Цели урока:
- образовательные – повторить наиболее важные события из истории Древней Греции, достижения древнегреческой цивилизации, добиться окончательного усвоения и закрепления основных понятий;
- развивающие – продолжить развитие умений и навыков работы с историческими источниками, умения делать выводы, применять ранее полученные знания на практике;
- воспитательные – воспитывать у учащихся любознательность, интерес к происхождению различных понятий и слов, продолжить пробуждение интереса учащихся к истории.
Тип урока: урок контроля, учета и оценки знаний, умений и навыков с использованием ТСО и элементами игры.
Вид урока: смешанный, устная форма проверки (фронтальный и групповой опрос) и письменная проверка (тест).
Оборудование: карта “Древняя Греция”, ТСО, дидактический материал.
План.
- Правда или ложь?
- Занятия древних греков.
- Переводчик.
- Крылатые выражения.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Рассказ учителя.
Более трех с половиной тысяч лет назад в Европе, в южной части Балканского полуострова жили греческие племена. В те далекие времена на территории Греции существовало несколько независимых городов-государств, таких как Афины, Микены, Спарта.
Греки стали родоначальниками величайшей культуры, достижениями которой человечество пользуется и в настоящее время. Например, Древняя Греция стала колыбелью демократии. Сегодня мы повторим основные события из истории Древней Греции, слова и понятия, крылатые выражения. Вам предстоит ответить на запутанные вопросы, поработать с историческим источником, затем стать переводчиками, в конце урока мы вспомним с вами “крылатые” выражения.
За каждое, правильно выполненное задание, вы заработаете древнегреческую монету (афинскую или из Сиракуз), те, кто заработает 5 монет и более получат пятерку; в конце урока всему классу предстоит решить небольшой тест по истории Древней Греции.
III. Домашнее задание.
Дома вам предстоит выполнить очень интересное задание: составить рекламу Древней Греции.
Пояснение к домашнему заданию:
мы ежедневно видим рекламу в газете, в транспорте, на улицах города. Слово “реклама” происходит от латинского “громко кричать” и означает объявление, призванное привлечь общее внимание к определенным вещам, событиям, товарам и пр. Попробуйте составить такую рекламу, которая вызовет интерес к Древней Греции. Желательно, чтобы реклама была красочно оформлена. В ней не должно быть слишком много слов. Она должна быть достаточно яркой, чтобы привлечь внимание каждого. Главное, чтобы рекламный лист представил эту страну яркой и привлекательной для большинства людей. Реклама может включать: небольшое стихотворение, иллюстрации, короткое, но эмоциональное обращение к желающим путешествовать…
IV. Этап проверки ранее изученного материала и полученных знаний и умений.
Для начала проведем небольшую разминку и поиграем в игру
1. Правда или ложь? Я буду задавать вам вопросы, а вы должны отгадать достоверная ли информация содержится в моих утверждениях: правда или ложь?
- Правда ли что, Авгиевы конюшни вычистил Перикл? (Нет, Геракл.)
- Правда ли что, суд остракизма – это тайный суд, изгнание, которому подвергали в Древней Греции граждан опасных для демократии? Да.
- Правда ли что, Герострат прославился тем, что построил храм в честь Артемиды? (Нет, он сжег храм.)
- Правда ли что, Лета – это не время года, а река забвения? Да.
- Правда ли что, Сцилла и Харибда – это чудовища, между которыми удалось проплыть Одиссею? Да.
- Правда ли что, Гомер написал “Илиаду” и “Одиссею”. Да.
- Правда ли что, в Древней Греции, демагог – это человек ведущий народ, человек который борется за права народа? Да.
- Правда ли что, Марафонская дистанция равна 30 километрам? (Нет, 42 километра от Марафонского поля до Афин.)
- Правда ли что, “педагог” в переводе с греческого “сопровождающий ребенка”. Да.
2. Занятия древних греков.
О занятиях древних греков мы узнали с вами из “Илиады” и “Одиссеи”.
Работа с источником.
Определите, о каких занятиях древних греков говорится в отрывках.
Кузнечное дело.
1. ...Как желалось Гефесту, чтоб дело закончить получше,
Несокрушимой он меди и олова бросил в горнило.
Ценного золота и серебра. Наковальню большую
Прочно приладил к широкой подставке и в правую руку
Молот огромнейший взял, в левую – крепкие клещи.
