Обобщающий урок в 7-м классе по теме "Взаимодействие тел"

Разделы: Физика


Цели урока

  • Всесторонне повторить материал данной темы.
  • Продолжить развитие интереса к изучению физики.
  • Развивать сообразительность, организованность, коммуникабельность.

Наглядные пособия: самодельные картонные кубики с обозначениями физических величин, весы с разновесами, мензурка, различные тела для измерений, секундомер, песочные часы, карточки с задачами.

Ребята! Мы с вами изучили первые две большие темы: "Строение вещества". "Взаимодействие тел". Наступил момент повторить материал. Я хочу проверить ваши знания, умения решать задачи, отвечать на качественные вопросы, а еще сегодня от вас потребуется организованность, сплоченность, оперативность. Дело в том, что повторение мы проведем в виде соревнований.

Участвуют три команды по числу рядов в кабинете.

Жюри - ученики 8 или 9 класса (3 человека).

Ведущий - учитель физики.

1 конкурс. Разминка. (1 балл за правильный ответ).

Ученикам предлагаются билетики с вопросами ( три вопроса для каждой команды).

Вопросы разминки.

  1. Из чего состоят все вещества?
  2. Что такое молекула?
  3. Что такое атом?
  4. Что называется траекторией движения?
  5. Что такое диффузия?
  6. Почему твердые тела не распадаются на отдельные молекулы?
  7. Почему между молекулами твердого тела и жидкости есть промежутки?
  8. Почему между полированными стеклами кладут бумагу?
  9. Почему не соединяются две линейки, если их положить друг на друга?
  10. Какими свойствами обладают твердые тела?
  11. Какими свойствами обладают жидкости?
  12. Какими свойствами обладают газы?
  13. Что называется механическим движением?
  14. какое движение называется равномерным?
  15. Какое движение называется неравномерным?
  16. Что такое инерция?
  17. Что значит "тела взаимодействуют"?
  18. Каким прибором измеряется масса тела?
  19. Каким прибором измеряется объем жидкости?
  20. В каких единицах измеряется плотность вещества?

2 конкурс. Знаешь ли ты формулы? (3 балла).

Выбрать по одному человеку от команды.

Задание: из кубиков собрать нужную формулу на время; предварительно надо узнать, какую именно, выдернув соответствующую карточку.

  1. Формула плотности.
  2. Формула массы.
  3. Формула пути.
  4. Формула скорости.
  5. Формула времени.

3 конкурс. Реши задачу. (Эстафета). (Максимальное количество баллов - 5).

Представители команд выбирают билетики с задачами. Ученики по очереди выходят к доске, чтобы решить задачу.

Класс в это время тоже работает: каждый ряд решает свою задачу.

Задача №1.

Длина бетонной плиты 4 м, ширина - 1,5 м, толщина - 25 см. Найти массу плиты, если плотность бетона 2200 кг/м?.

Задача №2.

Масса цилиндра 230 г, его объем - 10 см?. Найти плотность вещества (ответ дать в кг/м?), что это за вещество?

Задача №3.

Лыжник идет со скоростью 10 м/с. За какое время он пройдет 10 км? (Ответ дать в минутах).

4 конкурс. Измерь! (5 баллов).

Приглашаются по одному человеку от команды, выбирают для себя задание. Необходимо как можно быстрее провести соответствующие измерения. Жюри учитывают время.

  1. Измерить массу тела, выбрав соответствующие приборы.
  2. Измерить объем тела с помощью мензурки.
  3. Измерить плотность пластилина, используя пластилиновый шарик.

5 конкурс. Блицконкурс. (1 балл - за каждый правильный ответ).

Выбрать по одному человеку от команды, причем, пока отвечает один, два других ученика находятся за дверью, т. к. задания для всех команд одинаковые.

Задача отвечающего: за одну минуту дать наибольшее количество правильных ответов.

Вопросы блицконкурса.

  1. Из чего состоят все вещества? (Атомов и молекул).
  2. Какой ученый ввел слово "физика" в русский язык? (М. В. Ломоносов).
  3. Каким прибором измеряют температуру? (Термометром).
  4. Назовите первого космонавта Земли. (Ю. А. Гагарин).
  5. Одинаковы ли молекулы железа и соли? (Нет).
  6. Какое явление доказывает, что все молекулы движутся? (Диффузия).
  7. В каких веществах диффузия происходит быстрее всего? (В газах).
  8. Сохраняет ли жидкость объем? (Да).
  9. Как называется линия, по которой движется тело? (Траектория).
  10. Является ли скорость векторной величиной? (Да)
  11. Какова основная единица массы7 (1 килограмм).
  12. Каким прибором можно измерить массу тела? (Весами).
  13. Сколько граммов в одном килограмме? (1000 г).
  14. Какой буквой обозначается плотность вещества? (?).
  15. Каким прибором измеряется сила? (Динамометром).
  16. Как направлена сила тяжести, действующая на тело? (Вниз).
  17. Какова основная единица измерения веса? (1 ньютон).
  18. Где больше сила тяжести кирпича: на Земле или на Луне? (На Земле).
  19. Какая сила позволяет нам передвигаться по земле? (Сила трения).
  20. Какова равнодействующая сил, приложенных к книге, лежащей на столе?

Для фиксации времени (1 мин.) можно использовать песочные часы.

Жюри подводит итоги. Команды получают призы. Учитель отмечает наиболее отличившихся ребят, ставит им отметки.

Протокол жюри

№ конкурса 1 команда 2 команда 3 команда
1.Разминка. (1 балл)      
2.Знаешь ли ты формулы? (3 балла)      
3. Реши задачу! Эстафета. (5 баллов)      
4. Измерь! (5 баллов)      
5. Блиц (1 балл за 1 ответ)      

Итог