Введение
Человек с ясельного возраста начинает говорить на своём родном языке, не задумываясь, строит предложения. И ему совсем не обязательно для этого изучать алфавит. Так случилось, что с самого рождения я говорю на двух языках, думаю на двух языках. Меня никто не учил этим языкам, просто я росла в разных языковых условиях. Дома говорили на кумыкском (Дагестан), а в детском саду и в школе на русском языке. Анализируя свой опыт, приходишь к выводу, что детское восприятие языка неопосредовано, т. е. ребёнка учат произносить какие то звуки: «скажи ма-ма», но никто не объясняет ему: « я мама, это – кошка». Сначала малыш воспроизводит то, что слышит, а чем больше он слышит, тем больше говорит. Гораздо позже начинается письмо. Сначала делается это неграмотно, поскольку, выучив алфавит, ребёнок пишет, так как сам слышит и говорит, и очень удивляется, обнаружив различия в написании и произношении. Английскому ребёнку в этом плане даже сложнее. Ведь ему, маленькому, невдомёк что слово «а саt» пишется через букву «С». Маленький англичанин очень быстро научится правописанию, так же как и русский малыш поймёт, что правильно будет «молоко», а не «малако». Потому что у них за плечами огромный опыт «говорения» на родном языке, и совсем не нужно утруждать себя запоминанием новых слов. Для ребёнка, изучающего иностранный язык, очень трудно усвоить само слово, выучить при этом артикуляцию, правописание одновременно. Он сопоставляет его со словом в родном языке, и нет автоматического восприятия, речь на изучаемом языке звучит только на уроке.
К счастью, обучение иностранным языкам в школе становится с каждым годом качественнее, лучше. Это благодаря широкому спектру новых учебно-методических пособий, включающие аудиосопровождение, обучающих компьютерных программ, что значительно обогащает уроки, привносит разнообразие. В школе, где я работаю, большую популярность имеет учебно-методический комплекс С.И. Азаровой «Millie». В него входят материалы для сканирования, аудиоматериалы на СД, компьютерная программа для учащихся первых классов. Большой упор делается на развитие устной речи, слухового восприятия, и, к сожалению, совсем немного внимания уделяется более подробному обучению навыкам письма на начальном этапе. Конечно, авторы упомянутого УМК предусмотрели рабочую тетрадь с упражнениями на развитие письма, но ребёнок только копирует в ней слова, и не всегда их запоминает. Для развития зрительной памяти приходится придумывать какие-то тренинги, игровые формы.
Сегодня английский язык не изучает только ленивый. Начиная с детского сада, нашим детям создают условия для его изучения, а в школе приступают к его обучению уже с первого класса. Есть много ребят, которые, казалось бы, с молоком матери впитали способности к изучению языков. И это большая удача для учителя, если таковой оказался у него в классе. Но в основной своей массе у нас учатся ребята, у которых есть желание учиться, и не всегда развит фонематический слух, память. Большую часть своей педагогической деятельности я посвятила индивидуальному обучению. И столкнулась с тем, что у детей возникают трудности в побуквенном запоминании слов, в его спеллинге. Занимаясь один на один с ребёнком, многое видишь изнутри. Ты видишь его психологическое восприятие информации, чувствуешь его панику или наоборот удовлетворение от понятого им чего-либо. Часто, кажется, что сам испытываешь эти чувства вместе с ним. Однажды, увидев, как ребёнок занимается математикой, была удивлена, как ловко он справлялся с цифрами на числовой прямой, он их то складывал, то вычитал, и даже умножал! (и это во втором классе!) Его автоматизм в видении порядка цифр натолкнул меня на мысль использовать его способности в обучении своему предмету. Применив свой новый метод с другими детьми в школе, я очень скоро убедилась в его эффективности. Я не имею большого опыта, работаю в школе только второй год, но хочу поделиться своей маленькой победой, и, надеюсь, что эта нехитрая методика поможет нашим питомцам улучшить свои познания.
Цель моей методики – это, в первую очередь, формирование орфографического письма на начальном этапе обучения, развитие графического навыка и зрительной памяти. Параллельно преследуется цель формирования и развития навыков чтения.
Задачей введения орфографического письма является вырабатывание автоматического восприятия спеллинга слов, их побуквенного запоминания.
