Цели: формирование экологической компетентности учащихся, формирование лидерских качеств, коммуникативности и толерантности в детском коллективе, командообразование, развитие мотивации к повышению своей экологической культуры.
Внеклассное мероприятие проводится на пришкольном участке.
Дети делятся на команды по 10 человек. К проведению игры можно привлечь учащихся старших классов. Команды собираются на линейке, где им вручают маршрутные листы.
1 конкурс. Болото.
Вопросы:
- какое полезное ископаемое болотного происхождения?
- какие растения растут на болоте?
- какие животные обитают на болоте?
- чем опасно болото?
- что произойдет, если болота исчезнет?
За каждый правильный ответ – 1 балл.
На дорожке мелом рисуются круги на разном расстоянии друг от друга. Дети берутся за руки и, не разрывая цепочки, должны перебраться через “болото” по “кочкам”.
2 конкурс. Луг.
Загадки об обитателях луга.
1. Стоит дом, в нем тысяча хором.
Хозяева из сада уносят нам усладу.
Не тронь, не мешай, а то покусают. (Пчелы)
2. Нос долог. Голос тонок. (Комар)
3. Родился желтым, вырос белым,
Состарился лысым. (Одуванчик)
4. На верхушке стебелька
Солнышко и облака. (Ромашка)
5. Не пустили в огород, от того она и жжет. (Крапива)
6. Что за травка угощает на лугах, в лесной глуши
Человека – добрым чаем, пчел – нектаром от души.
(Иван-чай)
7. Тонкий стебель у дорожки, на конце его
сережки.
На земле лежат листки - небольшие лопушки.
Нам он как хороший друг, лечит раны рук и ног.
(Подорожник)
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Дети вытягивают фишки, на которых написано: бабочка, цветок. Как можно быстрее нужно составить пары бабочка - цветок. Засекается время.
3 конкурс. Пауки.
Вопросы:
- сколько ног у паука?
- почему паук не насекомое?
- чем питается паук?
- зачем паук плетет паутину?
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Дети должны, взявшись за руки, преодолеть “паутину” из веревок, обвязанных вокруг деревьев.
4 конкурс. Ориентирование в лесу.
Вопросы:
- какое хвойное дерево сбрасывает хвою осенью? (Лиственница)
- какое дерево первым вырастает на месте пожара? (Береза)
- плоды какого становятся вкусными, если их заморозить? (Рябина)
- из какого дерева строят бани и почему? (Осина)
- плоды какого дерева любят свиньи? (Дуб)
- у какого хвойного дерева самые длинные иголки? (Кедр)
- масло какого хвойного дерева обладает лечебными свойствами? (Пихта)
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Ориентирование. Посмотрите по стволу дерева, где север, где юг. С помощью компаса найдите спрятанную игрушку, находящуюся в десяти шагах от этого дерева (которое указывают ведущие) на северо-востоке.
5 конкурс. Письмо с ошибками.
Дети читают письмо мальчика и исправляют экологические ошибки.
Письмо.
Здравствуй, мама. Мне очень нравится в лагере. Вчера мы ходили в поход и я заблудился.
Но ты не волнуйся. Я шел сначала по тропинке, но потом, чтобы сократить путь, стал пробираться сквозь кусты, ломая мешающие ветки. Я увидел ежа, взял его с собой, но потом отпустил, так как еж сильно кололся. На одном дереве было гнездо с маленькими птенчиками. Они такие забавные, я их погладил. Потом под сосной я увидел большой муравейник. Я засунул прутик в самую середину и пошевелил там. Как забегали муравьи! У ручья росли ландыши. Я нарвал нашей вожатой букет. Думаю, ей понравится. Когда стало темнеть, я разжег костер под деревом, испек картошку и пожарил хлеб на прутике. Еще у меня с собой были конфеты, сок. После еды мусор я спрятал в траве. Костер тушить не стал, чтобы легче было ориентироваться. Скоро я вышел к лагерю. Меня там уже ждали. До свидания, мама.
6 конкурс. Насекомые.
Дети должны назвать как можно больше насекомых. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Затем они должны превратиться в сороконожку. Встать в ряд друг за другом. Одну руку положить на плечо впереди стоящему человеку, другой держать свою поднятую ногу. Сороконожка должна обойти препятствие, не отпуская рук и ног.
7 конкурс. Творческий.
Всем вместе нужно исполнить стихотворение, песню о природе. Чем больше произведений исполнят дети, тем больше баллов.
Подведение итогов. Вручение наград. Каждому участнику вручается медаль “Защитник природы”.
Маршрутный лист
Команда __ “__” класса________________________________
№ | Конкурс | Баллы | Баллы |
1 | Болото | ||
2 | Луг | ||
3 | Пауки | ||
4 | Ориентирование в лесу | ||
5 | Письмо | ||
6 | Насекомые | ||
7 | Творческий | ||
Итого |