Вечер авторской песни "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!"

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями


"Возьмемся за руки, друзья, возьмемся за руки, друзья,
Чтоб не пропасть поодиночке..."
Б.Ш. Окуджава

Цель:

  • создать атмосферу взаимопонимания и взаимного интереса детей и
    родителей через совместное культурно-организованное времяпровождение.

Задачи:

  • обеспечить принцип доступности интересов ребенка для родителей;
  • развивать у детей навыки коллективного общения с представителями разных поколений;
  • совместно с родителями повышать культурный уровень ребенка, познакомить учащихся с биографиями авторов-исполнителей, их творчеством.

Организационно-деятельный компонент:

Место: Музыкальная гостиная школы № 551 Время: 18.30 – 19.15

Участники: учащиеся и члены их семей (мамы, папы, бабушки, дедушки, сестры, братья).

Гости: Администрация школы, учителя школы.

Оборудование и оформление:

  • ноутбук, презентация “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!” (Программа Microsoft PowerPoint), созданная учителем;
  • мультимедиа проектор;
  • стойка для проектора; экран;
  • гитара;
  • ваза с цветами (по количеству присутствующих родителей и других родственников);
  • стулья, расставленные полукругом.

Предварительная подготовка:

  • создание презентации “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!”;
  • получение творческого задания детьми для подготовки вечера;
  • разучивание песен авторов-исполнителей: текстов и музыки (на протяжении года);
  • подготовка сюрпризов для родителей (покупка цветов, изготовление открыток, сувениров);
  • самостоятельная подготовка детьми текста выступления “Мы говорим вам спасибо”;
  • приглашение родственников и других гостей;
  • обсуждение на родительском собрании подготовки данного мероприятия.

Место данного мероприятия в воспитательном процессе класса:

Классный руководитель может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей. В сотрудничестве с родителями создать в классном коллективе атмосферу взаимопонимания, доверия и добра. Помочь родителям увидеть детей в различных ситуациях в школе и классе, в детском коллективе, что позволит им иметь более полное представление о своих детях. Для детей непосредственное участие родителей в их школьной жизни, особенно в средней школе, когда кажется, что дети “уже выросли”, имеет очень большое значение. Таким образом, поднимается авторитет родителей в глазах ребенка. Авторитет родителей – важная составляющая успешности воспитания детей в семье.

Очень значимым и важным принципом в общении детей и родителей является принцип доступности. Сегодня, когда родители много работают и очень заняты, он особенно актуален. Родителям катастрофически не хватает времени на общение с детьми. Быть доступным – значит в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, чтобы пообщаться с ребенком.

Начиная с 5 класса, я с ребятами пою песни под аккомпанемент гитары. Причем репертуар подбираю заранее, продумываю его. Через тексты песен стараюсь донести ценности дома, семьи, радость человеческого общения. Цель – воспитать доброту, открытость к миру, восприятие настоящей красоты, посредством ненавязчивого знакомства детей с авторской песней, как современной, так и той, что исполнялась во времена молодости их родителей. Поэтому, приходя на наши Огоньки, праздники, вечера, родители с огромным удовольствием поют вместе с детьми. Ребята же при этом очень гордятся, что многие слова они знают лучше взрослых. Это настоящее единение душ, скрепленное музыкой.

Для того, чтобы родители и другие гости исполняли песни не боясь того, что они не знакомы со словами, все слова песен выводятся на большой экран.

Вечер проводился 25 февраля, то есть стразу после Дня Защитника Отечества и незадолго до Международного Женского дня. Это дало возможность детям сказать теплые слова в адрес пап, мам и других родственников, поздравляя их с этими праздниками, спеть песню-посвящение и подарить цветы. Неслучайно объединяю два праздника вместе. Это показывает одинаковую значимость для ребенка как мамы, так и папы.

Вступительная часть.

