайд 9)

-Что означает дробная черта?(знак деления). (ответы учащихся).

А так как 1 % - это одна сотая часть числа, следовательно надо один разделить на сто. 1%=1:100=0,01

  • 45%=0,45
  • 30%=0,3
  • 2%=0,02
  • 150%=1,5

(вызов детей к доске, запись в теради) .

- А теперь скажите мне правило превода процентов в десятичные дроби?

(Вывод правила учащиеся озвучивают сами).

А теперь давайте познакомимся с правилом перевода десятичных дробей в проценты (слайд 10):

(вызов детей к доске, запись в теради) .

Скажите мне правило превода десятичных дробей в проценты?

(Вывод учащиеся озвучивают сами).

Вывод (слайд 11): чтобы обратить десятичную дробь в %, надо ее умножить на 100

Решение задачи у доски. Коллективно (слайд 12):

Давате найдем сколько костюмов в 1 %.

Что нужно сделать?

(ответы учащихся)

Решение:

1200:100=12 костюмов в 1%

32%*12=384 костюма.

6. Физкультминутка (слайд 13)

Мы славно потрудились,
И славно отдохнем,
Мы сделаем зарядку,
И снова в путь пойдем.

 Все движения повторяйте за мной.

Руки за спину, головки назад,
Пусть глаза в потолок поглядят.
Глазки опустим, на парту гляди,
И снова наверх - где там муха летит?
Глазами поводим, поищем ее,
И снова решаем, немножко еще.

7. Самостоятельная работа: (слайд 14)

(учащимся раздаются карточки -приложение 2).

1 вариант

Запишите в виде десятичной дроби: 9%=_____; 73%=______; 115%=______.

Найдите 18% от числа 50:____________________________________________.

Совхоз государству сдал 4500 кг овощей. 60% сданных овощей капуста. Сколько кг капусты сдал совхоз?

2 вариант.

Запишите в виде десятичной дроби: 4%=_____; 58%=______; 136%=______.

Найдите 15% от числа 60:____________________________________________.

На базу привезли 2500 кг фруктов. яблоки составляли 80% всех фруктов. Сколько яблок привелзи на базу?

Учащиеся обмениваются работами и поверяют работу и друг друга. (слайд 15)

Оценивание.Выставление оценок учащимися друг другу. (слайд 16)

Домашним заданием вам будет составить задачу, в которой главными героями будете вы и ваш класс!

8. Подведение итогов урока: рефлексия (слайд 17): Наш урок подходит  к концу. Давайте подведем его иог и выясним какике новые знания вы получили и чему научились? а поможет нам в этом ряд вопросов?

Учитель: А я довольна всеми вами. Вы хорошо работали на уроке! Я рада вашему успеху. (слайд 18).