В первую очередь выковал щит он огромный и крепкий,
Всюду его изукрасив; по краю же выковал обод
Яркий, тройной и ремень к нему сзади серебряный сделал.
Пять на щите этом было слоев; на них он искусно
Много представил различных предметов, хитро их задумав…
Пахота.
2. ...Мягкую новь он представил на нем, плодородную пашню,
Трижды взрыхленную плугом. И много на ней землепашцев
Гнало парные плуги, ведя их туда и обратно;
Поле, хотя золотое, чернелося сзади пахавших
И походило на пашню – такое он диво представил.
Уборка урожая.
3. Дальше царский участок представил художник искусный;
Острыми жали серпами поденщики спелую ниву.
Горсти колосьев одни непрерывно там падали наземь,
Горсти другие вязальщики свяслами крепко вязали.
Трое вязальщиков возле стояли. Им мальчики сзади,
Спешно сбирая колосья, охапками их подносили.
На полосе между ними, держа в руке своей посох,
Царь молчаливо стоял с великою радостью в сердце.
Виноградарство.
4. ...И виноградник с тяжелыми гроздьями там он представил:
Весь золотой, лишь одни виноградные кисти чернелись.
Из серебра были колья повсюду натыканы густо;
Черный ров по бокам; окружен оловянной оградой
Сад; чрез средину одна пролегает тропинка, которой
Ходят носильщики в пору, когда виноград собирают.
Выпас коров.
5. ...Сделал потом на щите он и стадо коров пряморогих;
Были одни золотые, из олова были другие;
С громким мычаньем они из загона на луг выходили
К берегу шумной реки, тростником поросшему гибким.
Вместе с коровами этими шли пастухи золотые,
Четверо; девять бежало собак резвоногих за ними...
Ювелирное дело.
6....“Также один пусть прикажет к Лаэрту прийти поскорее
Мастеру дел золотых, чтоб рога у телушки оправил
В золото. Все остальные останьтесь. Скажите тем в доме,
Чтобы рабыни обед поскорее готовили пышный,
Стулья б поставили, дров и блестящей воды принесли бы”.
Меновая торговля.
7....Тою порою пристало к ним много судов из Лемноса,
Черным вином нагруженных...
Чистого тысячу мер подарил он вина дорогого,
А остальное вино пышнокудрые дети ахейцев
Все покупали, платя кто железом, кто яркою медью,
Кто же бычачьими шкурами, кто и самими быками
Или рабами-людьми...
По древнегреческим поэмам “Илиада” и “Одиссея” Гомера.
Ответ: 1 – кузнечное дело, 2 – пахота, 3 – уборка урожая, 4 – виноградарство, 5 – выпас коров, 6 – ювелирное дело, 7 – меновая торговля.
3. Переводчик (словарная работа).
Теперь вам предстоит поработать переводчиками.
Переведите, пожалуйста фразы, которые я вам сейчас зачитаю с “научного” языка на “доступный”, например:
Один раз в четыре года, летом, в селении Олимпия на западе полуострова Пелопонесс, собирались лучшие АТЛЕТЫ (заменить словом спортсмены) Греции на состязания, посвященные верховному богу Зевсу.
1. Мальчики, окончившие школу, посещали ГИМНАСИИ, здесь они занимались не только спортом, но и слушали знаменитых ученых и ораторов, встречались с друзьями.
(Спортивные учебные заведения).
2. Реформы Солона заложили в Афинах основы ДЕМОКРАТИИ. (Народовластия).
3. Первоначально демосом называли все свободное население греческих ПОЛИСОВ, а к началу 4-го века до н.э. стали именовать бедные слои свободного городского населения, в отличие от АРИСТОКРАТИИ. (Греческих городов-государств, богатых и знатных жителей полисов).
4. В 8–6-м веках до н.э. греки основали множество КОЛОНИЙ, которые стали независимыми государствами. (Поселений на чужих землях).
5. Из колоний в МЕТРОПОЛИЮ везли в первую очередь зерно, которого в Греции было мало.
(Из поселений основанных на чужих землях в город-государство, жители которого основали колонию, везли в первую очередь зерно, которого в Греции было мало.)
6. В школу греческого мальчика сопровождал ПЕДАГОГ. (В школу греческого мальчика сопровождал специальный раб, наставник.)
7. Спартанцы всегда старались говорить ЛАКОНИЧНО. (Кратко и ясно, вкладывая большой смысл в немногие слова.)