Дети и родители входят в зал и рассаживаются полукругом на заранее расставленных стульях. Родители садятся радом со своими детьми. Таким образом, они сразу становятся полноправными активными участниками происходящего, а не пассивными зрителями.

Приложение. Слайд 1 (управляет презентацией один из учащихся).

Учитель. Здравствуйте уважаемые родители, гости и ребята! Я рада приветствовать вас на вечере авторской песни “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!”.

Мы поем песни под гитару второй год. Пришло время узнать об их авторах подробней. Поговорить о том, что такое вообще авторская или, как ее еще называют, бардовская песня.

Для того, чтобы исполнять авторскую песню, не обязательно иметь абсолютный музыкальный слух. В этих песнях первичны слова. Их вы увидите перед собой на экране. Приглашаем всех присутствующих присоединиться к исполнению песен.

Основная часть.

Слайд 2.

Учитель. Барды-люди из разных городов, стран, уголков нашей большой Земли, которые поют свои светлые, добрые, грустные и радостные песни и верят, что этими песнями можно изменить мир, изменить жизнь - к лучшему!

Слайд 3.

Учитель. Русская Авторская Песня - “благая весть” о живой человеческой душе, заставляющая по новому ощутить, воспринять себя и окружающую жизнь.

Имена основоположников жанра авторской песни – Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Александра Галича, Александра Городницкого, Юлия Кима, Юрия Визбора – стали символами целого поколения.

Эти авторы дали возможность пережить и почувствовать, что у людей внутри не “пламенный мотор”, а живое человеческое сердце, что в каждом из нас - живая душа и мы несем за нее ответственность.

Слайд 4.

Учитель. Авторские (бардовские) песни совершили и совершают наше внутренне преображение.

Они обратили и обращают людей в свою веру, в центре которой человеческая личность, ее живая, мыслящая душа.

Зародившись в 60-е гг. ХХ века, эти песни стали как бы нашей мирской, гражданской “литургией” атеистического общества.

Сегодня они продолжают жить. И новые авторы поддерживают традиции авторской песни.

Слайд 5, 6.

Учитель. И мы начнем песней, название которой вынесено в название сегодняшнего вечера “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!”. Ее автор Олег Митяев.

Исполнение песни.
ИЗГИБ ГИТАРЫ ЖЕЛТОЙ (Олег Митяев)

Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно,
Струна осколком эха пронзит тугую высь,
Качнется купол неба большой и звездно-снежный,
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

Как отблеск от заката костер меж сосен пляшет,
Ты что грустишь, бродяга, а ну-ка, улыбнись,
И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет:
“Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!”
И все же, с болью в горле, мы тех сегодня вспомним,
Чьи имена, как раны на сердце запеклись,
Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним,
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

Слайд 7.

Учащийся 1. Митяев Олег Григорьевич. Все туристы и все хорошие компании, причем не только в России, но и за рубежом, прекрасно знают: Олег Митяев – это “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!”. Эта песня – один из гимнов бардовского движения. При всей скромности текста и музыки.

Митяев родился в 1956 году в городе Челябинске. По первой профессии техник-электрик, затем он получил специальность тренер по плаванию. Работал преподавателем в институте, зав.клубом , монтажником, художником. С 1979 года пишет песни на свои стихи.

Учащийся 2. В 1985 году Олег Митяев был приглашен на работу в Челябинскую филармонию в качестве артиста. В 1991-м году закончил ГИТИС им. Луначарского (ныне Российская Академия театрального искусства). Олег Митяев снялся в нескольких фильмах.Принадлежит к новому поколению российских бардов. Много гастролирует с концертами по стране.

Самые известные песни Олега Митяева: “Соседка”, “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!”, “Давай с тобой поговорим”, “С добрым утром, любимая”, “Крепитесь, люди! Скоро лето!”, “Лето – это маленькая жизнь” и множество других.

Слайд 8.

Учитель. А теперь вернемся в самое начало. Один из основателей направления под названием “Авторская песня” - Булат Шалвович Окуджава.

