"Не будь врагом себе! Выбирай здоровый образ жизни!"

Разделы: ОБЖ


Цель: Формирование отрицательного отношения к вредным привычкам (курению, алкоголю, наркотикам), воспитание у учащихся ответственности за свое здоровье.

Учебно-наглядный комплекс: тетради, учебник, тест 1 и 2, карточки оранжевого и черного цветов, компьютерная презентация.

Форма работы на занятии: групповая и индивидуальная.

Оборудования занятия:

  1. Техническое обеспечение:
    – персональный компьютер;
    – мультимедийный проектор;
  2. Программное обеспечение:
    Microsoft Power Point, Word.

Задачи:

  1. Обучить учащихся пониманию и осознанию влияния вредных привычек на будущее человека;
  2. Воспитывать уважение к себе, уметь делать осознанный выбор в отношении своего здоровья, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем
  3. Помочь учащимся в осознании масштабов того вреда, которое курение оказывает на здоровье человека
  4. Развивать умение анализа и самоанализа, оценки и самооценки.
  5. Формировать навыки и умения по созданию проекта из модулей.
  6. Способствовать развитию у учащихся умения выступать перед аудиторией и взаимодействовать с другими участниками.
  7. Развивать умение учащихся осуществлять самостоятельно выбор необходимой информации.

1. Организационный момент – 2 мин.

Приветствие учащихся. Приложение 1. Слайд 1.

2. Вводная часть.

Учитель: Слайд 2.

Здравствуйте ребята! “Здравствуйте!” – мы ежедневно повторяем эти приветствие.

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему при встрече люди желают друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. К сожалению, обычно начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.

Слайды 3–7. Печальная статистика.

1. Сейчас в России практически не рождаются здоровые дети. На каждую тысячу родившихся малышей до 900 имеют какие-либо врожденные дефекты. Среди первоклашек последних лет 90–95% уже обременены “букетом” хронических болезней, а сколько еще прибавится за 11 школьных лет! В начале ХХ в. количество не пригодных к службе в армии призывников было всего 10%, к середине столетия – 50%, а сейчас – 80%.

2. По данным Департамента образования г. Москвы, 52,3% ребят хронически больны, 12% из них страдают артериальной дистонией. Еще 12% – воспалением верхних дыхательных путей, включая тонзиллит, фарингит и синусит. Нарушения опорно-двигательного аппарата имеются у 11,5%, а у 7,5% детей плохое зрение.

3. Всероссийская диспансеризация 2002 г., в ходе которой обследовали 30 млн. детей, дала тревожные результаты: здоровы лишь 33% ребят, 51% – имеют отклонения в здоровье, у 16% – хронические патологии.

Нельзя допустить, чтобы за достижения цивилизации человек платил своим здоровьем!

Слайд 8.

Давайте уточним: что такое здоровье? (Учащиеся по очереди говорят, что для них значит это слово.)

– Здоровье – это когда тебе хорошо.

– Здоровье – это когда ничего не болит.

– Здоровье – это от слова “здорово”.

– Здоровье – это красота.

– Здоровье – это сила и т.д.

Всемирная организация здравоохранения дает такую формулировку: “Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия”.

Сегодня у нас необычный урок. Мы проведем его, работая в группах.

Урок будет построен следующим образом: сначала мы вспомним основные сведения об основах здорового образа жизни из материалов учебника, посмотрим и послушаем, что вы подготовили, затем проведем проверочные тесты по теме урока и подведем итоги.

Слайд 9.

Помните, как несколько недель тому назад на первом уроке, посвященном здоровому образу жизни, я просила вас сделать выбор 5 основных ценностей жизни в порядке значимости для вас.

  • Свобода;
  • Здоровье;
  • Слава;
  • Деньги;
  • Семья;
  • Уважение;
  • Труд;
  • Дружба;
  • Образование;

Вы все поставили на первое место по ценности здоровье. И это неспроста. Ведь здоровье для человека всего дороже.

