Цели: сформировать у учащихся представление о многообразии профессий; выработать умение анализировать профессиональную деятельность, научить их составлению профессиограммы и формулы профессий.
Оснащение. Слайды: “Типы профессий”, “Классы профессий”, “Группы профессий”, “Отделы профессий”; проектор, компьютер, карточки с заданиями.
Содержание. На основе знаний о труде и профессиях, у учащихся формируется способность к анализу любой профессиональной деятельности с точки зрения психологических признаков труда. Поэтому, прежде всего учащиеся знакомятся с обобщенными психологическими характеристиками трудовой деятельности: предмет, цель, средства труда, проблемность трудовых ситуаций, коллективность трудового процесса, самостоятельность и ответственность в труде, характер трудовых контактов, условия труда. А затем анализируют их по порядку и обнаруживают их проявление в трудовой деятельности различных специалистов. Вся работа школьников организуется и направляется учителем при возможно большей их самостоятельности.
Занятие строится в форме комбинированного урока, на котором преобладает самостоятельная работа учащихся
Ход занятия
Мы начинаем сегодняшнее занятие с игры.
Игра на внимание: “Руки-ноги”.
Учащиеся встают в круг. Нужно безошибочно выполнять простые движения под команду учителя. Меняя последовательность и темп движений, учитель пытается сбить учеников, тренируя их собранность
Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни. На сегодняшний день существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них, со своей системой требований к человеку, можно назвать профессией. Специальность же – это вид занятий в рамках одной профессии. Например, профессия – учитель, а специальность – учитель музыки, профессия – водитель, а специальность? ... правильно – водитель троллейбуса. Выбор профессии как вы уже убедились из предыдущих занятий довольно сложное и серьезное дело. Поэтому должна быть система. Так изучение химии облегчается гениальной периодической системой Менделеева, есть классификация растений и животных в биологии. А. Е. Климов предложил четырехъярусную обзорную классификацию профессий по признакам предмета, целей, средств и условий труда.
Суть ее в следующем: слайд 1
Первый ярус составляют пять типов профессий по признаку различий их объектных систем:
1. “Человек – (живая) природа” (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией, геодезией и т.д.
Пример: эколог, геолог, биолог, зоотехник, егерь.
2. “Человек – техника (и неживая природа)” (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Это, как правило, рабочие специальности: водитель, слесарь, токарь, столяр, строитель, наладчик автоматизированного оборудования и т.д.
3. “Человек – человек” (Ч). Предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста.
Существует ряд подтипов данного вида профессий:
- профессии, связанные с управлением, руководством чьей-то деятельностью;
- профессии, связанные с обучением и воспитанием людей;
- профессии, связанные с материально-бытовым, торговым обслуживанием людей;
- профессии, связанные с информационным обслуживанием людей;
- профессии, связанные с творчеством;
- профессии, связанные с производством;
- профессии, связанные с исследованием, научным изучением чего-либо или кого-либо;
- профессии, связанные с зашитой людей от враждебных действий;
- профессии, связанные с контролем за людьми.
4 .“Человек – знаковая система” (Ч-Зн.) Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы схемы устная и письменная речь, ноты, химические и физические символы – вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа.
Этот виды деятельности относится к умственному труду. Пример: бухгалтер, оператор ПК, физик, кассир, верстальщик и т.д.
5. “Человек – художественный образ” (Ч–X). Предмет труда – изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерская деятельность.
Пример: дизайнер, декоратор, визажист, журналист, вокалист и т.д.
На втором ярусе в пределах каждого типа профессий выделяются их классы по признаку целей труда: слайд 2
- Гностические профессии (Г). (“гнозис” – знание) . Цель – узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, проверить по заранее известному признаку
- Преобразующие профессии (П). . Цель – изготовить по образцу.
- Изыскательные профессии (И). Цель – придумать, изобрести, вывести новую схему или формулу.
Вывод: чтобы отнести профессию к определенному классу необходимо разобраться в конечной цели трудового процесса.
На третьем ярусе каждый из предыдущих трех классов профессий делятся на четыре отдела по признаку основных орудий (средств) труда: слайд 3
- Профессии ручного труда (Р) с использованием ручных орудий труда (р); это, в основном рабочие специальности, например каменщик – мастерок, маляр – кисть и т.д.
- Профессии машинно-ручного труда (М) с использованием машин с ручным и ножным управлением (м), пример: машинист, водитель;
- Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А). пример: оператор персонального компьютера.
- Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф). пример: профессиональные спортсмены, актеры, дикторы и т.д.
На четвертом ярусе в каждом из четырех отделов профессий выделяются четыре группы профессий по признаку условий труда (У): Слайд 4.
- Работа в условиях микроклимата, близкого к бытовому, “комнатному” (Б), пример: бухгалтер, учитель и т.д.;
- Работа, необходимо связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (О), пример: строители, работники сельского хозяйства и т.д.;
- Работа в необычных условиях (на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т. п.) пример: водолазы, шахтеры и т.д.;
- Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей – взрослых или детей, большие материальные ценности (М), пример: инкассаторы, врачи.
Подведем итог. Слайд 5. Каждый из вас теперь имеет представление о том, как классифицируются профессии. Это нужно для того, чтобы сделать осознанный выбор будущей профессиональной сферы. Ведь выбор зависит и от вашего желания, и от ваших возможностей, и от требований, которые предъявляет профессия к личности претендента. А теперь, для того чтобы каждый усвоил суть теоретической информации, я предлагаю провести работу по карточкам в малых группах. Попытайтесь составить формулы профессий.
Разминка “Молекулы”.
Сначала вам нужно разделиться на группы. Для того чтобы объединиться в группы, давайте проведем игру “Молекулы”. Условие: по моей команде “начали” все встают и начинают хаотично передвигаться по аудитории; по команде “молекулы три” вы объединяетесь в тройки. Объединяться нужно с теми, кто находится ближе всех к вам, иначе можно не успеть, а здесь главное – реакция и быстрота.
После объединения участникам даются карточки с профессиями: одна карточка на группу, по 3–4 профессии в каждой. Участникам необходимо составить формулы профессий.
С помощью введенных литер можно составить своеобразные формулы той или иной профессии. Такая формула в простейшем варианте может состоять из четырех позиций, на которых расположены литеры, обозначающие соответственно: 1) тип, 2) класс, 3) отдел, 4) группу профессий (важно не путать порядок позиций; так, литера (П) “Природа” в первой позиции означает тип “человек – природа”, а во второй – класс преобразующих профессий).
Например, профессия, предполагающая работу с символическими объектами, связанную с преобразованием знаков, символов и использованием автоматической техники с условиями труда, приближающимися к бытовым, будет иметь такую формулу – ЗПАБ. Ближе всего к этой формуле подходят профессии: оператор вычислительных, бухгалтер, телеграфист и т. д. (Приложение 3 карточки с заданиями)
Ведущий. Для примера составим формулу профессии “профессиональный боксер”.
Ч-Ч, пр, ф, мо.
Теперь работайте сами. Время работы – 10 минут.
Ну что же, перейдем к обсуждению ответов.
При обсуждении акцентируется внимание на ошибках, а также на значимости теоретической информации, полученной в ходе занятий. Всем спасибо!
Ритуал прощания
Аплодисменты.