Учащийся 3. Булат Шалвович Окуджава. Русский поэт. Он родился в 1924 году, в 17 лет ушел добровольцем на войну. И стихи и песни начал писать еще на фронте.

Окуджава был первым. Владимир Семенович Высоцкий называл его своим учителем и духовным отцом, говорил: "Если бы не Окуджава, я не писал бы песен".

На самом деле Окуджава был духовным отцом всего послевоенного поколения. Он задал высоту отношения к жизни, показал – как все должно быть.

Учащийся 4. Булат Шалвович Окуджава. Его называют Человеком, Гением, Пророком XX века. В стихах и прозе — частная человеческая жизнь в ее сложных взаимосвязях с течением истории. Авторские песни Окуджавы звучали нравственным камертоном в эпоху застоя. Лауреат Государственной премии СССР.Скончался в 1997 году. В Москве, на Арбате, ему поставлен памятник.Самые известные его произведения: “Ах, Арбат, мой Арбат”, “Надежды маленький оркестрик”, “Часовые любви”, “Пожелание друзьям” и многие другие.

Слайд 9, 10, 11.

Исполнение песни.

ПОЖЕЛАНИЕ ДРУЗЬЯМ (Булат Окуджава)

Слайд 12,13.

Учитель. А теперь песня специально для взрослых.

Исполнение песни. ГРУЗИНСКАЯ ПЕСНЯ (Булат Окуджава)

Виноградную косточку в теплую землю зарою,
И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,
И друзей созову, на любовь свое сердце настрою...
А иначе зачем на земле этой вечной живу?

Собирайтесь-ка, гости мои, на мое угощенье,
Говорите мне прямо в лицо, кем пред вами слыву,
Царь небесный пошлет мне прощение за прегрешенья...
А иначе зачем на земле этой вечной живу?

В темно-красном своем будет петь для меня моя дали,
В черно-белом своем преклоню перед нею главу,
И заслушаюсь я, и умру от любви и печали...
А иначе зачем на земле этой вечной живу?

И когда заклубится закат, по углам залетая,
Пусть опять и опять предо мной проплывут наяву
Белый буйвол, и синий орел, и форель золотая...
А иначе зачем на земле этой вечной живу?

Слайд 14. Учащийся 5. Юрий Иосифович Визбор. Он родился в 1934 году, жил и скончался в Москве. Окончил факультет русского языка и литературы Московского государственного педагогического института. Работал учителем на Севере, там же служил в армии. Был корреспондентом радиостанции "Юность", журнала "Кругозор". Киноактер, поэт и прозаик, драматург. Член Союзов журналистов и кинематографистов СССР. Снимался в фильмах "Ты и я", "Семнадцать мгновений весны", "Красная палатка" и других. По его сценариям и при его участии снято более пятидесяти кино- и телефильмов. Учащийся 6. Юрий Иосифович Визбор писал песни с 1951 года на свои стихи. Более пятидесяти песен на его стихи положено на музыку другими композиторами. Занимался альпинизмом, участвовал в экспедициях на Кавказ, Памир Тянь-Шань, был инструктором по горнолыжному спорту. Его женой была автор-исполнитель песен Ада Якушева.Самые известные песни Юрия Визбора “Милая моя”, “Ты у меня одна”, “Осенние дожди”, “Домбайский вальс” и другие. Слайд15,16,17. Учитель. Песни Юрия Визбора хорошо исполнять в теплой атмосфере вокруг костра. Но это не мешает людям петь их в любом месте. Они поражают душевностью и открытостью чувств.

Исполнение песни. МИЛАЯ МОЯ (Юрий Визбор)

Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены,
Тих и печален ручей у янтарной сосны,
Пеплом несмелым подернулись угли костра,
Вот и окончилось все - расставаться пора.

Припев: Милая моя, солнышко лесное,
Где, в каких краях встретишься со мною?
Крылья сложили палатки - их кончен полет,
Крылья расправил искатель разлук - самолет,
И потихонечку пятится трап от крыла,
Вот уж действительно пропасть меж нами легла.