8. Софокл и Аристофан были знаменитыми ДРАМАТУРГАМИ Древней Греции. (Людьми, сочиняющими пьесы для театра.)
4. Крылатые выражения.
И в заключении поиграем с вами в мяч: “Ты мне, я – тебе!”
Правила: учитель кидает ученику мяч и называет “крылатое” выражение, ученик дает толкование этого выражения и возвращает учителю мяч с новым “крылатым” выражением, без его значения, учитель кидает мячик следующему участнику, который должен назвать его значение и следующее крылатое выражение. За каждый правильный ответ ученик получает монетку.
Ахиллесова пята – уязвимое место у человека.
Авгиевы конюшни – сильно загрязненное место.
Яблоко раздора – причина ссоры.
Геростратова слава – позорная слава.
Драконовские законы – суровые, жестокие законы.
Спартанское воспитание – очень строгое, суровое воспитание.
Лаконичная речь – краткая речь.
Между Сциллой и Харибдой – трудная, безвыходная ситуация.
Троянский конь – подарок с подвохом.
Марафонская дистанция – 42 км.
Кануть в лету – забыть навсегда.
Нить Ариадны – путеводная нить.
Суд остракизма – тайный суд и
изгнание.
Разводить демагогию–создавать себе популярность путем ложных обещаний, обмана,
лести.
Гордиев узел – очень сложное, запутанное дело; разрубить узел – решить это дело.
V. Этап предварительного подведения итогов учебного занятия.
Сегодня на уроке мы с вами повторили основные понятия и события связанные с историей Древней Греции. Поднимите руки те, кто заработал 5 и более монет – вы получаете Оценку “отлично” за сегодняшний урок.
Но, к сожалению, не все успели заработать достаточное для хорошей оценки количество монет, поэтому сейчас я предлагаю вам решить тест, листочек с ответами и заработанные монеты положите в конвертики и сдайте.
VI. Письменная проверка знаний учащихся.
Тест к теме “Древняя Греция”
1 вариант.
1. Верховный бог у древних греков
а) Посейдон; б) Зевс.
2. Греки называли свою землю
а) Элладой; б) Кипридой.
3. Прозвище “хитроумный” носил
а) Одиссей; б) Парис.
4. О Троянской войне повествует
а) “Илиада”; б) “Одиссея”.
5. В Древней Греции педагогом называли:
а) опекуна и наставника;
б) школьного учителя.
6. Выберите верные утверждения.
а) Педагог – это раб, приставленный к мальчику его родителями, который должен
был следить за успехами в учебе своего подопечного;
б) “Илиада” и “Одиссея” были написаны Эсхилом;
в) женщины выступали на сцене в масках;
г) музыке обучали в гимнасии.
2 вариант.
1. Лучшими воинами среди греков были
а) афиняне; б) спартанцы.
2. Греческие поселения за пределами Балканского полуострова
а) колонии; б) метрополии.
3. Самый знаменитый древнегреческий поэт
а) Геракл; б) Гомер.
4. “Отец комедии”
а) Аристофан; б) Аристарх.
5. Агора – это:
а) спортивный центр для молодежи;
б) городская рыночная площадь
6. Выберите неверные утверждения.
а) Педагог – это раб, приставленный к мальчику его родителями, который должен
был следить за успехами в учебе своего подопечного;
б) “Илиада” и “Одиссея” были написаны Эсхилом;
в) женщины выступали на сцене в масках;
г) музыке обучали в гимнасии.
Ответы к тесту “Древняя Греция”.
1 вариант: 1 – б, 2 – а, 3
– а, 4 – а, 5 – а, 6
– а.
2 вариант: 1 – б, 2 – а, 3
– б, 4 – а, 5 – б, 6
– б, в ,г.
Занятия древних греков.
ВИНОГРАДАРСТВО.
Сбор урожая. |
ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО.
Серебряная позолоченная ваза работы греческих мастеров.
|
И походило на пашню – такое он диво представил.
Пахарь. Древнегреческая глиняная статуэтка. |
УБОРКА УРОЖАЯ.
Серп. |
ВЫПАС КОРОВ.
|
КУЗНЕЧНОЕ ДЕЛО. Кузнечная мастерская. Рисунок на древнегреческой вазе.
Древнегреческие бронзовый шлем и панцирь.
|
МЕНОВАЯ ТОРГОВЛЯ.
В торговой гавани Пирея в 5-м веке до н. э. |