Цель:
- Формировать умение произносить и правильно писать слова с разделительным мягким знаком, звуковой анализ.
- Развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление.
- Воспитывать умение слушать других, наблюдать, сравнивать.
Ход урока
1 Организационный момент.
Логопед: “Сядет на урок тот, кто правильно прохлопает ритм.”
/ ///, /// //, / / //.
2. Пальчиковая гимнастика:
Логопед:
“Жил на свете Алладин
У него был в лампе Джин,
Чтоб позвать из лампы джина
Трем мы лампу Алладина”.
3. Загадка:
Учитель:
“Возле елки в каждом доме
Дети водят хоровод
Как зовется этот праздник
Отгадайте...” (Новый год)
4. Сообщение темы:
Логопед: “-Без чего люди не могут встретить Новый год?” (Без елки.)
– Правильно, сегодня на уроке мы нарядим нашу красавицу-елку, но сделать это мы сможем лишь после того, как вы выполните все предложенные задания.
5. Минутка чистописания:
А) На партах дощечки с пластилином;
Учитель: “Угадайте, что будем лепить:
“Что за буква, кто узнает
Звука не обозначает,
Может только показать
Как согласную читать?”
(Буква ь)
Б) Предлагается детям вылепить из пластилина букву ь.
В) Записать в тетради:
“ Наклонная прямая с закруглением внизу переходящая в овал”
Обведите самую красивую букву и дайте характеристику этому “звуку” и букве.
Повторение правил написания буквы ь, в словах.
6. Работа по составлению таблицы.
– На парте разложены карточки на которых напечатаны определения, их соотнести с правильным знаком
Ь – мягкий ь – разделительный
Пишется: на конце слова, в середине, между гласной и согласной, между согласной и согласной.
7. Чистоговорка:
Логопед:
“Соль, соль, соль– посадили мы ....(фасоль)
Соль, соль, соль– очень вкусная....(фасоль) Солью, солью, солью – варим суп с...(фасолью)
З. Физ.минутка:
Логопед:
“Летит, летит по небу шар,
По небу шар летит.
Но знаю я, что этот шар
Ни как не долетит.”
9. Работа в группах:
Учитель: “На столах карточки с заданием:
1 группа
– Выделить маркером слова с ь – мягкий.
2 группа
– Выделить слова с ь – разделительным.
Крыльцо Осенью Перья Мальчик |
Платье Кузьма Стулья Кровать |
Дописать по одному слову самостоятельно.
10. Физ. минутка: разминка для глаз, для тела – “Потолок” (Приложение 1.)
11. Составление предложений :игра “Шары”.
Учитель: “На полу разложены шары красного цвета для девочек, синего – для мальчиков.
В каждом шаре номер, его нужно соотнести с карточкой со словами висящими на стене.
Составить из этих слов предложения на доске.
В поле свистит метель.
На полянке оставлены заячьи следы
Записать в тетрадь понравившееся предложение.
12. Тест.
Логопед: “Детям раздаются карточки с незаконченными предложениями:
1. На скамейке у ворот Люся горько слезы ...
2. Мы с сестренкою вдвоем утром чай горячий...
3. Съел Сережа в воскресенье все вишневое...
4. Сейчас я пуговку свою сам крепко-накрепко...
Дописать подходящее по смыслу слово”.
13. Итог урока:
Учитель: “Итак, о каких знаках мы сегодня говорили и учились различать?” (Ребята повторяют правила написания ъ знака.)
Логопед: “Молодцы ребята, все задания выполнили правильно, теперь и елку можно нарядить.” Ребятам предлагается посмотреть по сторонам и найти елочные игрушки расклеенные на стенах, взяв по одной игрушке ребята вешают ее на елку.