Цели урока
- Всесторонне повторить материал данной темы.
- Продолжить развитие интереса к изучению физики.
- Развивать сообразительность, организованность, коммуникабельность.
Наглядные пособия: самодельные картонные кубики с обозначениями физических величин, весы с разновесами, мензурка, различные тела для измерений, секундомер, песочные часы, карточки с задачами.
Ребята! Мы с вами изучили первые две большие темы: "Строение вещества". "Взаимодействие тел". Наступил момент повторить материал. Я хочу проверить ваши знания, умения решать задачи, отвечать на качественные вопросы, а еще сегодня от вас потребуется организованность, сплоченность, оперативность. Дело в том, что повторение мы проведем в виде соревнований.
Участвуют три команды по числу рядов в кабинете.
Жюри - ученики 8 или 9 класса (3 человека).
Ведущий - учитель физики.
1 конкурс. Разминка. (1 балл за правильный ответ).
Ученикам предлагаются билетики с вопросами ( три вопроса для каждой команды).
Вопросы разминки.
- Из чего состоят все вещества?
- Что такое молекула?
- Что такое атом?
- Что называется траекторией движения?
- Что такое диффузия?
- Почему твердые тела не распадаются на отдельные молекулы?
- Почему между молекулами твердого тела и жидкости есть промежутки?
- Почему между полированными стеклами кладут бумагу?
- Почему не соединяются две линейки, если их положить друг на друга?
- Какими свойствами обладают твердые тела?
- Какими свойствами обладают жидкости?
- Какими свойствами обладают газы?
- Что называется механическим движением?
- какое движение называется равномерным?
- Какое движение называется неравномерным?
- Что такое инерция?
- Что значит "тела взаимодействуют"?
- Каким прибором измеряется масса тела?
- Каким прибором измеряется объем жидкости?
- В каких единицах измеряется плотность вещества?
2 конкурс. Знаешь ли ты формулы? (3 балла).
Выбрать по одному человеку от команды.
Задание: из кубиков собрать нужную формулу на время; предварительно надо узнать, какую именно, выдернув соответствующую карточку.
- Формула плотности.
- Формула массы.
- Формула пути.
- Формула скорости.
- Формула времени.
3 конкурс. Реши задачу. (Эстафета). (Максимальное количество баллов - 5).
Представители команд выбирают билетики с задачами. Ученики по очереди выходят к доске, чтобы решить задачу.
Класс в это время тоже работает: каждый ряд решает свою задачу.
Задача №1.
Длина бетонной плиты 4 м, ширина - 1,5 м, толщина - 25 см. Найти массу плиты, если плотность бетона 2200 кг/м?.
Задача №2.
Масса цилиндра 230 г, его объем - 10 см?. Найти плотность вещества (ответ дать в кг/м?), что это за вещество?
Задача №3.
Лыжник идет со скоростью 10 м/с. За какое время он пройдет 10 км? (Ответ дать в минутах).
4 конкурс. Измерь! (5 баллов).
Приглашаются по одному человеку от команды, выбирают для себя задание. Необходимо как можно быстрее провести соответствующие измерения. Жюри учитывают время.
- Измерить массу тела, выбрав соответствующие приборы.
- Измерить объем тела с помощью мензурки.
- Измерить плотность пластилина, используя пластилиновый шарик.
5 конкурс. Блицконкурс. (1 балл - за каждый правильный ответ).
Выбрать по одному человеку от команды, причем, пока отвечает один, два других ученика находятся за дверью, т. к. задания для всех команд одинаковые.
Задача отвечающего: за одну минуту дать наибольшее количество правильных ответов.
Вопросы блицконкурса.
- Из чего состоят все вещества? (Атомов и молекул).
- Какой ученый ввел слово "физика" в русский язык? (М. В. Ломоносов).
- Каким прибором измеряют температуру? (Термометром).
- Назовите первого космонавта Земли. (Ю. А. Гагарин).
- Одинаковы ли молекулы железа и соли? (Нет).
- Какое явление доказывает, что все молекулы движутся? (Диффузия).
- В каких веществах диффузия происходит быстрее всего? (В газах).
- Сохраняет ли жидкость объем? (Да).
- Как называется линия, по которой движется тело? (Траектория).
- Является ли скорость векторной величиной? (Да)
- Какова основная единица массы7 (1 килограмм).
- Каким прибором можно измерить массу тела? (Весами).
- Сколько граммов в одном килограмме? (1000 г).
- Какой буквой обозначается плотность вещества? (?).
- Каким прибором измеряется сила? (Динамометром).
- Как направлена сила тяжести, действующая на тело? (Вниз).
- Какова основная единица измерения веса? (1 ньютон).
- Где больше сила тяжести кирпича: на Земле или на Луне? (На Земле).
- Какая сила позволяет нам передвигаться по земле? (Сила трения).
- Какова равнодействующая сил, приложенных к книге, лежащей на столе?
Для фиксации времени (1 мин.) можно использовать песочные часы.
Жюри подводит итоги. Команды получают призы. Учитель отмечает наиболее отличившихся ребят, ставит им отметки.
Протокол жюри
№ конкурса | 1 команда | 2 команда | 3 команда |
1.Разминка. (1 балл) | |||
2.Знаешь ли ты формулы? (3 балла) | |||
3. Реши задачу! Эстафета. (5 баллов) | |||
4. Измерь! (5 баллов) | |||
5. Блиц (1 балл за 1 ответ) |
Итог