Введение.
Важными тенденциями современного этапа развития образования являются его гуманизация и гуманитаризация. История является одной из важнейших наук, формирующих личность человека, овладение её аспектами необходимо начинать в детском возрасте, используя для этого соответствующие формы и методы.
Игра является важнейшей формой деятельности не только в начальной школе, но и в среднем звене, в частности, в пятом классе. Использование игровых приёмов позволяет повысить мотивацию учебной деятельности, сформировать положительное отношение к школе и предмету, развить способности ребёнка. Игра позволяет соединить интересную для школьников деятельность с решением серьёзных учебных задач. Учащимся предлагаются различные виды заданий – работа с терминами, картой, знание личностей, основных событий, они пробуют себя в решении теста и кроссворда, определении хронологической последовательности – всё это способствует развитию творческих способностей учащихся, расширению кругозора, определяет перспективы развития.
Игра предполагает деятельность в команде, что способствует развитию коммуникативных навыков, выработки единой точки зрения, способности терпимо принять иные взгляды.
В игре могут участвовать школьники разного возраста – пятиклассники в составе команд, и старшеклассники – в качестве ассистентов на станциях и разработчиков заданий, что позволяет приобрести навыки межвозрастного взаимодействия. Задания игры могут варьироваться в зависимости от уровня подготовки учащихся, интереса, профиля классов.
Оборудование.
1. Таблички с названиями станций.
2. На каждой станции – лист с заданиями, лист с ответами на задания для ассистентов, чистые листы для записи ответов (по количеству команд).
3. Маршрутные листы с указанием последовательности станций, их местонахождением и количеством баллов (по количеству команд).
4. Плакат «Итоги игры».
Правила игры.
В игре участвуют команды пятых классов после изучения соответствующего раздела по истории. В свободных кабинетах школы организуются «станции», ассистентами на которых могут быть учителя или старшеклассники. Команды, участвующие в игре, собираются в зале, где их знакомят с правилами игры и выдают «маршрутные листы». Участники последовательно выполняют задания на «станциях», в «маршрутные листы» записывается количество полученных баллов. После прохождения всех «станций» команды собираются в зале, где жюри подсчитывает общую сумму баллов. Результаты записываются на плакат «Итоги игры». Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов; могут быть определены команды, отличившиеся на отдельных станциях.
Ход игры
Станция «Словарь».
1. Вера в одного Бога. (Ответ: Единобожие).
2. Служитель Бога. (Ответ: Жрец).
3. Большое и сильное государство. (Ответ: Держава).
4. Островок зелени в пустыне вокруг водного источника. (Ответ: Оазис).
5. Выпуклое изображение на камне. (Ответ: Рельеф).
6. Сплав меди и олова. (Ответ: Бронза).
7. Сказание о богах. (Ответ: Миф).
8. Специально обработанное, забальзамированное тело умершего человека. (Ответ: Мумия).
9. Правила, данные Богом. (Ответ: Заповеди).
10. Наука, изучающая прошлое человечества. (Ответ: История).
Станция «Угадай-ка».
(Выбрать правильный ответ.)
1. Власть в Египте принадлежала:
а) совету старейшин
б) фараону
в) вождю.
2. Пирамиды служили фараонам:
а) местом захоронения
б) крепостью
в) тюрьмой.
3. Знаки египетской письменности:
а) буквы
б) иероглифы
в) клинопись.
4. Население Индии делилось на:
а) классы
б) сословия
в) касты.
5. Морское путешествие вокруг Африки в 600 г. до н. э. совершили:
а) ассирийцы
б) китайцы
в) финикийцы.
6. Священное животное Индии:
а) тигр
б) змея
в) корова.
7. Гробница правителя, которую охраняли несколько тысяч глиняных воинов, была открыта археологами :
а) в Китае
б) в Индии
в) в Сирии.
8. Жизнь в Месопотамии зависит от двух рек:
а) Хуанхэ и Янцзы
б) Тигр и Евфрат
в) Инд и Ганг.
9. Отряд «бессмертных» воинов охранял правителя6
а) Индии
б) Финикии
в) Персии.
10. Жители этого города мечтали построить башню до неба:
а) Мемфис
б) Вавилон
в) Карфаген.
Ответы:
1-б, 2-а, 3-б, 4-в, 5-в, 6-в, 7-а, 8-б, 9-в, 10-б.
