Web-сайт как средство формирования ИКТ-компетентности обучающихся

Разделы: Информатика


Уроки информатики с использованием информационно-коммуникационных образовательных технологий – это звучит странно. Но вопрос рационального их использования в этом предмете весьма актуален.

Сегодня основной задачей школьного курса «Информатики и ИКТ» является формирование операционного стиля мышления учащихся, компьютерная грамотность выпускника школы предполагает не только умение свободно работать на ПК, но и способность постоянно учиться всему новому согласно требованиям времени, стремительно развивающимся технике и технологиям. Возникает потребность в повышении эффективности урока, а для этого просто необходимо наличие соответствующего технического и программного обеспечения, использование мультимедийных средств, коммуникационных технологий и др.

Но чрезмерное насыщение урока информатики ИКТ может дать и обратный эффект: потерю мотивационной функции. Если говорить об информатике, то, по моему мнению, необходимо использовать дополнительные новые компьютерные технологии только в случаях, в которых это действительно необходимо, чрезмерно не перегружая урок.

При изучении такой темы как «HTML-конструирование» использование электронных образовательных ресурсов, в том числе мультимедийных презентаций, интерактивных электронных учебников, ресурсов сети Интернет, тестовых оболочек - позволяет легко и непринуждённо изучить довольно сложные вопросы, показать практическую значимость материала и готовый продукт как результат работы.

Кроме того, это позволяет освободить учителя от многих рутинных операций, расширяют возможности организации учебного процесса и позволяют формировать индивидуальные образовательные траектории обучающихся.

Предлагаю рассмотреть некоторые ЦОР, используемые мною в данном разделе курса информатики и на элективном курсе «Web-дизайн».

Электронные учебники:

  • А.А.Дуванов «Web-конструирование. Элективный курс».
  • Н. Угринович «Windows - CD» по курсу «Информатика и ИКТ».

Мультимедийные презентации и web-странички, специально разработанные к урокам:

  • «HTML-конструирование»;
  • «Справочник по HTML»;
  • «Электронное справочное руководство по информатике и ИКТ».

Электронные тесты для контроля и коррекции процесса изучения материала, несущие, в том числе и обучающую функцию:

  • Локальные и глобальные компьютерные сети;
  • Основные теги HTML.

Некоторые интернет-ресурсы, используемые на занятиях, посвящённые html и web-дизайну:

  • www.webmascon.com Webmascon (статьи по дизайну)
  • www.design.ru/kovodstvo Ководство Артемия Лебедева
  • htmlbook.ru (Основные теги html , вопросы дизайна, типичные ошибки)
  • www.machaon.ru/digest (сайтостроение для начинающих)
  • schools.techno.ru Школы в Интернете
  • www.kinder.ru Каталог детских ресурсов

Подробно рассмотреть все указанные ресурсы предлагаю на моей предметной страничке сайта гимназии, для этого перейдите по ссылке www.gimn32.ru/Kab/inform.php

Кроме всего перечисленного, следует отметить, что использование сетевых технологий при работе над гимназическим сайтом и его тематическими страницами (в рамках элективного курса) позволяют формировать умения и навыки по таким темам как локальные и глобальные компьютерные сети, телекоммуникационные технологии, информационная безопасность. Наличие в гимназии развитой локальной сети и возможности имеющегося программного обеспечения стали основой для реализации моей идеи развития сайта как среды для формирования ИКТ-компетентности обучающихся.

Разработка Web-сайтов на уроках информатики и во внеурочной деятельности

Считаю, что публикация детских работ является огромным стимулом для самообразования, для эффективной и качественной работы.

Перед учащимися ставятся практически значимые задачи подготовки графики для web, разработки дизайна разделов, наполнения страничек гимназического сайта, форматирования текста. Работая непосредственно на сервере, посредством ЛВС (следует отметить, что доступ к локальной и глобальной сети есть во всех кабинетах), учащиеся решают действительно значимые для учреждения задачи и видят плоды своего труда, тем самым повышается мотивация, возрастает эффективность занятий, дети заинтересованы в усвоении знаний.

В рамках курса информатики на изучение темы «Html-конструирование» отводится 4 часа:

  1. Форматирование текста и размещение графики.
  2. Гиперссылки на web-страницах.
  3. Формы на web-страницах.
  4. Инструментальные средства создания web-страниц. Тестирование и публикация сайта.

Проектная (форма работы) технология даёт возможность за этот небольшой промежуток времени не только изучить теоретический материал, но и овладеть основными приёмами работы, получить навыки разработки web-страниц.

Этапы проектной деятельности учащихся по разработке веб-страниц:

  1. Формирование проектной задачи.
  2. Построение модели, изучение необходимого теоретического материала.
  3. Этап разработки страниц с последующей проработкой теории.
  4. Защита проектов.
  5. Публикация работ.

Готовые проекты размещены на гимназическом сайтеwww.gimn32.ru

Внеурочная деятельность

Курс по выбору учащихся «Web-дизайн» (10-11 кл.), «Основы HTML» (8-9 кл.) позволяет реализовать мои идеи на практике. Как администратор сайта, я выделяю учащимся область, доступную для изменения, формирую технические задания, затем ведётся работа по подготовке материалов (текст, графика, ролики). Это позволяет закрепить и расширить знания по самым разным темам курса информатики на основе реальной практической деятельности, даёт возможность ребятам попробовать себя в роли IT-специалиста, что способствует профилизации школьников.

Конечно, использование сетевых и Интернет-технологий не решают всех проблем преподавания информатики и возможно могут быть реализованы не в каждой школе. Но способствуя в целом повышению уровня информационной культуры гимназистов (что подтверждает проведённый в 2009г. мониторинг уровня ИКТ-компетентности), данная форма работы позволяет двигаться нас к перспективе – подготовке выпускника, соответствующего современным требованиям общества.