В ходе реализации ключевых направлений образовательной инициативы “Наша новая школа” необходимо будет разработать и внедрить модель дистанционного, заочного и очно – заочного образования учащихся.
Дистанционное обучение — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.
Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:
- среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные-коммуникационные сети),
- методов, зависимых от технической среды обмена информацией.
В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда Интернет-пользователей.
Использование технологий дистанционного обучения позволяет проводить обучение большого количества человек, повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д., создать единую образовательную среду.
Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Госдума РФ рассматривает проект поправок к закону об образовании, связанных с дистанционным обучением.
Дистанционное обучение является современной универсальной технологией профессионального образования, ориентированного на индивидуальные запросы обучаемых и их специализацию. Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и строго контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучающегося, который может учиться в удобном для себя месте и в удобное время. При дистанционном обучении обучающийся и преподаватель пространственно разделены друг от друга, но при этом они находятся в постоянном взаимодействии, организованном с помощью особых приемов построения учебного курса, форм контроля, методов коммуникации с помощью электронной почты и прочих технологий Интернет.
В классическом обучении основной формой передачи информации от преподавателя к обучающемуся служит “систематическое изложение учебного материала” в виде уроков, а остальные формы представлены в меньшей степени. В дистанционном же – интерактивное самообучение обучающихся с помощью специально подготовленных компьютерных программ, аудио- и видеоматериалов, учебных пособий и т.д.
Таким образом, обучающийся в процессе обучения занимает более активную позицию, что влечет за собой большую эффективность усвоения материала, а также более экономное использование времени учащегося, так как учебный процесс проходит в удобном для него месте, в удобное время и в удобном, а значит, и более эффективном режиме.
Система дистанционного обучения подразумевает индивидуальный подход к обучению. В её основе лежит самообразование. Каждый человек, занимающийся самообразованием, может сам определять направление содержания своей работы, выбирать, чем, в каком объеме, с какой глубиной и по каким источникам он будет заниматься. При этом он исходит из своих мотивов и потребностей. Такая форма самообразования обычно имеет целью расширение, углубление собственного кругозора в той или иной области знания.
Система дистанционного обучения строится на принципах:
- активности обучающихся в познавательной деятельности;
- систематичности применения получаемых знаний для решения конкретных практических задач;
- регулярного взаимодействия обучающихся с обучающими, а также друг с другом;
- модульности построения учебного материала;
- систематичности контроля успешности обучения.
Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий:
- Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.
- Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей “Всемирной паутины”.
Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.
От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.
- Телеконференции — проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.
Дистанционное обучение не является новой или
революционной технологией обучения.
Дистанционное обучение существует десятки лет.
До эпохи информационных технологий и сети
Интернет его основным приложением было заочное
образование в высших учебных заведениях. При
этом основным способом доставки знаний учащимся
была обычная почта. Разумеется, подобный способ
доставки знаний обладал целым рядом недостатков:
- обмен информации является чрезвычайно
медленным, общая продолжительность обучения
была велика;
- практически невозможно было обучаться, если учащийся и обучающая организация находились в разных странах;
- оценка результатов обучения могла происходить очень редко, что затрудняло корректировку программы обучения под конкретного учащегося.
Два фактора изменили дистанционное обучение и сделали его действительно эффективным в современном мире:
- повсеместное распространение персональных компьютеров;
- развитие сети Интернет.
Применение компьютерных технологий в дистанционном обучении сделало возможным:
- использование Rich-media (видео, аудио, анимация, взаимодействие с пользователем) в учебном процессе;
- дополнительные возможности тестирования и обработки результатов;
- контроль за процессом обучения.
Развитие сети Интернет позволило преодолеть описанные ранее проблемы и вывести дистанционное обучение на новый уровень. Интернет позволил:
- снизить стоимости доставки знаний;
- унифицировать корпоративные сетевые стандарты;
- создать технологические решения, работающие на различных компьютерных платформах, а также открытые стандарты подготовки учебных материалов;
- расширить рынок - теперь любой человек имеющий выход в Интернет может проходить обучение со своего компьютера не зависимо от того где находится поставщик электронного обучения.
Считается, что в кейс-технологии дистанционного обучения могут применяться следующие средства обучения:
- программы изучения дисциплин с методическими указаниями по выполнению контрольных, курсовых и выпускных работ;
- печатные фундаментальные учебники и учебные пособия по каждой дисциплине курса;
- специальные печатные учебно-практические пособия с тестами для самоконтроля и контроля;
- обзорные(установочные) аудио- или видеолекции по всему курсу;
- лабораторные практикумы;
- компьютерные электронные учебники и/или компьютерные обучающие программы по всем дисциплинам курса.
В школьном образовании технологии дистанционного обучения пока еще не находят большого применения. Но при огромной загруженности обучающихся профильных классов кейс-технологию можно применять при изучении программ элективных курсов.
Основной составляющей кейс-технологии является обычный печатный или электронный учебник, который выпускается в модульном исполнении. Он содержит дидактический план, список литературы, перечень умений, которые должны быть освоены обучающимися в процессе работы над модулем. Содержательная часть выполняется в виде тематического обзора, представляющего текст реферативного характера по теме учебной дисциплины, методические рекомендации по изучению курса. Кроме того, учебник включает в себя занятия для самостоятельной работы, тренинг умений, глоссарий. Вместе с учебником разрабатывается база тестовых заданий. Дополнительно к учебнику можно разработать слайд - лекции с большим количеством рисунков, схем, диаграмм и других видеофрагментов, которые имеют свои преимущества перед классическими аудиторными лекциями, т.к. отличаются максимальной информативностью, четкой структурированностью материала и наиболее доступной для понимания формой его подачи. Эффект компьютерного обучения возрастает по мере увеличения доли учебного материала, включаемого в сценарий компьютерного воплощения дистанционно обучения. В постоянном сценарии обучающийся как бы ведет диалог с преподавателем, который заранее предусмотрел, какие вопросы при изучении материала могут возникнуть у обучаемого, какие типовые ошибки при разборе поясняющих примеров он может допустить, какие подсказки при этом понадобятся, к какому фрагменту учебного материала ему следует вернуться.
Изучая материал курса, обучающийся может запрашивать помощь по электронной почте. По этому же каналу школу отправляются результаты тестирования и выполнения практических заданий. Одна из верно выполненных работ, присланная первой может быть представлена в качестве образца для всех изучающих программу курса. Несколько раз, в зависимости от количества часов, отведенных на изучение курса, обучающиеся собираются на групповых занятиях или для рубежного контроля.
Основной особенностью дистанционного обучения является равенство возможностей всех обучающихся в получении и использовании образования на всех этапах жизненного пути независимо от социального положения и избранного на данный момент вида деятельности. К другим особенностям дистанционного обучения относятся: независимость от расстояний, индивидуализация, модульность структуры учебного материала, необходимость тщательного планирования и систематического управления, интерактивность, особый характер мотивации обучающихся.