Не утешайте меня, мне слова не нужны,
Мне б отыскать тот ручей у янтарной сосны,
Вдруг сквозь туман там алеет кусочек огня,
Вдруг у огня ожидают, представьте, меня!

Слайд 18, 19, 20. Учитель. Песня “ Осенние дожди” многим известна под другим названием – “Перевал”. К ней дописаны новые куплеты. А это значит, что песня воистину стала народной. В авторском исполнении звучит несколько другой мотив и всего три куплета. Исполнение песни.

ОСЕННИЕ ДОЖДИ (Перевал) (Юрий Визбор)

Просто нечего нам больше терять,
Все нам вспомнится на страшном суде.
Эта ночь прошла как тот перевал,
За которым исполненье надежд.
Просто прожитое прожито зря,
Но не в этом, понимаешь ли, соль.
Слышишь, падают дожди октября,
Видишь, старый дом стоит средь лесов.

А мы затопим в доме печь, в доме печь,
И гитару позовем со стены.
Просто нечего нам больше беречь,
Ведь за нами все мосты сожжены,
Все мосты, все перекрестки дорог,
Все прошептаны нам тайны в ночи.
Каждый сделал все что мог, все что мог,
А мы об этом помолчим, помолчим.
Пусть луна взойдет оплывшей свечой,
Ставни скрипнут на ветру, на ветру,
Ах, как я тебя люблю горячо,
Годы это не сотрут , не сотрут.
Мы оставшихся друзей соберем,
Мы набьем картошкой старый рюкзак.
Люди спросят: “Что за шум, что за гам?”
А мы ответим: “Просто так, просто так!”

Просто так идут дожди в октябре,
И потеряны от счастья ключи.
Это все конечно мне, конечно мне,
Но об этом помолчим, помолчим…
Просто прожитое прожито зря ,
Но не в этом понимаешь ли соль,
Слышишь, падают дожди октября ,
Видишь старый дом стоит средь лесов.

Слайд 21. Учащийся 7. Александр Моисеевич Городницкий – поэт, один из основоположников авторской песни, создававший этот жанр вместе с Окуджавой, Визбором, и другими.
Городницкий – не только поэт, он еще и ученый мирового уровня, геофизик, академик Российской Академии естественных наук, автор более 230 научных работ, статей в журналах.

Учащийся 8. Александр Городницкий родился 1933 г. в Ленинграде, с 1972 года живет в Москве. Пережил блокаду. Окончил геофизический факультет Ленинградского горного института им. Г. В. Плеханова. Работал в геологических партиях, начальником геологического отряда, плавал на исследовательских судах. Принимал участие во многих океанологических экспедициях как сотрудник Института океанологии. Член Московского союза писателей. Лауреат нескольких конкурсов туристской песни. Самые известные песни Александра Городницкого “Атланты”, “Предательство”, “Снег” и другие.

Слайд 22, 23. Учитель. Пережив блокаду, Александр Городницкий навсегда остался ленинградцем. Одна из его песен – Атланты – настоящий гимн миру.

Исполнение песни. АТЛАНТЫ (Александр Городницкий)

Кoгдa нa cepдцe тяжecть и xoлoднo в гpyди,
К cтyпeням Эpмитaжa ты в cyмepки пpиди.
Тaм бeз питья и xлeбa, зaбытыe в вeкax,
Aтлaнты дepжaт нeбo нa кaмeнныx pyкax.

Дepжaть eгo мaxинy нe мед co cтopoны.
Напряжены их cпины, кoлeни cвeдeны.
Иx тяжкaя paбoтa вaжнeй иныx paбoт,
Из ниx ocлaбнeт ктo-тo и нeбo yпaдет!

