Цели урока: pаботать над чётким проговариванием слов, техникой и выразительностью чтения, развивать воображение, логическое мышление, обучать правильному построению ответов на поставленные вопросы, использование речевой ритмики для развития речи, фантазии школьников.
ХОД УРОКА
I. Орг. момент.
II. Работа над четким проговариванием слов:
Ба-ба-ба- из окна торчит труба.
Жа-жа-жа- есть иголки у ежа.
За-за-за- уходи домой, коза.
Ло-ло-ло- на улице тепло.
Му-му-му- молоко кому?
Ре-ре-ре- метем сор во дворе.
Су-су-су- очень холодно в лесу.
Та-та-та- у нас в доме чистота.
Чу-чу-чу- молоточком я стучу.
III. Постановка темы урока.
Жили в квартире сорок четыре,
Сорок четыре веселых чижа.В декабре, в декабре.
Все деревья в серебре.Ищут пожарные, ищет милиция,
Ищут фотографы в нашей столице,
Ищут давно, но не могут найти
Парня какого-то лет двадцати.
Королева издает приказ о том, чтобы к Новому году была доставлена во дворец полная корзина подснежников…
- Кто является автором этих произведений?
- Какое произведение этого автора мы изучали недавно?
- Сегодня на уроке продолжим знакомство с произведениями этого автора?
IV. Вводная беседа.
А сейчас немного о Самуиле Яковлевиче Маршаке.
Биография поэта из Детской энциклопедии “Я познаю мир” стр. 265.
Творчество Маршака многообразно. Это сказки, песни, загадки, стихи.
Выставка книг С.Я. Маршака. Краткий обзор.
V. Работа в тетрадях.
Запишите число, тему урока.
VI. Основная тема урока.
1. Прослушивание аудиокассеты (голос кукушки).
2. Прочтение стихотворения ученицей. Наизусть. “Голос в лесу”.
- Понравилось вам стихотворение? Чем?
3. Прочитайте стихотворение про себя.
- О чем оно?
- Кто лирический герой этого стихотворения? (автор)
- Где он живет? (городской житель)
- Что он увидел в лесу? (росистую поляну)
4. Работа над четверостишьями.
Рассвет. Стеклянный (звонкий, чистый). Вопрос и ответ ( начинаем считать)
Рассвет. Память о кукушке, как напоминание о лете.
Воспоминание о месте встречи с кукушкой. Прятки с кукушкой (не видно ее)
5. Выразительное чтение.
6. Обобщение по стихотворению.
- Какие чувства вызывает это стихотворение?
- Какими цветами, красками изобразили настроение этого стих-я?
Зарисуйте в тетради кружочками.
VII. Речевая физминутка. Стихотворение “Мой веселый, звонкий мяч” обыграть упражнениями.
VIII. Стихотворение “Гроза днем”.
- Сейчас мы познакомимся с еще одним стихотворением Маршака.
1. Выраз. чтение подготовленным учеником.
- Какое чувство испытывает автор во время грозы?
(Автору нравится гроза. Он одушевляет её. Для него гроза живое существо. Гром проехал. Все молчит. Только живые существа могут проехать и молчать.
- Что нам помогает услышать грохот грома и шум дождя? (Звук Р).
- Почему дождь стеклянный? (Звон капель, перезвон, когда капли ударяют по железу.)
2. Работа по картине. Сопоставление стихотворения и картины.
- Можно ли сказать что картина нарисована к данному стихотворению? Почему?
- Что вы можете рассказать о этой картине?
3. Прослушивание аудиокассеты. Гроза.
- Какие чувства испытываете вы во время грозы?
Итог по данному стихотворению. Изобразить настроение этого стихотворения красками. Сравнить с первым.
IX. Итог.
Какие чувства, мысли пробудил в вас урок?
Чему научил?
X. Домашнее задание.
- 1 Вариант - выучить наизусть
- 2 Вариант - выразительное чтение стихотворения и нарисовать картину
- 3 Вариант - сочинить маленькое стихотворение