Как ни странно, в наш информационный век вы, школьники, обладаете скудными знаниями о возможностях своего организма, чаще всего под здоровым образом жизни вы понимаете отсутствие вредных привычек. Да, это действительно важно, но это мало, нужно быть грамотным человеком, чтобы ценить свое здоровье.

Ребята я предлагаю вам вспомнить о слагаемых здоровья.

Слайд 10.

Какие слагаемые помогают вам быть здоровым?

(Дети отвечают с места – спорт, режим дня, утренняя гимнастика, правильное питание, отказ от вредных привычек, прогулки на свежем воздухе.)

Слайд 11.

Какие факторы разрушают здоровье?

(Дети отвечают с места – алкоголь, наркотики, курение, бесконечное занятия за компьютером, не правильное питание и т.д.)

Учитель: Я взрослым задала вопрос: “Что больше всего волнует в поведении детей в возрасте от 10 до 17 лет, и вот какой результат получился:

Слайд 12.

Курение – 35 %
Употребление алкоголя – 20 %
Наркотики – 15 %
Внешний вид – 12 %
Занятость подростков – 11 %
Агрессивность – 7 %

Отвечая на этот вопрос, взрослые ставят такие проблемы подростков на первые три места как курение, употребление алкоголя и наркомания. Ваши родители обеспокоены тем, что вы иногда не задумываетесь о последствиях этих вредных привычек. Многие из вас считают, что так вы выражаете свою независимость и самостоятельность, не осознавая, что вредные привычки укорачивают вашу жизнь и жизнь своих близких, а что самое страшное подвергают опасности жизнь и здоровье своих детей.

К сожалению, в наших учебниках “ОБЖ” не так уж подробно говорится о вредных привычках, поэтому я решила, что сегодня на уроке мы постараемся с вами обобщить все те знания, которые мы получили из учебника и узнать больше сведений из других источников: литературы, СМИ, интернета.

А для начала – мы проведем следующий тест.

Слайды 13–17. Тест “Мое долголетие”. (Учащимся тест можно представить как в печатном варианте, так и вывести на большой экран.)

Приложение 2.

Слайд 18.

Вы правильно оценили факторы продолжительности жизни, которые зависят от воли человека. В наших с вами руках определить позицию к вредным привычкам. Придти к выводу, что лучше для здоровья? И самое главное, найти в жизни правильные ориентиры и уметь сказать “нет”.

Ребята, вы уже знакомы с проектной деятельностью. Сегодня нам предстоит выполнить социальный проект.

Напоминаю, что в основе социального проектирования лежит метод взаимодействия.

Слайд 19.

  1. Подготовительный.
  2. Основной (реализация проекта).
  3. Заключительный (анализ результатов).
  4. Этап последствий.

Некоторое время назад класс мы с вами разделились на 3 группы. Каждой группе было дано задание. Обобщим все те сведения, которые вы смогли найти в литературе, СМИ и в интернете по интересующим нас вопросам. На предыдущих уроках информатики и ОБЖ и, работая дополнительно дома, вы уже выполнили самую трудоемкую подготовительную часть социального проекта из 4 основных этапов социального проектирования – подготовительный. Вы подобрали материал по заданиям и подготовили презентации.

Сегодня нам предстоит работа над 2, 3, 4 этапами проектирования.

Напоминаю, что целью социального проекта является:

  1. Формирование у учащихся представление о влиянии вредных привычек на их здоровье.
  2. Разъяснить, как влияют вредные привычки на жизнь.
  3. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью как к главной ценности.
  4. Формирование у учащихся серьезного отношения к своему здоровью и здоровью будущего поколения.
  5. Отрабатывать умение выражать свое мнение и обосновывать его при помощи фактов.
  6. Ознакомить учащихся с факторами, влияющими на принятие решения в пользу или против вредных привычек.

Слайд 20.

Тема подпроекта для 1-й группы: “Влияние курения на здоровье человека”.

Цель:

  1. Узнать новые сведения по данной теме.
  2. Сформировать отрицательное отношение к табакокурению.

Тема подпроекта для 2-й группы: “Детский и подростковый алкоголизм”.

