Непроизносимые согласные в корне слова

Разделы: Русский язык


Цель урока: формирование представлений о непроизносимых  согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Задачи урока:

  • Обучающая: учить  детей переносить известные способы проверки согласных на новые случаи, в частности, на проверку непроизносимых согласных в корне слова.
  • Развивающая: развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.
  • Воспитывающая: воспитывать интерес к предмету, уважение к родному языку.

Оборудование: рисунок солнца, карточка № 1, карточка-помощница на каждую парту, модель задач каждого урока, магнитофон.

ХОД УРОКА

1. Мотивация к учебной деятельности

– Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадки!
Есть у нас девиз такой,
Всё, что надо, под рукой!

– С какими орфограммами мы с вами уже знакомы?
– В какой части слова находятся известные нам орфограммы?
– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с орфограммами в корне слова.   Какие общие задачи мы ставим перед собой на каждом уроке?

Модель

Повторить
Узнать
Научиться

2. Актуализация ранее изученного

– С чего мы должны начать свою работу? Вы уже знаете несколько правил правописания корня в словах. Используя эти знания, выполните задания на карточке № 1, которая лежит у вас на парте.

Карточка № 1

Устно подберите проверочное слово, вставьте пропущенные буквы в словах: 

Хле… 
Г…л…ва
Сла…кий
К…сить

(Учащиеся называют проверочное слово и букву, которую они написали)

– А теперь посмотрите на доску и проверьте ещё раз правильность написания слов  (Учащиеся сверяют с образцом)

– У кого были ошибки, поставьте на листочке вопросительный знак (выяснить причины ошибки). Кто выполнил задание без ошибок, поставьте « + ». Мы поработали с карточками и с их помощью проведём чистописание. Спишите по образцу только имена существительные.
– Какую знакомую вам пословицу можно составить из этих слов?  (Хлеб – всему голова). Объясните её смысл. Запишите с новой строки.
– Какие условия нужны для того, чтобы вырос хороший урожай хлеба? (Свет, тепло, вода).
– От чего растения получают свет и тепло? (От солнца, на доску вывешивается рисунок солнца).
– А теперь представьте себе такую картину: идёт дождь, пасмурно. Он идёт день, два, и так целую неделю. И вдруг выглянуло солнце.
– Какое чувство испытали люди? (Радость.)
– И день тоже стал… (радостный).
– Давайте запишем слова «солнце», «радостный» на обратной стороне вашего листочка.

(Учащиеся самостоятельно выполняют задание).

– Как вы написали эти слова? (Выслушиваются ответы детей, на доску выносятся разные варианты написания слов).

3. Постановка учебной задачи

Цель:

  • зафиксировать проблемную ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся у детей знаний;
  • выдвижение гипотезы.

– Посмотрите, получились разные варианты написания слов.
– Возникли ли у вас трудности в написании этих слов? 
– Написание каких звуков неясно?
– В какой части слова находятся эти согласные звуки?
– Вспомните, когда у нас чаще всего возникали трудности при написании слов (когда произношение не совпадает с написанием). Давайте произнесём эти слова по слогам, запишем транскрипцию.
– Допустим, что нужно писать так. (Указать на правильный вариант)
– Что же происходит с согласными звуками в корне слова, когда мы их произносим? Они  не слышатся, они куда-то пропадают, т.е.не произносятся. Как же можно назвать эти звуки? (Непроизносимые согласные)
– Определите тему нашего урока. (Выдвижение гипотезы.)
– В чём было затруднение? (В написании слов).
– Чему мы должны научиться? (Правильно писать слова с непроизносимыми согласными)
– Чтобы правильно написать слова с известными орфограммами, что мы делали? (Использовали правило проверки слов)
– Может быть, мы поступим так же?  Давайте самостоятельно попробуем  сформулировать правило написания непроизносимых согласных. А для этого вы сейчас поработаете в парах с карточками-помощниками. Работаете по алгоритму, данному в карточке.

Карточка-помощница

Задание:

Внимательно рассмотрите пары слов.
Определите, в какой части слова находится непроизносимый согласный.
Определите, в каком слове звук не произносится, а в каком слышится чётко.

Звёздный – звезда
Сердце – сердечный
Грустный – грустим

– Как называются такие пары слов? (Однокоренные слова) 
– В каком столбике находятся проверочные слова? Почему? (Звуки слышатся отчётливо).

4. Физкультминутка под песенку о лете («Песенка о лете»)

5. Поиск решения проблемы

– Что нужно сделать, чтобы правильно написать слова с непроизносимыми согласными?
– Давайте попробуем составить правило (Ответы детей).

6. Проверка гипотезы

– Мы выслушали ваши ответы, а теперь обратимся к учебнику и прочитаем правило.
– Правильно ли мы сформулировали его?
– Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите его соседу по парте.
– Теперь зная правило, объясните, как нужно писать слова: солнцерадостный.

7. Первичное закрепление

Цель: зафиксировать способ проверки слов с непроизносимыми согласными.

– Давайте выполним тренировочное упражнение в учебнике на стр.48 упр.297.
– Из трёх слов найдите слова с непроизносимыми согласными и проверочное слово. (Выполняется устно часть упражнения)

8. Самостоятельная работа

Цель:

  • выявить сформированность способа проверки непроизносимого согласного; 
  • тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

– Как вы думаете, научились ли вы применять новые знания?
– Что нужно сделать, чтобы это определить? (Выполнить самостоятельную работу)
– Закройте учебники.  Запишите слова под диктовку: сердце, поздний, звёздный, праздник. 
– Откройте учебники и проверьте по упражнению  № 300 правильность написанных вами слов. Если не было ошибок, поставьте себе « + », а те, кто допустил ошибки – знак вопроса.

9. Рефлексия

Цель:

  • зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
  • провести самооценку собственной деятельности на уроке.

– Вспомните, какое у нас было затруднение. Удалось ли нам справиться с этим?
– Поднимите руки, у кого были ошибки в последнем задании. (Выяснить причины)
– Поднимите руки, кто считает, что очень хорошо поработал на уроке, и у кого не было ошибок в заданиях. 

На доску вывешивается плакат со словами: грустно, радостно

– Выберите слова, которые соответствуют вашему настроению.
– Запишите с новой строки в тетрадь. Объясните свой выбор. (Ответы учащихся).