Кто обучается в самой обычной школе, в самом обычном классе? Можно ответить односложно: “Дети”. Но какие? Нет одинаковых классов, нет одинаковых детей. Каждый обучается в меру своих возможностей и условий, в которых он находится. В классе всегда найдутся те, у кого возникают те или иные проблемы. Одни труднообучаемые, другие трудновоспитуемые, одни сверхактивные, а другие, наоборот, пассивные, есть конфликтные, агрессивные, с различными вредными привычками. Работать с такими детьми очень трудно: их трудно усадить, трудно сделать так, чтобы они работали на уроке вместе с остальными учащимися класса. Возникают проблемы с дисциплиной и успеваемостью у таких детей.
Индивидуальный подход – это единственное что позволит их обучать. Ведь даже в группах эти дети не редко отказываются работать. Индивидуальный подход позволит работать с отдельными учащимися по индивидуальным образовательным траекториям в рамках образовательного стандарта. И для этого совсем необязательно составлять отдельную программу для такого ребенка. Достаточно спланировать работу учащихся на уроке так, чтобы каждый обучался на своем уровне.
Для успешного обучения учащихся, имеющих определенные проблемы, необходимо чтобы:
- обучение проходило без принуждения,
- каждый ученик чувствовал себя способным, и перед ним ставилась бы реальная цель,
- материал был адаптирован для данных учащихся,
- одновременно в работе должны быть подключены слух, зрение, моторика, память, логическое мышление,
- использовались опорные сигналы,
- в работе применялись алгоритмы и образцы,
- темп усвоения был оптимизирован.
Приемов организации такой деятельности множество. Я хочу рассказать об одном из них: “Раскрась рисунок”.
Применять его возможно при изучении любой темы. Всегда найдутся навыки, которые необходимо отработать на данном уроке. Все дети любят разукрашивать. Дайте им такую возможность. Пусть одни решают сложные задачи, изучают дополнительный материал, а другие отрабатываю элементарные навыки по теме. Каждый занят своим посильным делом на уроке. Все находятся в комфортных условиях. Используя такие задания, учитель не только отрабатывает основные навыки по изучаемому материалу, но и проводит определенную коррекцию в развитии ребенка.
Использование этого приема позволяет:
- исключить усреднение всех детей в процессе обучения,
- повышает мотивацию к учению,
- исчезнуть дискомфорту в общении на уроке,
- создать щадящие условия для обучения учащихся с проблемами,
- учителю одновременно работать с учащимися разного уровня подготовки.
Таким образом, реализуется принцип: одни осваивают минимум образовательного стандарта, а другие имеют возможность более глубокого изучения материала на одном и том же уроке.
Как же применяется прием “Раскрась рисунок”. Учащийся на определенном этапе урока получает картинку, которую необходимо раскрасить, решив при этом конкретные задания. Таких заданий учитель может придумать множество. Главное, какую цель они преследуют: закрепление изученного материала, проверка домашнего задания, повторение ранее изученного материала или ликвидация пробелов в знаниях. Примеры таких заданий приведены ниже.
Решение уравнений.
Сложение и вычитание дробей.
Умножение целых чисел