Цель:

  1. Разъяснить, как влияет алкоголь на здоровье подростка.
  2. Рассказать о болезнях, связанных с употреблением алкоголя.

Тема подпроекта для 3-й группы: “Наркомания – что это?

Цель:

  1. Познакомить учащихся с пагубным влиянием наркотиков на организм
  2. Развивать и аргументировать свою точку зрения
  3. Воспитывать чувство взаимопомощи

Слайд 21.

3. Защита проекта.

По 3 представителя от группы защищают свои проекты (8–9 мин.)

Учитель после выступления каждой группы, комментирует насколько справились с заданием учащиеся.

Учитель после защиты проектов делает обобщение.

Масштабность и глубина проблемы требуют изобилия информации, чтобы истина об алкоголе, курении, наркотиках и токсикомании, факторов, способствующих им, дошла до каждого. По данным Всемирной организации здравоохранения, проблемы, связанные с употреблением алкоголя, никотина, наркотиков, перестали быть сегодня медицинскими или моральными проблемами только отдельных лиц, они затрагивают здоровье, благополучие и безопасность всего населения, более того, влияют на национальное развитие.

В последнее десятилетие в нашей стране резко обострились все вышеперечисленные проблемы. И, несмотря на активную пропаганду здорового образа жизни в СМИ, выпуск многочисленных книг, журналов, плакатов, буклетов под лозунгами “Нет – наркомании!”, “Жизнь без иглы” и т.д., а также проведенные широкомасштабные акций по борьбе с “вредными привычками”, заболеваемость, инвалидность, смертность, в том числе детская, в России достигли катастрофического уровня.

Как мне кажется, проблема “вредных привычек” является наиболее актуальной в наше время, и борьба с ними – это задача не только государства в целом, но и каждого отдельного гражданина. Необходимая профилактика “вредных привычек”– это, в первую очередь, информация об их губительном воздействии на человеческий организм, особенно на организм подрастающего человека. И чем раньше мы начнем профилактику “вредных привычек” среди молодого поколения, тем быстрее удастся избежать печальных последствий (тяжелых заболеваний, инвалидности, разрушенных семей, самоубийств и т.д.), повысить процент рождаемости, сохранить численность нашей нации.

Сегодня вы попробовали свои силы в разработке и защите социального проекта.

Из защиты ваших проектов мы поняли, что жизнь без вредных привычек проходит интересней, насыщенней, ярче.

5. Закрепление.

А теперь мы проведем компьютерное тестирование и проверим, как вы усвоили эту тему раздела “Основы здорового образа жизни”. Приложение 3. (Возможен вариант печатного теста.)

Проведение компьютерного тестирования.

Выставление оценок за тестирование.

6. Заключительный этап. Рефлексия. Слайд 22.

И, подводя итог урока, я предлагаю вам сделать свой выбор. Мне хотелось бы узнать, что вы выбираете для себя, какой образ жизни вам ближе.

Если ваш выбор “Здоровый образ жизни”, то поднимите оранжевую карточку, если нет, то – черную.

Я свой выбор сделала давно. И мне хотелось бы, чтобы вы со своими детьми не поднимали эту тему, в связи с ее отсутствием.

Сегодня вы узнали, что очень большая часть молодежи все-таки подвержена эти вредным привычкам. Есть случаи, когда дети начинают, например, курить, чуть ли не в детском саду, пить алкогольные напитки в школе. Это конечно очень плохо. И мне бы хотелось, чтобы как можно больше подростков узнали, какое отрицательное влияние никотин, алкоголь и наркотики оказывают на подрастающий организм. А узнать об этом они смогут, если вы об этом им расскажете. Нельзя мириться с тем, что рядом кому-то плохо. Ведь завтра на их месте может оказаться любой из нас и может понадобиться помощь. Поэтому, я предлагаю вам пусть немного, совсем чуть-чуть, помочь тем ребятам, имеющим вредные привычки, которые сейчас не понимают, какой вред наносят себе. Давайте расскажем и покажем другим ребятам в нашей школе то, что мы сегодня узнали на уроке.

