Цель урока: формирование представлений о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Задачи урока:
- Обучающая: учить детей переносить известные способы проверки согласных на новые случаи, в частности, на проверку непроизносимых согласных в корне слова.
- Развивающая: развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.
- Воспитывающая: воспитывать интерес к предмету, уважение к родному языку.
Оборудование: рисунок солнца, карточка № 1, карточка-помощница на каждую парту, модель задач каждого урока, магнитофон.
ХОД УРОКА
1. Мотивация к учебной деятельности
– Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадки!
Есть у нас девиз такой,
Всё, что надо, под рукой!
– С какими орфограммами мы с вами уже знакомы?
– В какой части слова находятся известные нам
орфограммы?
– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с
орфограммами в корне слова. Какие общие
задачи мы ставим перед собой на каждом уроке?
Модель
Повторить
Узнать
Научиться
2. Актуализация ранее изученного
– С чего мы должны начать свою работу? Вы уже знаете несколько правил правописания корня в словах. Используя эти знания, выполните задания на карточке № 1, которая лежит у вас на парте.
Карточка № 1
Устно подберите проверочное слово, вставьте пропущенные буквы в словах:
Хле…
Г…л…ва
Сла…кий
К…сить
(Учащиеся называют проверочное слово и букву, которую они написали)
– А теперь посмотрите на доску и проверьте ещё раз правильность написания слов (Учащиеся сверяют с образцом)
– У кого были ошибки, поставьте на листочке
вопросительный знак (выяснить причины ошибки).
Кто выполнил задание без ошибок, поставьте « +
». Мы поработали с карточками и с их помощью
проведём чистописание. Спишите по образцу
только имена существительные.
– Какую знакомую вам пословицу можно составить
из этих слов? (Хлеб – всему голова).
Объясните её смысл. Запишите с новой строки.
– Какие условия нужны для того, чтобы вырос
хороший урожай хлеба? (Свет, тепло, вода).
– От чего растения получают свет и тепло? (От
солнца, на доску вывешивается рисунок солнца).
– А теперь представьте себе такую картину: идёт
дождь, пасмурно. Он идёт день, два, и так целую
неделю. И вдруг выглянуло солнце.
– Какое чувство испытали люди? (Радость.)
– И день тоже стал… (радостный).
– Давайте запишем слова «солнце», «радостный» на
обратной стороне вашего листочка.
(Учащиеся самостоятельно выполняют задание).
– Как вы написали эти слова? (Выслушиваются ответы детей, на доску выносятся разные варианты написания слов).
3. Постановка учебной задачи
Цель:
- зафиксировать проблемную ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся у детей знаний;
- выдвижение гипотезы.
– Посмотрите, получились разные варианты
написания слов.
– Возникли ли у вас трудности в написании этих
слов?
– Написание каких звуков неясно?
– В какой части слова находятся эти согласные
звуки?
– Вспомните, когда у нас чаще всего возникали
трудности при написании слов (когда произношение
не совпадает с написанием). Давайте произнесём
эти слова по слогам, запишем транскрипцию.
– Допустим, что нужно писать так. (Указать на
правильный вариант)
– Что же происходит с согласными звуками в корне
слова, когда мы их произносим? Они не слышатся,
они куда-то пропадают, т.е.не произносятся. Как же
можно назвать эти звуки? (Непроизносимые
согласные)
– Определите тему нашего урока. (Выдвижение
гипотезы.)
– В чём было затруднение? (В написании слов).
– Чему мы должны научиться? (Правильно писать
слова с непроизносимыми согласными)
– Чтобы правильно написать слова с известными
орфограммами, что мы делали? (Использовали
правило проверки слов)
– Может быть, мы поступим так же? Давайте
самостоятельно попробуем сформулировать
правило написания непроизносимых согласных. А
для этого вы сейчас поработаете в парах с
карточками-помощниками. Работаете по алгоритму,
данному в карточке.
Карточка-помощница
Задание:
Внимательно рассмотрите пары слов.
Определите, в какой части слова находится
непроизносимый согласный.
Определите, в каком слове звук не произносится, а
в каком слышится чётко.
Звёздный – звезда
Сердце – сердечный
Грустный – грустим
– Как называются такие пары слов? (Однокоренные
слова)
– В каком столбике находятся проверочные слова?
Почему? (Звуки слышатся отчётливо).
4. Физкультминутка под песенку о лете («Песенка о лете»)
5. Поиск решения проблемы
– Что нужно сделать, чтобы правильно написать
слова с непроизносимыми согласными?
– Давайте попробуем составить правило (Ответы
детей).
6. Проверка гипотезы
– Мы выслушали ваши ответы, а теперь обратимся
к учебнику и прочитаем правило.
– Правильно ли мы сформулировали его?
– Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники
и расскажите его соседу по парте.
– Теперь зная правило, объясните, как нужно
писать слова: солнце, радостный.
7. Первичное закрепление
Цель: зафиксировать способ проверки слов с непроизносимыми согласными.
– Давайте выполним тренировочное упражнение в
учебнике на стр.48 упр.297.
– Из трёх слов найдите слова с непроизносимыми
согласными и проверочное слово. (Выполняется
устно часть упражнения)
8. Самостоятельная работа
Цель:
- выявить сформированность способа проверки непроизносимого согласного;
- тренировать способность к самоконтролю и самооценке.
– Как вы думаете, научились ли вы применять
новые знания?
– Что нужно сделать, чтобы это определить? (Выполнить
самостоятельную работу).
– Закройте учебники. Запишите слова под
диктовку: сердце, поздний, звёздный, праздник.
– Откройте учебники и проверьте по
упражнению № 300 правильность написанных вами
слов. Если не было ошибок, поставьте себе « + », а
те, кто допустил ошибки – знак вопроса.
9. Рефлексия
Цель:
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
- провести самооценку собственной деятельности на уроке.
– Вспомните, какое у нас было затруднение.
Удалось ли нам справиться с этим?
– Поднимите руки, у кого были ошибки в последнем
задании. (Выяснить причины)
– Поднимите руки, кто считает, что очень хорошо
поработал на уроке, и у кого не было ошибок в
заданиях.
На доску вывешивается плакат со словами: грустно, радостно.
– Выберите слова, которые соответствуют вашему
настроению.
– Запишите с новой строки в тетрадь. Объясните
свой выбор. (Ответы учащихся).