Цели урока:
- Образовательная – научить учащихся художественной обработке яйца в стиле лоскутной мозаики; подбирать по цвету “лоскуты”; выполнять раскрой деталей по шаблонам и знать последовательность изготовления лоскутного яйца в технике “лепестки”, аппликация.
- Развивающая – развивать интерес учащихся к традиционным художественным промыслам, православным традициям; умения создавать художественные композиции.
- Воспитательная – воспитывать эстетический вкус, творческое отношение к выполняемой работе, личную инициативу и самостоятельность.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Методы: Объяснительно– иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, метод проекта.
Оборудование и наглядности:
- инструменты (иглы, нитки, ножницы, линейки, мелки);
- кусочки тканей различных цветов и размеров, цветная тесьма;
- заготовки яиц из пенопласта;
- шаблоны выкроек яиц;
- таблица цветового шестисекторного круга;
- инструкционные карты;
- образцы готовых изделий;
- выставка изделий декоративно-прикладного искусства в лоскутной технике, выполненных учащимися;
- мультимедиа, Презентация.
Ход урока
Тема урока “ Пасхальный декор в лоскутной технике”. (Слайд1.) Сегодня на уроке вам предстоит выполнить творческий мини проект в стиле лоскутной мозаики.
Мы с вами изучили основные виды лоскутной техники, изготовили прихватки, используя несложную технику лоскутного шитья.
1. Актуализация.
Вопросы на повторение. (Слайд 2.)
- Назовите основные виды техники лоскутного шитья? (Слайд 3.)
шитье из квадратиков;
шитье из полосок;
шитье из треугольников. - Когда и где зародилось лоскутное шитье? . (Слайд 4.)
- Что вы знаете о развитии лоскутного шитья в России? (Слайд 4.)
- Какие изделия можно создавать из лоскута и для чего использовать эти изделия? (Слайд 5, 6, 7.)
2. Сообщение познавательных сведений.
а) Отгадайте загадку
Может покатиться,
Может и свариться,
Может и разбиться.
Или даже в птицу может превратиться. Что это? (Яйцо.)
Как загадка связана с темой урока? Какие слова в названии темы вам незнакомы?
Что означает слово “декор”.
б) О Пасхе (Слайд 8.)
в) Почему на Пасху красят яйца. (Слайд 9.)
г) Немного истории.
Писанки, крашенки, сувениры. (Слайд 10,11, 12, 13.)
3. Вводный инструктаж.
Самый лучший подарок на Пасху – красочное яйцо, которое можно выполнить в лоскутной технике. (Слайд 14, 15.)
а) техника “Лепестки”. (Слайд 17.) Показать салфетку в такой технике.
Квадратные лоскуты нужно сложить в треугольники и закрепить булавками в основе по острым углам, чередуя ткань. Начинают работу с верхней части яйца, двигаясь, ряд за рядом вниз.
б) техника “Аппликация”. (Слайд 18.)
Очень нарядно получается, если оклеить пасхальные яички разноцветными лоскутками ткани, тесьмой, кусочками кружев. Сначала с яичка нужно снять мерки: окружность по “экватору” и по “меридиану”. Первую мерку разделить на 4, вторую – на 2. Отложить полученные размеры на бумаге крест-накрест и соединить концы отрезков плавной линией. Вырезать. Вот и готово лекало для раскроя наряда из 4-х клиньев, которые должны закрыть поверхность яичка. Теперь накладываем лекало на лоскутки ткани, вырезаем клинышки и смело, наклеиваем их на поверхность яичка. Стыки между клиньями можно закрыть узкой ленточкой или тесьмой “вьюнчик”.
Правила техники безопасности при работе с ножницами, булавками, утюгом.
4. Практическая работа. Творческий проект “Изготовление Пасхального сувенира”. (Слайд 16.)
Обратить внимание на подбор цветовой гаммы ткани:
Какое время года?
Какие цвета выберем? Цвет солнца, огня, травы, неба.
5. Текущий инструктаж.
а) Целевые обходы рабочих мест учащихся:
организация рабочего места, культура труда;
соблюдение правил техники безопасности;
правильность выполнения приемов и качество работы;
степень самостоятельности;
правильность использования технологической документации,
б) физминутка
6. Защита творческих проектов. Выборочно. (Слайд 19.)
7. Итог. Рефлексия: Что понравилось? Что нового узнали?
Выставление оценок.
8. Уборка рабочих мест.