Урок технологии в 5-м классе "Пасхальный декор в лоскутной технике"

Разделы: Технология


Цели урока:

  • Образовательная – научить учащихся художественной обработке яйца в стиле лоскутной мозаики; подбирать по цвету “лоскуты”; выполнять раскрой деталей по шаблонам и знать последовательность изготовления лоскутного яйца в технике “лепестки”, аппликация.
  • Развивающая – развивать интерес учащихся к традиционным художественным промыслам, православным традициям; умения создавать художественные композиции.
  • Воспитательная – воспитывать эстетический вкус, творческое отношение к выполняемой работе, личную инициативу и самостоятельность.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Методы: Объяснительно– иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, метод проекта.

Оборудование и наглядности:

  • инструменты (иглы, нитки, ножницы, линейки, мелки);
  • кусочки тканей различных цветов и размеров, цветная тесьма;
  • заготовки яиц из пенопласта;
  • шаблоны выкроек яиц;
  • таблица цветового шестисекторного круга;
  • инструкционные карты;
  • образцы готовых изделий;
  • выставка изделий декоративно-прикладного искусства в лоскутной технике, выполненных учащимися;
  • мультимедиа, Презентация.

Ход урока

Тема урока “ Пасхальный декор в лоскутной технике”. (Слайд1.) Сегодня на уроке вам предстоит выполнить творческий мини проект в стиле лоскутной мозаики.

Мы с вами изучили основные виды лоскутной техники, изготовили прихватки, используя несложную технику лоскутного шитья.

1. Актуализация.

Вопросы на повторение. (Слайд 2.)

  1. Назовите основные виды техники лоскутного шитья? (Слайд 3.) шитье из квадратиков;
    шитье из полосок;
    шитье из треугольников
    .
  2. Когда и где зародилось лоскутное шитье? . (Слайд 4.)
  3. Что вы знаете о развитии лоскутного шитья в России? (Слайд 4.)
  4. Какие изделия можно создавать из лоскута и для чего использовать эти изделия? (Слайд 5, 6, 7.)

2. Сообщение познавательных сведений.

а) Отгадайте загадку

Может покатиться,
Может и свариться,
Может и разбиться.
Или даже в птицу может превратиться. Что это? (Яйцо.)

Как загадка связана с темой урока? Какие слова в названии темы вам незнакомы?

Что означает слово “декор”.

 б) О Пасхе (Слайд 8.)

в) Почему на Пасху красят яйца. (Слайд 9.)

г) Немного истории.

Писанки, крашенки, сувениры. (Слайд 10,11, 12, 13.)

3. Вводный инструктаж.

Самый лучший подарок на Пасху – красочное яйцо, которое можно выполнить в лоскутной технике. (Слайд 14, 15.)

а) техника “Лепестки”. (Слайд 17.) Показать салфетку в такой технике.

Квадратные лоскуты нужно сложить в треугольники и закрепить булавками в основе по острым углам, чередуя ткань. Начинают работу с верхней части яйца, двигаясь, ряд за рядом вниз.

б) техника “Аппликация”. (Слайд 18.)

Очень нарядно получается, если оклеить пасхальные яички разноцветными лоскутками ткани, тесьмой, кусочками кружев. Сначала с яичка нужно снять мерки: окружность по “экватору” и по “меридиану”. Первую мерку разделить на 4, вторую – на 2. Отложить полученные размеры на бумаге крест-накрест и соединить концы отрезков плавной линией. Вырезать. Вот и готово лекало для раскроя наряда из 4-х клиньев, которые должны закрыть поверхность яичка. Теперь накладываем лекало на лоскутки ткани, вырезаем клинышки и смело, наклеиваем их на поверхность яичка. Стыки между клиньями можно закрыть узкой ленточкой или тесьмой “вьюнчик”.

Правила техники безопасности при работе с ножницами, булавками, утюгом.

4. Практическая работа. Творческий проект “Изготовление Пасхального сувенира”. (Слайд 16.)

Обратить внимание на подбор цветовой гаммы ткани:

Какое время года?

Какие цвета выберем? Цвет солнца, огня, травы, неба.

5. Текущий инструктаж.

а) Целевые обходы рабочих мест учащихся:

организация рабочего места, культура труда;
соблюдение правил техники безопасности;
правильность выполнения приемов и качество работы;
степень самостоятельности;
правильность использования технологической документации,

б) физминутка

6. Защита творческих проектов. Выборочно. (Слайд 19.)

7. Итог. Рефлексия: Что понравилось? Что нового узнали?

Выставление оценок.

8. Уборка рабочих мест.