Вo тьмe зaплaчyт вдoвы, пoвыгopят мopя,
И вcтaнeт гpиб лилoвый, и кoнчитcя Зeмля,
A нeбo гoд oт гoдa вcе дaвит тяжeлeй,
Дpoжит oнo oт гyдa рaкeтныx кopaблeй.

Cтoят oни, peбятa, тoченыe тeлa.
Пocтaвлeны кoгдa-тo, а cмeнa нe пpишлa.
Иx cвeт днeвнoй нe paдyeт, им нoчью нe дo cнa,
Иx кpacoтy cнapядaми уpoдyeт вoйнa.

Cтoят oни нaвeки, упеpши лбы в бeдy.
Нe бoги - чeлoвeки, пpивыкшиe к тpyдy.
И жить eще нaдeждe дo тoй пopы, пoкa
Aтлaнты нeбo дepжaт нa кaмeнныx pyкax!

Слайд 24.

Учащийся 9. Александр Александрович Дольский - заслуженный артист России, лауреат Государственной премии имени Булата Окуджавы, гастролировал по всей России и за рубежом, автор 15-ти поэтических сборников и книги прозы, выпустил не один десяток песенных дисков.

Александр Александрович Дольский - поэт, артист, композитор, музыкант, виртуозно владеющий гитарой. Гитара Дольского - его равный партнер, и ей принадлежит половина успеха.

Родился в Свердловске 7 июня 1938 года. Уже в 3-м классе он начал сочинять стихи. Года через три появились его первые песни. С 1966 года начались активные поездки и выступления с сольными концертами по всему Советскому Союзу.

Учащийся 10. Александр Дольский - автор песен к кинофильмам "Трактир на Пятницкой", "Когда святые маршируют", сам снялся в художественных фильмах киностудии "Ленфильм".

Участник и победитель многих Фестивалей авторской и самодеятельной песни. За большой вклад в русскую культуру ему уже второй год присуждается Президентская стипендия.

Дольский живет и работает в нашем городе.

Самыми известные песни Александра Дольского “Мне звезда упала на ладошку…” или “Диалог со звездой” “Удивительный вальс”, “Аленушка” и другие.

Слайд 25, 26.

Учитель. Дольский написал одну из самых известных песен о нашем городе. И мы ее сейчас исполним.

Исполнение песни.

УДИВИТЕЛЬНЫЙ ВАЛЬС (Александр Дольский)

Удивительный вальс мне сыграл Ленинград

Без рояля и скрипок, без нот и без слов.

Удивительный вальс танцевал Летний сад,

Удивительный вальс из осенних балов.

Вальс всегда на вы, вальс речной волны,

Вальс мостов Невы, дальних стран.

Вальс растерянный, вальс расстрелянный,

Вальс расстрелиевый, вальс-туман.

В удивительном вальсе кружились дома,

И старинные храмы несли купола,

И на лучших страницах раскрылись тома,

И звенели беззвучные колокола.

Вальс пустых дворцов, вальс былых венцов,

Вальс к лицу лицо, без прикрас.

Вальс военных дней, смерти и огней,

Вальс судьбы моей - жизни вальс.

Вальс старинных дам, вальс клаксонных гамм,

Вальс огней реклам, вальс дождей.

Вальс недвижных поз, вальс больших стрекоз,

Вальс травы в покос, вальс людей.

Слайд 27.

Учитель. Есть песни, музыка к которым создана на уже написанные стихи. Автор этой песни Р.Киплинг, перевел эти стихи С.Маршак. Музыку написал Виктор Берковский. Его уже нет в живых, но эту песню постоянно исполняет на своих концертах дуэт авторов-исполнителей Татьяна и Сергей Никитины.

Исполнение песни.

НА ДАЛЕКОЙ АМАЗОНКЕ (Р.Киплинг-С.Маршак, В.Берковский)

На далекой Амазонке не бывал я никогда,

Никогда туда не ходят иностранные суда,

Только “Дон” и “Магдалина” - быстроходные суда,

Только “Дон” и “Магдалина” ходят по морю туда.