Станция «Кто первый?»
(В какой стране впервые начали…)
1. Стали строить пирамиды? (Ответ: Египет.)
2. Основывали колонии? (Ответ: Финикия.)
3. Использовали таран? (Ответ: Ассирия.)
4. Построили «царскую» дорогу? (Ответ: Персия.)
5. Изобрели компас? (Ответ: Китай.)
6. Выращивали хлопчатник? (Ответ: Индия.)
7. Писали на папирусе? (Ответ: Египет.)
8. Красили ткани в пурпурный цвет? (Ответ: Финикия.)
9. Делали шёлковые ткани? (Ответ: Китай.)
10. Использовали конницу? (Ответ: Ассирия.)
Станция «Знаменитые люди».
1. Гробница этого египетского фараона была найдена неразграбленной. (Ответ: Тутанхамон.)
2. Этот ассирийский царь собрал библиотеку глиняных книг. (Ответ: Ашшурбанапал.)
3. Этот фараон известен как великий завоеватель. (Ответ: Тутмос.)
4. Первый персидский царь. (Ответ: Кир.)
5. Великий китайский мудрец. (Ответ: Конфуций.)
Станция «Древний свиток».
(Восстановите пропущенные слова)
В северо-восточной ... простираются огромные …. Красновато-жёлтые пески сменяются лишь суровыми скалами. По этой земле несёт свой воды одна из самых больших рек в мире – … . Долина реки была покрыта зеленью – по берегам росли финиковые …, душистые акации и высокий тростник … . В водах … обитали крокодилы и множество рыб. В прибрежных зарослях можно было увидеть бегемота и дикую кошку, уток, гусей. Где вода – там и ….
Течение … встречало на своём пути … – опасные каменистые преграды. Впадая в … море, река разделялась на несколько …, образуя огромный треугольник – …. Среди песков пустыни лишь изредка встречались островки зелени – …. Там росли пальмы и кустарники вокруг воды, бьющей ключом из-под земли.
… – так называется страна, которая располагалась на берегах … от первого … до …моря.
Ответы: Африка, пустыня, Нил, пальма, папирус, Нил, жизнь, Нил, порог, Средиземное, рукав, дельта, оазис, Египет, Нил, порог, Средиземное.
Cтанция «Архитектурная мозаика».
Изображение разделить (разрезать) на отдельные фрагменты, из которых необходимо составить полную картину, и назвать архитектурное сооружение.
Ответ: Вавилонская башня. Великая китайская стена.
Станция «Библейская»
(О каких героях Ветхого Завета идет речь?)
1. Простер он руку свою, и расступились воды. Прошел народ по дну моря как посуху. (Ответ: Моисей).
2. Отец любил его больше других сыновей. Завидовали ему братья и сговорились погубить его. Они продали мальчика в рабство к купцу, шедшему с караваном в Египет. (Ответ: Иосиф).
3. Слава о его богатстве и мудрости распространилась и в других странах. Из разных земель приезжали купцы, послы и даже цари, чтобы взглянуть на великолепный храм, построенный им в Иерусалиме. (Ответ: Соломон).
4. Он сразился с силачом и великаном Голиафом и одержал победу. (Ответ: Давид).
5. Этот герой вступил в схватку со львом и голыми руками одолел его. Сила была в его волосах. (Ответ: Самсон).
Станция «Хронология»
(Определить последовательность событий)
1. Строительство «царской дороги».
2. Восстание персов против мидийского царя.
3. Захват персами Вавилона.
4. Захват персами Египта.
5. Греко-персидские войны.
Ответ: 2 – 3 – 4 – 1 – 5.
Станция «Кроссворд»
- Царь, установивший древнейшие законы в Междуречье. (Ответ: Хаммурапи).
- Столица Ассирии. (Ответ: Ниневия).
- Буквенная система письма (Ответ: алфавит).
- Письменность Междуречья. (Ответ: клинопись).
- Река в Междуречье. (Ответ: Евфрат)
Станция «Географическая»
(Впишите названия географических объектов)
Индия расположена на юге материка ____1___ , на полуострове ____2_____. Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире ______3_____.Берега Индии омывает _____4_____ океан. Самые крупные , многоводные реки Индии – _______5_______.
Ответы: 1 – Евразия, 2 – Индостан, 3 – Гималаи, 4 – Индийский, 5 – Инд и Ганг.