Урок наглядной геометрии по теме "Квадрат", 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Оборудование: компьютерный класс, проектор, экран, конверты с заданиями, листы контроля, учебная презентация (Приложение 1).
1 конверт – разрезные детали (Приложение 2).
2 конверт – квадраты разного цветы, размера.
3 конверт – письмо Шарика (Приложение 3).

Цели урока:

  • Главная дидактическая цель урока: закрепить имеющиеся у обучающихся знания о квадрате, расширить их путем изучения новых свойств, закрепить знания при решении практических задач.
  • Обучающая: обеспечить умение применять теоретические знания на практике.
  • Воспитательная: воспитание положительного отношения к знаниям.
  • Развивающая: содействовать развитию геометрических знаний и умений обучающих, культуре математической речи.

ХОД УРОКА

1. Начало урока

«Вход в урок» обеспечивается приемом «Удивляй! или отсроченная отгадка». На первом слайде отсутствует тема урока, вместо нее – вопросы. Чтобы учащиеся смогли назвать тему урока, учитель предлагает открыть первый конверт и собрать детали. После выполнения задания дети разгадывают тему урока – «Квадрат».

2. Объяснение нового материала

При объяснении нового материала используется прием «Проблемный диалог». Учащимся предлагается открыть второй конверт и изучить свойства фигур, находящихся в нем. Все свойства группируются в две позиции: общие свойства фигур и отличные свойства (слайд 6). После обсуждения выделяются свойства квадрата как геометрической фигуры (слайд 8).

3. Отработка умения применять полученные знания на практике

На данном этапе используется прием «Практичность теории». Обучающимся предлагается открыть третий конверт и помочь Шарика выполнить задание кота Матроскина.

Письмо Шарика: «Дорогие ребята! Пишет вам пес Шарик, из Простоквашино.Кот Матроскин дал мне задание: к приезду Дяди Федора построить вокруг нашего участка забор. Доски обещал дать знакомый лесник, только он велел сосчитать, сколько досок надо. Ширина одной доски 50 см. Я спросил у Матроскина, а он ответил, чтоб я сам считал. У него, мол, за всех считать голова болит. Сказал только, что участок у нас квадратный и площадь его 400 квадратных метров. А как я буду считать, если даже не знаю, что это такое – площадь. Помогите, пожалуйста, ребята, а то Матроскин меня совсем со свету сживет. Благодарный вам пес Шарик».

Обучающиеся самостоятельно или в группах решают задачу, а затем пишут ответ Шарику.
Заканчивается данный этап устным обсуждением решения задачи. При этом учитель может использовать вопросы:

  1. Какие изученные свойства квадрата пригодились при решении практической задачи?
  2. Какие еще математические знания использовались при решении задачи?
  3. Смогли бы вы решить задачу, не изучая геометрические свойства фигур?

4. Обобщение полученных знаний

Данный этап проводится в форме виртуального путешествия по родному городу. Обучающимся предлагаются слайды с фотографиями известных мест Иркутска. Их задача – назвать как можно больше деталей архитектуры, имеющих форму квадрата.
Задачи на внимательность. На слайде рисунки: рисунок 1 и рисунок 2. Задача обучающихся - определить, сколько квадратов изображено на каждом рисунке.

5. Контроль знаний

Форма проведения: компьютерное тестирование (Приложение 4). Для этого необходимо, чтобы каждый ученик имел возможность индивидуальной работы на компьютере. Тестирование позволяет не только проверить усвоение обучающимися основных теоретических знаний по теме «Квадрат», но и получить отметку за свои знания каждому учащемуся.

6. Рефлексия урока

При рефлексии урока используется прием «Телеграмма». Обучающимся раздаются бланки для телеграмм и предлагается написать телеграмму кому угодно, в которой необходимо выразить состояние после урока. Условие – в тексте телеграммы не должно быть более 10 слов.