Цель:
- Формировать умения выделять из текста предложения с прямой речью;
- Оформлять правильно предложения с прямой речью на письме;
- Составлять схемы предложения с прямой речью;
- Развивать орфографическую зоркость;
- Прививать любовь к чтению.
Оборудование:
- Учебник Зелениной "Русский язык" 4 класс
- Карточки схемы (прямая речь и слова автора)
- Карточки с текстом
- Книги с рассказами Н.Н.Носова
- Индивидуальные разноуровневые карточки.
Ход урока
1. Оргмомент.
Запись числа и классной работы.
Учитель зачитывает текст из произведения Носова.
- Как называется произведение?
- Кто написал?
2. Характеристика звука. С какого звука начинается его имя .
Охарактеризуйте этот звук. (Согласный , звонкий, мягкий, бывает и твердый, не парный)
3. Чистописание.
Запиши и продолжи закономерность:
НнН нНн НнНнН нНнНн :НнНнНнН нНнНнНн
Незнайка и принёс телеграмму. Давайте расшифруем её.
ВОГУРЕЦКТЕЛЕФОНДМЕТРОГЛРОД
(дети находят слов с непроверяемой гласной)
ОГУРЕЦ, ТЕЛЕФОН,МЕТРО,ОГОРОД,ГОРОД.
(поставить ударение, выделить букву)
Есть ли среди этих слов названия произведений? Кого писателя?
Что вы помните об этом писателе?
4. Игра - прямая речь.
Послушайте отрывок из произведения, как оно называется:
Барбос увидел приятеля и обрадовался: "Эй, Бобик куда бежишь?"
"Никуда, бегу себе просто", - говорит Бобик. (Бобик в гостях и Барбоса)
- Из чего состоит этот отрывок (из прямой речи)
- Что такое прямая речь?
Речь которая передаётся дословно, именно так, как её произнесли, называется прямой речью.
Ученики выходят к доске, зачитывает предложение с прямой речью, выделяет слова автора или персонажа и прямую речь.
Потом мама ушла в магазин, а Валя сказала: "Давай, Петя, сделаем себе домик, как у тех поросят, что в сказке".
"Слушай, Знайка, мы все почему-то летаем!"- закричал доктор Пилюлькин.
"Почему же ты не стал, есть пирожок?"- спросила мама.
"Молчи, если ничего дельного предложить не можешь",- сказал с раздражением Шпунтик.
Как на письме оформляется прямая речь?
Работа по учебнику.
УПР 91 Из какого произведения Носова отрывок.(Выходят три ученика записывают предложения и строят схему.)
1 ученик
"Это часы", - отвечает Барбос.
Часы - на какую орфограмму слово
2 ученик
Бобик опять спрашивает: "А для чего они?"
Назови сколько звуков и букв в слове опять.
3 ученик
"У них ведь ног нету!"- удивился Бобик.
Удивился - на какую орфограмму слово.
Правило с. 47. Как же на письме оформить прямую речь?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ РУК ,ГЛАЗ, СПИНЫ.
Отработка.
УПР 92 Из какого произведения Носова отрывок.
(по вариантам выписывают предложения. Взаимопроверка. Проверка вслух.)
1-в выписать предложение, где прямая речь после слов автора.
2 в выписать предложение, где прямая речь перед словами автора.
Проверка домашнего задания с 45-46 УПР 90
Зачитывают из предложений. Прямую речь Бобика и Барбоса. Объясняют правила оформления прямой речи.
Индивидуальная самостоятельная работа по карточкам.
1 карточкa 1
Соотнеси схему и предложение.
"Не много ли воды?"- спрашиваю я.
"Ничего, мама всегда так делает", - ответил Мишка.
2 карточка
Спиши предложение и построй схему предложения.
"Мишка, каша лезет!" - говорю я.
Шофер из кабины вылез - все на него набросились: "Не видишь, что у тебя сзади делается?"
3 карточка
Найди из произведения Носова два предложение с прямой речью и построй схему.
Дополнительно: УПР 93. с 48
Выпиши предложение с повествовательной прямой речью.
Выпиши предложение с восклицательной прямой речью
Итог:
- Что значит прямая речь?
- Как на письме выделить прямую речь?
Выставление оценок.