Занятие по арт-терапии "Сказочные герои"

Разделы: Работа с дошкольниками


Одним из методов моей работы является арт-терапия с детьми. Арт-терапия –  это не просто уроки рисования, но свободное творчество, с применением различных методик, приемов, материалов которые помогают выплеснуть свои страхи, эмоции, снять напряжение, тревожность, создать собственные исцеляющие символы.

В последнее время это малоизвестное в нашей стране направление привлекает к себе все большее внимание. Причины этого кроются в “мягкости” и привлекательности самого процесса врачевания, в использовании зрительного и пластического выражения своих переживаний и конфликтов

Назначение арт-терапии: оздоровление психики человека через изобразительное творчество.

Средства реабилитации: сказкотерапия, куклотерапия, игротерапия, изо-терапия, релаксация.

Задачи сказкотерапии: психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям;тсимволическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов; принятие в символической форме своей физической активности.

Задачи куклотерапии: позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка, активизируется настроение и заинтересованность; замкнутые дети включаются в игру, развивают навыки коммуникативного взаимодействия друг с другом, обогащается словарный запас.

Задачи игротерапии:

  • коррекция поведения;
  • снятие повышенной тревожности;

Задачи изо-терапии:

  • Раскрытие творческих способностей ребенка;
  • Разностороннее и гармоничное развитие его личности;
  • Научить детей определять свое внутреннее состояние и понимать эмоциональное состояние другого человека;
  • развитие у детей чувственно-двигательной координации;
  • Обучение в работе в парах, группе;
  • Привитие навыка следовать инструкции взрослого;
  • Создание общего фона.

Материалы: кукла – котик, цветные тряпочки, гуашь, листы ватмана, музыка, аксессуары для игры, кисти, тампончики с тарелочками, картинки с изображением сказочных героев (вырезанные).

Ход занятия

1. Приветствие.

Цель: основная цель которых помочь ребенку осознать собственные чувства, переживания и освоить новые эффективные социально приемлемые стратегии поведения, создание атмосферы доверия и безопасности, создание положительного эмоционального фона

Педагог: Давайте поздороваемся, друг с другом по сказочному, в этом нам поможет котик.

Выберите любого сказочного героя, кем бы вы хотели быть, назовите его, а затем надо называть настоящие имя. Говорить будем по очереди.

Например: Здравствуйте я сказочный принц меня зовут котик – Пушок. (Рисунок 2.)

Рис. 2

Упражнение.

2. Вводный ритуал “Цвет вашего настроения”

Цель: диагностика настроения участников и развитие самореффлексии.

Ребята давайте представим, что наше настроение цветное. Мы дадим настроению имя какого он цвета. Найдите на палитре подходящий цвет и нанесите его (цвет) на бумагу.

В дальнейшем так начинаются занятия и могут расширяться и модифицироваться ведущим. Участник заносит цвет своего настроения в альбом. Затем каждый проговаривает, какого цвета у него настроение.

3. Игра “Сказочные часы”

Цель: Упражнять в различении понятий добра и зла на примере героев знакомых сказок. Учить сравнивать поступки детей с поведением сказочных героев.

Оборудование: Циферблат часов со стрелками, с наклеенными по кругу иллюстрациями сказочных героев: положительных и отрицательных. Пакеты ситуаций, отображающие поступки детей в социальном мире.

Ход игры: педагог рассматривает с детьми иллюстрации сказочных героев на циферблате. Уточняет, из каких они сказок. Какие были в сказках: добрые, злые, жадные, хитрые, страшные и т.д. Предлагает послушать небольшой рассказ из жизни детей и перевести стрелки “часов” на того сказочного героя, на которого похож ребенок из ее рассказа. Тексты рассказываются поочередно. Соответственно ситуациям указываются сказочные герои. (Рисунок 3.) Разыгрывание сказки “Лиса и заяц”.

Рис. 3

4. Куклотерапия “Кукла настроения”

Цель: Диагностика эмоционального состояния, настроения, исследование глубинных проблем, чувств, переживаний личности. Коррекции коммуникативных проблем, страхов, агрессивности. Содействие расширению ролевого репертуара и ролевой гибкости участников.

Перенос образа на куклу научить детей определять свое внутреннее состояние и понимать эмоциональное состояние другого человека, включаются в игру, развивают навыки коммуникативного взаимодействия друг с другом. Развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства, обогащение словарного запаса. (рисунок4)

Рис. 4

Этап работы изготовления кукол.

Психолог предлагает детям связать из цветных тряпочек куклу – настроение и назвать ее (в зависимости от их настроения). (Психолог по просьбе детей может принять участие в изготовлении куклы.)

Этап изобразительной работы.

5. “Домик для куклы”.

 – Наши куклы необычные – сказочные. Они живут в сказочном лесу настроения. Сейчас наши куклы пойдут в волшебный лес.

– Посмотрите на этот лист. На нем мы будем изображать домик, где живет наша кукла, а здесь можно найти местность (отдельно вырезаны и уже нарисованные деревья дремучего леса, деревья смешанного леса: березы, елки, рябина, дуб и др., болото, камыши, горы, озеро, необитаемый остров, полянка).

Положите местность на лист, найдите свободное место для домика и начинайте рисовать.

Здесь каждый найдет, чем он хочет рисовать: карандаши и фломастеры, акварель, гуашь, баночки – неразливайки с водой, кисточки разного размера, тряпочки для каждого ребенка.

Рисование проходит под музыку.

6. Обсуждение-сказка.

Давайте представим, что наши куклы пошли друг другу в гости. Они могут разговаривать друг с другом. И чтобы ни случилось, помните, сказка должна быть с хорошим концом.

Психолог благодарит всех детей за работу.

А теперь каждый по очереди скажет, какое у него настроение сейчас?

– Молодцы! Все справились с заданием.

– Давайте сделаем выставку наших кукол. Нравится?

7. Релаксация

Ребята давайте поиграем в султанов. Дети садятся на коврики в круг, как султаны. Какой у султана мир? (Вдох показывают руками круг.) Какие у него птицы? (Встают и машут руками показывая крылья.) Как они садятся (складывают руки – крылья назад и садятся).

Как султан кланяется? (Показывают.) Как устал султан? (Поднимают руки на вдохе и опускают на выдохе.)

8. Ритуал прощания:

– Дети проходят в круг и все берутся за руки говорят спасибо и до свидания. Сначала громко, потом тише и тише.