Цель урока:
- образовательные:
– формирование знаний учащихся о формах представления множества.
– формирование практических навыков по представлению множеств с помощью карты множеств. - развивающие:
– формировать интерес к учению;
– развивать познавательные интересы, творческие способности;
– прививать исследовательские навыки; - воспитательные:
– воспитание активности учащихся;
– привитие навыков самостоятельной работы;
– обеспечение сознательного усвоения материала;
– сплочение коллектива класса.
Тип урока: комбинированный урок.
Формы работы на уроке: устная, письменная, индивидуальная.
Оборудование урока:
- компьютер IBM PC с операционной системой MS Windows XP
- мультимедийный проектор;
- раздаточный материал с картинками
План урока
- Организационный момент.
- Фронтальный опрос, проверка домашнего задания
- Объяснение темы урока.
- Закрепление урока.
- Подведение итогов и постановка домашнего задания.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель. Здравствуйте, дети!
Откройте тетради, запишите число. Запишите тему урока. Тема нашего занятия “Множества и его элементы”.
2. Фронтальный опрос, проверка домашнего задания.
Учитель отвечает на вопросы учеников, которые возникли при выполнении домашнего задания.
3. Объяснение новой темы.
Начинаем урок с вопроса: От какого слова происходит слово “множество”? Дети отвечают: От слова “много” и в этот момент надо пояснить, что “множество” обозначает необязательно большую группу предметов или существ, оно может включать совсем немного предметов, или очень-очень много предметов, или же вовсе ничего (тогда это будет “пустое множество”).
Далее предлагается найти в классе множество предметов, имеющих одно и то же имя:
- множество учеников;
- множество столов;
- множество стульев;
- множество окон;
- множество компьютеров и т.д.
Попрошу встать:
- множество мальчиков,
- затем множество девочек,
- похлопайте множество 4 класса.
Учитель спрашивает, к какому множеству следует отнести учителя, здесь предусматривается несколько вариантов правильных ответов:
- Множество учителей в классе, в таком случае оно состоит из одного элемента;
- множество людей в классе, тогда количество определяется количеством учеников плюс учитель;
- множество блондинов или брюнетов;
- множество людей в брюках или в юбках и т. д.
Следовательно, делаем вывод: “Множество – это группа предметов или существ, объединенных общим признаком, действием или именем”.
Игра “Из какого множества”. Учитель перечисляет, а ученики дают название множеству перечисляемых объектов:
- Принтер, монитор, мышь, процессор – устройства компьютера;
- Волгоград, Муром, Тверь, Омск, Москва – города России;
- Подснежники, ландыши, мать и мачеха, василек – полевые цветы;
- Семга, форель, карп, окунь, щука – рыбы;
- Сапоги, ботинки, сандалии, кроссовки, туфли – обувь;
- Мяч, обруч, скакалка, ракетка, клюшка – спортивные снаряды;
- Лиза, программа, картошка, сказка, лужа – слова заканчиваются на “а”.
На доске четыре круга и каждый из них подписан: множество прямоугольных предметов, множество летающих, множество овощей, множество растений. Такое изображение множеств мы будем называть картой множеств.
Можно ли нам вписать арбуз в овощи (нет, так как его относят к категории ягод).
Следует заострить внимание на определении бесконечного множества и пустого множества. Можно сказать, что примером бесконечного множества являются: капельки воды в море, песчинки на берегу, звезды на небе – все это нельзя пересчитать. Примерами пустого множества могут быть: слова, начинающиеся с букв “Ь”, “Ъ”,
“Ы”. Добавим к списку слова на букву “Й”, здесь учащиеся должны заметить, что множество слов на букву “Й” не пустое, предложив варианты слов: йогурт, йод, Йемен.
4. Закрепление изученного материала – учитель проводит в форме игры.
Учитель каждому раздает лист с картинками и предлагает обвести карандашом объекты, цвет карандаша соответствует определенному множеству: красный карандаш – множество живых существ и зеленый карандаш – множество употребляемой человеком пищи
Вложенные множества.
На доске нарисован большой круг, назовем его – множеством животных, в нем же нарисованы три круга поменьше. Теперь учитель просит каждого из учеников назвать своих питомцев и вписывает их в соответствующий круг.
5. Подведение итогов и домашнее задание
Учитель выставляет оценки ученикам.
Домашнее задание: “Нарисовать карту множеств: используя элементы, с помощью которых можно построить домик”.