Цели урока:
Обучающие:
- закрепить умение и навыки находить процент чисел и величин, переводить процент в десятичную дробь и обратно, решать задачи на проценты;
- развитие логического мышления, внимательности, навыков самостоятельной и коллективной работы.
Развивающие:
- развитие умений и навыков сравнения;
- развитие внимания, математического мышления, находчивости, сообразительности, памяти.
- выявление закономерностей и обобщение учебного материала;
- развитие диалогической и монологической речи, творческих способностей в поиске различных способов и методов решения практических задач;
Воспитательные:
- воспитание уважительного отношения друг к другу и умение коллективно работать;
- формирование у учащихся познавательного интереса к математике;
- воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний;
- самооценка своих знаний в сравнении со знаниями одноклассников.
Необходимые ресурсы, материалы:
1. Операционная система Windows XP
2. Презентация Microsoft Power Point (приложение 1)
3. Мультимедийный проектор
4. Персональный компьютер (ноутбук)
5. Карточки для самостоятельной работы (приложение 2)
План урока
- Организационный момент (2 мин)
- Актуализация прежних знаний: устный счет - опредление темы занятий (4 мин)
- Постановка целей урока (1 мин)
- Подготовка к изучению нового материала (7 мин)
- Объяснение нового материала: запись в тетради, решение задач у доски (15 мин).
- Физкультминутка (2 мин).
- Самостоятельная работа (6 мин)
- Подведение итогов урока: рефлексия (3 мин)
Ход урока
1. Организационный момент (слайд 1)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок я хочу начать словами французского философа Ж.Ж. Руссо (1712-1778 гг.): "Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошего умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению..."
Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в этих словах .
- Вы готовы к работе?
2. Актуализация прежних знаний (слайд 2)
Учитель: Начнем урок с повторения пройденного материала. (учашиеся играют в игру "Поле чудес". Отгаданное слово является темой урока).
3. Постановка целей урока: (слайд 3)
- проверить подготовленность классного коллектива и готовность учащихся к уроку.
- отметить, что учащиеся познакомятся с новым понятием "процент".
- провести опрос, слышали ли учащиеся о процентах?
- записать тему урока "Проценты" в тетрадь.
- Сформулировать учащимся цели урока: (Что такое "процент"?, где они применяются)
4. Подготовка к изучению нового материала (слайд 4)
Учитель: Посмотрите, на доске записаны дроби, прочитайте их? Как по-другому они называются
5. Объяснение нового материала: (запись в тетради, решение задач у доски)
А чтобы узнать как называется дробь одна сотая, поможет нам в этом шахматная доска (слайд 5)
Сколько в шахматной доске клеток? (ответы детей)
А в моей доске -100.
Скажите пожайлуста, какую часть доски составляет 1 клетка?
Дети отвечают на вопросы: Какая часть доски закрашена?
Итак, одна сотая часть числа - это и есть 1 %, тогда вся величина равна 100%.
Учитель: Посмотрите на рисунок А. Весь круг мы принимаем за 1 целое то есть за 100 %. Тогда какая часть круга закрашена красным цветом? И сколько эта часть составляет процентов? ? (слайд 6)
А откуда же произошло слово процент? (слайд 7)
Слово "процент" происходит от латинских слов pro centum, что буквально означает "со ста". Широко начали использовать проценты в Древнем Риме, но идея процентов возникла много раньше - вавилонские ростовщики уже умели находить проценты (но они считали не "со ста", а "с шестидесяти", так как в Вавилоне пользовались шестидесятиричными дробями).
А знак % произошел, как предполагают, благодаря опечатке. В рукописях pro centum часто заменяли словом "cento" (сто) и писали его сокращенно - cto. В 1685 в Париже была напечатана книга - руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto набрал %. После этой ошибки многие математики также стали употреблять знак % для обозначения процентов, и постепенно он получил всеобщее признание.
Учитель: (слайд 8)
- Скажите, какие величины вы знаете?
- В каких из них встречается цифра 100?
- 1 рубль это сто копеек, тогда 1 копейка составляет 1 % от рубля.
- 1 метр -:.. 1 центер -::.
(учащиеся деают выводы об одной сотой части)
А теперь давайте посмотрим как осуществляется перевод процентов в десятичные дроби? (слайд 9)
-Что означает дробная черта?(знак деления). (ответы учащихся).
А так как 1 % - это одна сотая часть числа, следовательно надо один разделить на сто. 1%=1:100=0,01
- 45%=0,45
- 30%=0,3
- 2%=0,02
- 150%=1,5
(вызов детей к доске, запись в теради) .
- А теперь скажите мне правило превода процентов в десятичные дроби?
(Вывод правила учащиеся озвучивают сами).
А теперь давайте познакомимся с правилом перевода десятичных дробей в проценты (слайд 10):
(вызов детей к доске, запись в теради) .
Скажите мне правило превода десятичных дробей в проценты?
(Вывод учащиеся озвучивают сами).
Вывод (слайд 11): чтобы обратить десятичную дробь в %, надо ее умножить на 100
Решение задачи у доски. Коллективно (слайд 12):
Давате найдем сколько костюмов в 1 %.
Что нужно сделать?
(ответы учащихся)
Решение:
1200:100=12 костюмов в 1%
32%*12=384 костюма.
6. Физкультминутка (слайд 13)
Мы славно потрудились,
И славно отдохнем,
Мы сделаем зарядку,
И снова в путь пойдем.
Все движения повторяйте за мной.
Руки за спину, головки назад,
Пусть глаза в потолок поглядят.
Глазки опустим, на парту гляди,
И снова наверх - где там муха летит?
Глазами поводим, поищем ее,
И снова решаем, немножко еще.
7. Самостоятельная работа: (слайд 14)
(учащимся раздаются карточки -приложение 2).
1 вариант
Запишите в виде десятичной дроби: 9%=_____; 73%=______; 115%=______.
Найдите 18% от числа 50:____________________________________________.
Совхоз государству сдал 4500 кг овощей. 60% сданных овощей капуста. Сколько кг капусты сдал совхоз?
2 вариант.
Запишите в виде десятичной дроби: 4%=_____; 58%=______; 136%=______.
Найдите 15% от числа 60:____________________________________________.
На базу привезли 2500 кг фруктов. яблоки составляли 80% всех фруктов. Сколько яблок привелзи на базу?
Учащиеся обмениваются работами и поверяют работу и друг друга. (слайд 15)
Оценивание.Выставление оценок учащимися друг другу. (слайд 16)
Домашним заданием вам будет составить задачу, в которой главными героями будете вы и ваш класс!
8. Подведение итогов урока: рефлексия (слайд 17): Наш урок подходит к концу. Давайте подведем его иог и выясним какике новые знания вы получили и чему научились? а поможет нам в этом ряд вопросов?
Учитель: А я довольна всеми вами. Вы хорошо работали на уроке! Я рада вашему успеху. (слайд 18).