Из Ливерпульской гавани всегда по четвергам,

Суда уходят в плаванье к далеким берегам,

Плывут они в Бразилию, Бразилию, Бразилию,

И я хочу в Бразилию к далеким берегам.

Только “Дон” и “Магдалина”, только “Дон” и “Магдалина”,

Только “Дон” и “Магдалина” ходят по морю туда.

Никогда вы не найдете в наших северных лесах,

Длиннохвостых ягуаров, броненосных черепах,

А в солнечной Бразилии, Бразилии моей,

Такое изобилие невиданных зверей!

А в солнечной Бразилии, Бразилии моей,

Такое изобилие невиданных зверей!

Увижу ль я Бразилию, Бразилию, Бразилию,

Увижу ль я Бразилию до старости моей!

 

Слайды 28, 29.

Учитель. А теперь давайте вспомним других авторов-исполнителей. Кого-то уже нет в живых, но их песни живут, потому что их поют и сегодня. Мы в том числе.

Основателями жанра авторской песни так же явились Александр Галич, Владимир Высоцкий. Среди бардов есть женщины. Это Вера Матвеева, Ада Якушева (супруга Юрия Визбора), Вероника Долина. Здесь мы видим фотографии Виктора Берковского, Евгения Клячкина, Вадима Егорова, Татьяны и Сергея Никитиных, Юлия Кима, Александра Розенбаума, Юрия Кукина. Авторская песня очень многогранна и интересна. И мы в дальнейшем продолжим знакомство с этим уникальным явлением нашей культуры.

Слайд 30.

Учитель. Среди песен, которые мы поем, есть такие, которые не имеют авторства. Конечно, авторы у них есть, но они неизвестны. В этих песнях поется о дружбе, взаимной поддержке и других, очень важных человеческих качествах.

Исполнение песни.

ТЫ ДА Я, ДА МЫ С ТОБОЙ.

Ты да я, да мы с тобой.
Ты да я, да мы с тобой.
Здорово, когда на свете есть друзья.
Если б жили все в одиночку,
То уже давно на кусочки
Развалилась бы, наверное, Земля.
Ты да я да мы с тобой.
Ты да я да мы с тобой.
Землю обойдем, потом махнем на Марс.
Может, у Оранжевой Речки
Там уже грустят человечки
Оттого, что слишком долго нету нас.
Ты да я да мы с тобой.
Ты да я да мы с тобой.
Нас не разлучит ничто и никогда.
Даже если мы расстаемся,
Дружба все равно остается,
Дружба остается с нами навсегда.

Слайд 31.

Учащийся 11 (текст приготовлен самостоятельно ). Дорогие наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Мы очень рады видеть вас сегодня здесь вместе с нами. Мы благодарны за ту любовь, которую вы дарите нам. Благодарны за то, что у каждого из нас есть настоящий дом. Дом, в котором нас любят, ждут, верят в нас, надеются на наши успехи, переживают вместе с нами наши неудачи. Мы любим вас и дарим вам эту песню.

Исполнение песни.

ДОМ

Мимо текла, текла река, плыли куда-то облака,

Шел человек, была дорога нелегка, да нелегка.

И человек мечтал о том, что он построит где-то дом,

И поселится счастье с ним в доме одном.

Если, бывало, уставал, то неизменно напевал

Песню любимую свою - ту что пою, ту что пою.

Дом, как известно всем давно, это не стены, не окно,

Даже не стулья за столом – это не дом.

Дом – это там, куда готов, ты возвращаться вновь и вновь

Яростным, добрым, нежным, злым, еле живым, еле живым…

Дом – это там, где вас поймут, там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом – это твой дом.

Дети встают, берут цветы из большого букета в вазе, стоящей на рояле и дарят своим родителям.

Слайд 32. Приложение

Учитель. Вот и подошел к концу наш вечер. И хочется закончить песней, с которой мы его начинали “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!”.

Слайд 5. Исполняется 1 куплет.