Что известно о методике обучения письму.
Письменная речь включает в себя два вида речевой деятельности: продуктивный (письмо) и рецептивный (чтение). Письменная речь не имеет средств звукового и интонационного выделения, характерных для устной речи.
Письмо и письменная речь при обучении иностранному языку выступают, в первую очередь, как средство и лишь отчасти как цель обучения.
Психофизиологической основой письменной речи как деятельности является взаимодействие двигательного и слухомоторного анализаторов. Письменная речь связана также с чтением, потомучто в психофизиологическом механизме чтения и письма есть общие элементы: зрительно-графические и речемоторно-слуховые образы языковых явлений.
Необходимо отметить, что письменная речь развёртывается не во временном, а в статистическом пространстве, что дает пишущему возможность продумывать речь, возвратиться к уже написанному, заменить слова, уточнить, обратиться к словарям и справочникам. Предложения, являющиеся основной единицей письменной речи, выражает сложные лексико-смысловые связи посредством синтаксиса. При объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим контекстом. Письменная речь является основной формой существования речи в научном, публицистическом, официально-деловом и художественном стилях.
В обучении письменной речи можно выделить три этапа: первое – овладение графикой; второе – освоение структурных моделей, моделей предложений; и третье – овладение письменной речью как средством общения.
Обучение письму на иностранном языке носит профессионально-направленный характер и имеет цель, в первую очередь, формирование умений, которые будут необходимы школьникам в их будущей профессиональной деятельности.
Существует проблема нарушения письменной речи у школьников.
В настоящее время проблема нарушения письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащихся.
Исходя из требований, которые ставит программа, ученик должен владеть следующими общеучебными умениями и навыками:
1) списывать текст;
2) уметь работать со словарём;
3) использовать текст в качестве опоры;
4) сличать образец с написанным;
5) строить логическое, последовательное
высказывание.письменная речь всегда являлась
фиксатором знаний учащихся в области изучаемого
языка и а этой роли она составляла (и составляет
по сей день) важную роль учебного процесса,
особенно необходимым при обучении взрослых
учащихся, для которых запись услышанного или
конспект прочитанного является привычной опорой
запоминания материала. Это роль письменной речи
остается неизменной по сей день.
Методика обучения орфографическому письму
Обучение письму лучше всего начинать во втором классе, когда навыки письма в родном языке уже сформированы. Хотя в первом классе ребёнок уже имеет опыт копирования английских букв, звуков: в тетрадях в узкую линию велись прописи, в учебнике “Millie-Starter” он печатал буквы английского алфавита. То есть во втором классе он уже полностью адаптирован к слуховому и зрительному восприятию английских букв. Это значит можно приступить к чтению и письму. Весь второй, третий, и четвертый классы ребенок пополняет свою «лексическую копилку». Почти каждый урок вводится новая лексика, и новые орфограммы в рубрике “We can read”. УМК Азаровой “Millie" прекрасно формирует аудиовизуальное восприятие лексики, навыки говорения, но возникает потребность в пошаговом, подробном обучении чтению и письму. Устно ребёнок скажет любое изученное им слово, но попроси мы его написать произнесенное им слово, он растеряется или, скорее всего, напишет с ошибками. Однако, увидев это слово в тексте, он узнаёт его и правильно называет. Вот такой вот феномен. Поэтому и возникла эта идея поиска способа решения возникшей проблемы.
Алгоритм использования моего метода доступен детям, от них требуется лишь немного терпения и усидчивости. Преимущество метода в том, что он акцентирует внимание ребёнка на правописание и орфограммы в слове. Чем больше он обращает внимание на орфограммы, тем лучше у него развивается автоматизм в написании слов с подобной орфограммой. Например, научившись писать по памяти слово a decoration, уже без особых усилий он научится писать слово a tradition. Возможно, многие коллеги не согласятся со мною с тем, что уже на раннем этапе целесообразно вводить осознанное письмо, и что я противоречу себе, говоря о том, что за плечами должен быть опыт говорения. Да, но, научившись писать слово, он более прочно фиксирует его в памяти, и я неоднократно в этом убеждаюсь.