Умение самостоятельно мыслить и принимать решения, не перекладывая собственной ответственности на других, в современной российской жизни необходимо каждому. Основная цель волонтерского движения способствует развитию этих качеств у школьников. Добровольчество (волонтерство) – это участие людей независимо от возраста, расы, пола и вероисповеданий в мероприятиях, направленных на решение социальных, культурных, экономических, экологических проблем в обществе, не связанных с извлечением прибыли. Волонтеры занимаются, в том числе, и развитием проектов, направленных на пропаганду идей здорового образа жизни среди молодежи, профилактику курения, алкоголизма, употребления наркотиков.

Каждый третий житель Земли участвует в волонтерской работе. Говоря о волонтерской работе, мы прежде всего подразумеваем усилия миллионов людей по всему миру, которые по собственному желанию, движимые идеей солидарности, решают потратить часть своего времени на благо других, не получая взамен никакого материального вознаграждения.

Давайте расскажем и покажем нашим учащимся школы, какой вред приносят здоровью эти пагубные привычки. Если хотя бы один из ребят задумается над этим, и может быть для себя решит, что например – надо бросить курить, то это уже будет небольшая, но наша с вами победа.

7. Обобщение урока. Слайд 23.

Как ни банально это звучит, но здоровье – основа благополучной жизни, успешной карьеры. Во всех цивилизованных странах, где конкуренция очень высока, люди давно поняли ценность здоровья и всеми силами стремятся его сохранить, начиная с юных лет.

8. Домашнее задание. Слайд 24.

Написать сочинение-исповедь “ Мои цели в жизни. Мой образ жизни”, за эпиграф, взяв слова: “Великие люди ставят перед собой цели, остальные живут своими желаниями”.

Приложение 1. Слайд 25. Всем большое спасибо! Наш урок окончен.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1.Организационный момент  (2 минуты) Установочная беседа. Слушают учителя, психологический настрой.
2. Актуализация знаний. Знакомство с целью урока. Слушают учителя.
3. Повторение материала.
  1. Беседа с компьютерной презентацией.
  2. Читает вслух вопросы учащимся.
  3. Работа с тестом “Мое долголетие”.
  4. Подводит итоги тестирования.
  5. Предлагает выбрать в тесте факторы продолжительности жизни, зависящие от воли человека.
  1. Отвечают вслух, комментируют свои ответы.
  2. Работа за компьютером над тестом “Мое долголетие”.
  3. Отвечают вслух, комментируют свои ответы.
4. Защита проекта.
  1. Напоминает основы социального проектирования.
  2. Ставит цель социального проекта.
  3. Учитель оценивает работу команд.
  4. Комментирует: удалось ли достичь поставленной цели социального проекта в каждой группе.
  1. Участники 1 группы защищают свой подпроект.
  2. Участники 2 группы защищают свой подпроект.
  3. Участники 3 группы защищают свой подпроект.
  4. Обсуждение трудностей при выполнении заданий на уроке.
5. Закрепление.
  1. Тест.
  2. Выставляет оценки за тестирование.
1. Работа за компьютером над тестом “Вредные привычки”.
6. Рефлексия. 1. Предлагает сделать выбор. 1. Делают выбор, поднимая карточки.
7. Домашнее задание. 1. Подберите материал из литературы и интернета и составьте со своими группами тематические плакаты-бюллетени 1. Дома готовят свои плакаты-бюллетени.

Литература:

  1. Под редакцией Воробьева Ю.Л. Учебник ОБЖ, 10 класс. Москва, Астрель “АСТ”, 2003 год.
  2. Составитель Г.И. Григорьева. – Внеклассные мероприятия. 5–9 класс. Волгоград: ООО “Экстремум”, 2007 год.
  3. Латчук В.Н., Лукьянов В.Р., Миронов С.К. ОБЖ. Дидактические материалы.10–11 класс, Москва “Издательство НЦ ЭНАС”, 2002 год
  4. В.А. Шкенев “Основы безопасности жизнедеятельности”. 10 класс: поурочные планы по учебнику А.Т. Смирнова, Б.И. Мишина, В.А. Васнева. Волгоград: Учитель, 2006 год.