Организация здоровьесберегающей деятельности на уроках русского языка и литературы

Разделы: Общепедагогические технологии


Здоровье человека –  тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.

Русский язык и литература – серьезные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Любая личностно-ориентированная технология вправе называться здоровьесберегающей, в том числе и

  • игровые технологии;
  • технология уровневой дифференциации;
  • технология проектного обучения;
  • технология деятельностного обучения

Большое значение имеет организация урока. Учителя нашего цикла строят урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывают время для каждого задания, чередуют виды работ.

Во время объяснительного диктанта не только объясняются орфограммы, пунктограммы, но и проводится морфемный, фонетический, лексический разборы. Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распределение ее во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках литературы в 10–11 классах блочно-модульной системы снижает нагрузку учащихся в объеме домашнего задания; разноуровневые задания также способствуют сохранению здоровья учащихся.

Домашнее задание на уроках в разных классах тоже может быть разноуровневым, например:

“Литература”, 8-й класс:

1. Прочитать произведение Г. Р. Державина ''Вельможа'' и подготовить вопросы.

2. Определить, в чем заключается новаторство оды Г. Р. Державина ''Вельможа''.

3. Найти изобразительно-выразительные средства, используемые автором в оде ''Вельможа''.

“Русский язык”, 7-й класс:

1. В данном тексте вставить и объяснить пропущенные орфограммы.

2. Распределить слова с орфограммами, основываясь на следующих параметрах:

а) орфограмма в корне; б) орфограмма в суффиксе; в) орфограмма в окончании.

3. Составить связный текст, используя слова с данными орфограммами.

Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяют избежать монотонности на уроке.

Чтобы не было перегрузки учащихся, строго соблюдается объем всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачетные работы проводятся строго по календарно-тематическому планированию.

Во избежание усталости учащихся чередуются виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляют мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Учителями русского языка широко используются игровые моменты во время проведения урока. Обязательным условием проведения всех уроков являются мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки, зрения (физкультминутки, гимнастика для глаз).

Элементы театрализации с появлением литературных или театральных героев, словарная работа в игровой форме, когда дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. Приемы с соревнованиями благотворно влияют на здоровье детей.

Эти элементы, а также подготовка театральных постановок являются прекрасным средством снятия психоэмоционального напряжения.

Разучивание и исполнение стихов играет особую роль, ученики всех классов занимаются этим видом деятельности с особым удовольствием.

Учителя на своих уроках максимально используют игровые моменты, аудио– и видеоаппаратуру для демонстрации интересных материалов. Среди форм проведения уроков часто встречаются такие, как урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие и так далее. Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала.

Мы убеждены, что учащимся 5–11 классов надо раскрыть и показать возможности правильной организации их досуга, помочь сформировать устойчивый интерес к самостоятельному поиску разносторонних знаний,
На уроках русского языка, литературы учащиеся знакомятся как с творчеством известных писателей и поэтов, так и с творчеством известных художников. Ученики изучают пейзаж как жанр изобразительного искусства, знакомясь с богатством и красотой родной природы. Они (учащиеся) – часть этого богатства и должны жить в гармонии с природой. Божественная красота нашей родной природы, увиденная внимательными глазами художника, не может оставить никого равнодушным. Программа по литературе (для 5–11 классов) включает стихи о неповторимых красотах русских пейзажей мастеров слова – поэтов: Жуковского В.А., Пушкина А.С., Толстого А.К., Бунина И.А., Тютчева Ф.И., Фета А.А., Блока А.А., Есенина С.А, Ахматовой А.А. и др. Анализируя их поэзию с эстетически художественной точки зрения, обращаем внимание школьников на роль пейзажа в раскрытии внутреннего мира лирического героя и читателя.
Обратной связью с учащимися по итогам интегрированных уроков становится желание самих учеников “попробовать себя” в поэтическом творчестве, создании собственных стихов, посвященных родной природе.

Одна из ключевых проблем любого обучения – проблема удержания внимания учащихся. Компьютер, благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране монитора, позволяет удерживать это внимание в течение всего урока.

Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся. К достоинствам компьютера в качестве помощника является практически неограниченные возможности учителя строить урок так, как он считает нужным, проявляя свое творчество.

Уроки с использованием компьютерной техники подтверждают эффективность и целесообразность распространения предлагаемой педагогической здоровьесберегающей технологии.

Использование предложенных подходов, на наш взгляд, способствует не только достижению образовательных и воспитательных целей, но и сохранению физического и психического здоровья обучающихся.

Учитель должен стремиться вызвать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.