Тема урока: Графический редактор Flash. Отражение, поворот и перемещение элементов рисунка.
Цели урока:
- закрепление умений выделять, копировать, отображать, поворачивать и перемещать элементы рисунка;
- изучение операции поворота фрагмента рисунка на заданный угол;
- обобщение знаний по работе в графическом редакторе.
Задачи урока:
- образовательные — повторение пройденного материала, проверка умений учащихся пользоваться современными компьютерными технологиями;
- развивающие — развитие логического мышления, памяти учащихся;
- воспитательные — развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, трудолюбия, аккуратности.
Тип урока: урок закрепления полученных знаний, умений и навыков.
Подготовительный этап. При подготовке к данному уроку учащиеся получают задание: нарисовать рисунок на любую тему и принести его на урок. С каждого принесенного рисунка учитель перед началом урока делает одну ксерокопию. (В дальнейшем на уроке оригинал рисунка и его ксерокопия используются для выполнения одного из заданий — см. ход урока.)
Оборудование урока:
- рисунки учащихся и их ксерокопии;
- альбом с описанием работы на данном уроке (на каждого ученика):
- на первой странице записаны тема и цели урока;
- на второй — алгоритмы выделения и перемещения рисунка;
- на третьей — загадка;
- на четвертой — задание для работы на компьютере и инструкция по его выполнению.
Оформление доски. На доске записано высказывание: «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять. А. М. Горький». На откидных частях доски записаны алгоритмы отражения и поворота фрагмента рисунка (в начале урока учащиеся их не видят).
План урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Практическая работа — составление мозаики из бумаги.
- Физкультминутка.
- Практическая работа на компьютере — построение рисунка из фрагментов в графическом редакторе.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель приветствует учеников, объявляет тему и цели урока.
II. Актуализация знаний
Учитель. Когда вы были совсем маленькими детьми, то, конечно, не раз играли в мозаику, составляли рисунки из кубиков, пуговичек, кусочков картона. Вот и сегодня я предлагаю вам поиграть в мозаику. Сначала мы составим фигуру из кусочков бумаги, а затем поиграем в компьютерную мозаику.
При сборе мозаики на компьютере вам потребуется выделять и перемещать фрагмент рисунка, отображать и поворачивать его. Поэтому, прежде всего, давайте повторим алгоритмы выделения, перемещения, отображения и поворота фрагмента рисунка.
Проводится фронтальный опрос учащихся, ответы обсуждаются всеми учениками и сравниваются с алгоритмами, записанными на доске.
Алгоритм отражения фрагмента рисунка.
- Выделить фрагмент рисунка.
- Щелкнуть левой кнопкой мыши на пункте меню Рисунок.
- Из раскрывшегося меню выбрать пункт Отразить/Повернуть, щелкнув на нем левой кнопкой мыши.
- В диалоговом окне установить опцию на требуемое действие (например, Отразить слева направо).
- Щелкнуть мышью на кнопке ОК.
Алгоритм поворота фрагмента рисунка.
- Выделить фрагмент рисунка.
- Щелкнуть левой кнопкой мыши на пункте меню Рисунок.
- Из раскрывшегося меню выбрать пункт Отразить/Повернуть, щелкнув на нем левой кнопкой мыши.
- В диалоговом окне установить опцию на требуемое действие: Повернуть на угол.
- Выбрать необходимый угол поворота, например 90°
- Щелкнуть мышью на кнопке ОК.
III. Практическая работа — составление мозаики из бумаги
1. Изготовление деталей мозаики.
Каждый ребенок разрезает с помощью ножниц ксерокопию принесенного им рисунка на фрагменты.
2. Составление рисунка из фрагментов.
Учащиеся обмениваются своими фрагментами — деталями мозаики — и собирают мозаику по образцу — оригиналу рисунка.
IV. Физкультминутка
Учитель. Все вы устали, поэтому сейчас выполним упражнение для снятия напряжения глаз. Встаньте ровно, дышите спокойно. Я буду называть предмет, а вы находите его глазами. Приготовились, начали:
пол, потолок, доска, дверь, кактус, потолок, доска, пол, потолок, доска, дверь, потолок, доска, дверь, кактус, потолок, доска, пол, потолок и т. д.
Достаточно.
V. Практическая работа на компьютере — построение рисунка из фрагментов в графическом редакторе
1. Разминка.
Учитель. А теперь отгадайте загадку:
Он рисует, он считает,
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает,
И дает прогноз погоды.
Миллионы вычислений
Может сделать за минуту.
Догадайся, что за гении.
Ну, конечно же ...
(Компьютер.)
2. Выполнение практического задания на компьютере.
На всех компьютерах учащихся в графическом редакторе Flash загружены файлы задания. В файле содержатся фрагменты рисунка и образец рисунка. На четвертой странице альбома представлены:
- формулировка задания — построить из фрагментов рисунок по образцу;
- изображение, содержащее фрагменты рисунка и образец — тот рисунок, который должен получиться после соединения фрагментов;
- инструкция к выполнению задания.
Образец инструкции к выполнению задания.
- Внимательно посмотрите на образец рисунка.
- Аккуратно, не задевая соседних фрагментов, выделите один фрагмент с помощью инструмента Выделение.
- С помощью пункта меню Рисунок отразите или поверните фрагмент так, чтобы он совпадал с положением на образце.
- Аналогично работайте со следующими фрагментами.
- После отражения и поворота всех фрагментов соедините их, выделяя и перемещая фрагменты с помощью мыши.
- Сравните полученное изображение с образцом.
- Ученики выполняют задание в группах по два человека.
Через 10 минут после начала работы за компьютером следует выполнить с учащимися упражнение для глаз.
VI. Подведение итогов урока
Учитель. Итак, мы с вами сегодня научились составлять рисунки из фрагментов. Давайте вспомним, как вы это делали.
Проводится фронтальный опрос учащихся. Выставляются оценки за урок.
VII. Домашнее задание
- Повторить, как выполняются отражение и поворот рисунка.
- Подумать, где еще можно применить умения, полученные при составлении мозаики.
- Дополнительное задание для учащихся, имеющих домашний компьютер.
Составить собственную мозаику на компьютере.
К работе прилагается презентация и рисунки, которые можно использовать в работе.