Так что же это за метод? Как я уже упоминала
выше, он опирается на простейшее восприятие
ребёнком числовой прямой, и знание счёта до 10
и больше. То есть параллельно с порядком цифр он
видит порядок букв. Для психологически
правильного восприятия чисел и букв важно, чтобы
была начерчена сама прямая с соответствующими
символами. Причем, записи ведутся параллельно на
двух листах: Work page – слово под
числовой прямой, его анализ, Test page
– ещё одна прямая, под которой по памяти
записывается буква за буквой. Учитель знакомит
учащихся с буквосочетаниями в слове, дающими
характерный им звук: .
«А не много ли времени это займёт на уроке?» –
спросите вы. Я вам отвечу, что не нужно вводить
всю лексику урока таким способом. Достаточно
ввести слова со сложными орфограммами на уроке, а
остальные слова ребёнок запишет в словарик, и
таким же способом продолжит учить
самостоятельно, дома. Это очень хорошо
развивает зрительную память, и в дальнейшем
учащийся уже автоматически будет запоминать
слова и их орфографические особенности.
Алгоритм обучения орфографии.
Work Page
Шаг 1. Введение слова: SCHOOL
Шаг 2. Размещение слова на числовой прямой:
Шаг 3. Анализ количества гласных и согласных букв на числовой прямой:
Шаг 4. Особенности чтения (орфограммы):
Test Page
Шаг 5. Написание слова по памяти:
Результативность метода
Плюсы.
Использование метода в условиях школьной программы началось совсем недавно, в сентябре 2009г. Я уже знала что метод «работает» в условиях индивидуального обучения, но проверить его в школе долго не решалась. Но первые результаты меня приятно удивили: словарные диктанты с каждым уроком становились лучше. Если в начале сентября на «4» и «5» писали пятеро из восемнадцати, то к концу ноября качество выросло в три раза, и уже шестнадцать из восемнадцати дали положительный результат. Сравнивая словарные работы 4 «и» класса (МОУ СОШ №3 г. Тарко-Сале) за сентябрь и декабрь, видно, как стремительно растёт качество правописания. Статистика ведётся постоянно, результаты каждого словарного диктанта вбиваются в готовую таблицу. Результаты работ для сравнения даны в таблице. (Рисунок 5).
В диаграмме зрительно ощущаешь прогресс в правописании. (Рисунок 6)
Конечно, требуется постоянный контроль изученной лексики. Каждый урок, после warming up (фонетическая зарядка,речевая разминка) у нас, как правило, Spelling drill (словарный диктант). Дети сами проверяют свои работы зелёной пастой и оценивают себя: это подстёгивает их самолюбие. Ведь самого себя оценивать гораздо труднее. Затем учитель производит перепроверку, и, почти всегда, оценки совпадают. Следующий раз ребёнок постарается выучить слова ещё лучше, и, с каким удовольствием он поставит себе «пять»! Это ещё и повышение мотивации к учёбе у учащихся.
Минусы.
Как и в любом другом эксперименте у метода имеются некоторые недостатки.
- Требуется много времени для черчения.
- Необходима дополнительная тетрадь для письма (не менее 48 листов).
- На уроке нужны карандаш, линейка, цветные ручки.
Но…
... тетрадь можно заранее расчертить дома.
Если заранее расчертить, не будут нужны
карандаш и линейка на уроке.
Ребёнок конкретно знает, что и как учить, учителю
сразу будет видно, учил ребёнок или нет, ведь
словарный диктант неизбежен!
У каждого педагога «своя правда», своё видение
урока. Возможно, это не самая «умная» методика, но
сегодня она мне помогает решить проблему с
письмом у ребят на начальном этапе обучения.
Список использованной литературы и Интернет сайтов.
1. Баранникова Л.И. Введение в языкознание.
– Издательство Саратовского университета,1973.
2. Будагов Р.А. Введение в науку о языке.– М.;
Просвещение, 1975.
3. Веретенникова. Пути совершенствования
письменной речи. – Омск, 1999.
4. Гез Н.И. Меховицкий Н.В. Миролюбова А.А.
Методика обучения иностранному языку в средней
школе. – М.,1982.
5. О преподавании иностранного языка в условиях
введения федерального компонента госуд.
Стандарта общего образования. Методика. Письмо//
Иностранные языки в школе, № 5, 2004.
6. http://eor.edu.ru
7. Приложение 1