"Большая буква в географических названиях". Урок русского языка во 2-м классе "Планета знаний"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  1. Углубить представление об именах собственных как наименованиях единичных предметов (лиц).
  2. Упражнения в употреблении большой буквы в географических названиях.
  3. Познакомить с административным делением России и Республики Башкортостан.
  4. Воспитывать любовь к родному краю, городу.

Оборудование: карта России, карта Республики Башкортостан, – Презентация “ Большая буква в географических названиях”, выполненная в PowerPoint, карточки для индивидуальной, групповой и работы в пар

I. Организационный момент.

– Ребята, сегодня мы продолжаем изучать правописание имени существительного, употребление большой буквы при записи имен существительных.

II. Повторение изученного.

1) – Мы уже многое узнали об имени существительном. Попробуем построить наши знания как таблицу. Для этого вспомните все, что мы уже знаем и в течение урока мы будем достраивать свою таблицу.

2) Блиц-опрос по вопросам, тестового вида.

Имя существительное
Часть речи
Обозначает предмет

Одушевленные
Кто?
 Неодушевленные
 что?

1. Ответьте на вопросы.

1) Имя существительное это часть__________, обозначает_________________, предметы бывают одушевленными и неодушевленными. Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос _________, неодушевленные _________

2) Подчеркните одушевленные имена существительные.

Митя, Коля, Ваня, пл..нета, мат..рик, ..кеан, стр..на, Мурзик, ст..лица, мама, море, Катюша, р..спублика, учитель, гор..д, врач, д..ревня, Мария Ивановна Калинина, рай..н, оз..ро, река, г..ра.

– Назовите одушевленные имена существительные.

– Кого называют эти существительные? (Людей, животных.)

– Назовите нарицательные существительные, которые имеют значение чего-то общего. (Мама, учитель, врач.)

– Как написаны эти слова?

– Назовите собственные имена существительные. Что они называют.

– Как записаны эти слова?

Сделайте вывод.

– Посмотрите на таблицу. Сделайте вывод о том, как пишутся нарицательные имена существительные, как пишутся собственные имена существительные?

2. Минутка чистописания.

Запишите свои данные: фамилию, имя, отчество.

Как будете писать ? (С большой буквы.)

– Подготовьте руку к письму. (Гимнастика для пальцев, написание на первой строке элементов заглавных букв.)

Пропустить 4 строки.

3. Словарная работа.

– Посмотрите на задание № 2. Вы подчеркнули одушевленные имена существительные. Назовите неодушевленные имена существительные, вставляя пропущенные гласные. (Работа со словарем.) Назовите слова с непроверяемыми написаниями слова с непроверяемыми гласными. Запишите их в тетрадь. Подчеркните орфограммы.

Проверка.

4. Новая тема.

1) Рисунки детей.

– Посмотрите на рисунки.

– Что изобразили дети из записанных нами слов?

– Что общего в значении этих слов? (Место где живут люди, животные.)

2) – Где можно увидеть схематические изображения этих предметов – объектов? (На карте.)

– Да, это географические объекты. (Добавить в слайд географические объекты.)

– Какие это имена существительные? (Нарицательные.)

– На карте 6 материков, 4 океана, много различных стран. Что нужно сделать, чтобы отличить их? (Дать имя собственное, которое будет принадлежать только им.)

– Как будем писать эти имена – названия? (С большой буквы.)

(Работа со слайдами планета Земля если есть время записать.)

материк Евразия
страна Россия
океан Тихий

3) Вывод.

Правило в учебнике.

Молодцы, ребята. Сколько мы по земным просторам прошли., по материкам, планетам и странам. Можно и отдохнуть

Физминутка под музыку “ Вместе весело шагать”..”

Первичное закрепление изученного.

На карте мы увидели насколько огромна наша Родина, а ведь у каждого из нас есть свой родной уголок на территории большого государства. Для нас таким , милым нашему сердцу, уголком является что? республика Башкортостан. Запись слова Башкортостан в тетрадь на первую пропущенную строку и наш родной город Стерлитамак.

– Она неповторимо прекрасна своими лесами и полями, реками и озерами, городами и деревнями. Башкирия расположена на отрогах Уральских гор (рассказ учителя сопровождается слайдами с фотографиями достопримечательностей Башкортостана).

Физминутка для глаз.

Работа у доски.

– О каждом из этих мест можно сказать много добрых слов. Я постаралась найти для вас небольшие тексты – описания красивейших мест Башкортостана. Выпишите из этих текстов словосочетания с именами собственными, например река Белая.

Как запишите название реки, горы, города? (Село Тастуба, город Дюртюли, поселок Венеция, города Стерлитамак и Ишимбай, река Белая, шиханы Юрактау, Куштау и Тратау, гора Шахтау, горы Иремель, Уральские горы гора Янгантау, Салаватский район.)

Запись по 2 человека от группы , по цепочке. Район, города, горы,

В Башкортостане более тысячи озер. Больше всего их в Абзелиловском и Учалинском районах. Самые большие озера в Предуралье – Белое озеро, Кандрыкуль, Асылыкуль, в Зауралье – Ургун и Банное.

Село Тастуба расположено в очень красивом месте. С одной стороны его виднеется несколько голых гор, а с другой возвышаются живописные горы Уфимского плато, покрытые величественным хвойным лесом.

Около города Дюртюли на противоположном, правом берегу реки Белой находится прекрасный сосновый лес. Особенно красив лес около Венеции, так называется небольшой поселок на берегу реки.

Между городами Стерлитамак и Ишимбай по правобережью реки Белой находятся уникальные горы – одиночки – шиханы. На фоне равнинной местности возвышаются три конусовидные горы – Юрактау, Куштау и Тратау. Еще не так давно была и четвертая гора – Шахтау, но ее начали разрабатывать как сырье для Стерлитамакского содово – цементного комбината.

На территории нашей республики находится гора Янгантау. Она расположена в Салаватском районе.

Это единственная на нашей планете местность, где идет непрерывное выделение из земных недр огромного количества тепла, горячего пара и газов.

Горы Иремель – вторые по высоте на Южном Урале. Они расположены в Белорецком районе. На горах Иремеля насчитали более 100 видов растений, среди которых много редких, они встречаются только на высоких горах.

Белая – самая большая река Башкортостана. Свое начало река берет в Уральских горах, в Учалинском районе. У красавицы Агидель и притоки один красивее другого. Справа в нее впадают Нугуш, Сим, Уфа, слева – Ашкадар, Уршак, Дема.

Групповая работа.

1 группа – районы
2 – города
3 – деревни
4 – горы
5 – озера
6 – реки

Как будем писать названия городов, сел?

2) Работа в парах.

В Башкирии 21 город и 40 поселков городского типа, 4,5 тыс. сел и деревень, 54 района, более 1000 озер, более 600 рек. У вас записаны названия только малой части этих мест. Составьте каталог, записывая названия по алфавиту.

Проверка на слайдах.

Итог урока.

Ребята, посмотрите на свои записи на доске и в тетради. Перечислите существительные, которые записаны с левой стороны доски. Как можно изменить эти слова? Один – много . Раз много, значит это нарицательные имена существительные.

– Как назвать их одним словом? Географические объекты.

– Перечислить слова записанные в графе “ Собственные”. Как можно их назвать одним словом (географические названия). Как пишутся географические названия? Сделайте вывод. Названия стран, …. – это собственные имена существительные. Они пишутся с большой буквы.

Оценки.

Домашнее задание. Оформить конверт, составить небольшой текст об улице, на которой ты живешь.