Форма урока: интеллектуальная игра.
Цель урока.
- Закрепление знаний, полученных на уроках, посвященных истории Великой Отечественной войны, углубить знания учащихся о героях войны.
- Создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности.
- Развитие любознательности и познавательного интереса.
- Развитие умения применять на практике полученные знания.
- Воспитание чувства патриотизма, уважения к истории своей Родины.
- Воспитание чувства коллективизма, атмосферы сотрудничества в процессе совместной деятельности.
- Воспитание коммуникативных способностей.
- Материально-техническое оснащение
- Выставка книг и плакатов, посвященных Великой Отечественной войне.
- Мультимедийное оборудование, проектор, презентация игры.
Участники игры: 4 команды учащихся 9-х классов.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя о целях и задачах урока. Объяснение правил игры.
II. Игра.
Этапы игры
1. Брейн-ринг
2. Музыкальный конкурс
3. Узнай героя
4. Имена московских улиц (домашнее задание)
5. Поэтическая кольцовка (домашнее задание)
Первый тур. Брейн-ринг.
1.Какими словами начинались радиосообщения о положении на фронтах Великой Отечественной войны? С голосом какого выдающегося артиста связаны воспоминания об этих радиосводках?
Ответ: “Говорит Москва…”, Юрий Левитан.
2. Советские люди привыкли к парадам 9 мая и 7 ноября. А этот парад состоялся 24 июня. Что вам известно об этом параде?
Ответ: Чтобы победить в Великой Отечественной войне, понадобилось без малого четыре года. Готовили Парад Победы полтора месяца. 24 июня 1945 года Г.К.Жуков принимал на Красной площади Парад Победы.
3.Какие слова начертаны на могиле Неизвестного солдата в Москве?
Ответ: В мае 1967 года прах неизвестного солдата перевезли из-под Москвы в столицу. Группа творцов во главе со скульптором Томским соорудила у Кремлевской стены мемориал, украшенный надписью “Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен…” Одно плохо: еще не погребены тысячи неизвестных солдат, павших на Великой войне.
4.“…Ребята, он горит!!!” – кричал юный наводчик. Пацаны – курсанты пехотного и артиллерийского училищ с 5 октября сражались на Ильинском рубеже обороны. Несколько маленьких дотов, траншеи и мальчишки по 18-19 лет. Чуть больше двух тысяч ребят. Вот и весь рубеж. Им приказали задержать танки дней на 5-6. И они держали. 100 танков и свыше 5 тысяч фашистов дальше рубежа не прошли. То, что осталось от 19-й танковой дивизии вермахта, прокатилось по трупам наших ребят. Но… через 12 дней.
Назовите битву и дату сражения.
Ответ: Московская битва
Оборонительное сражение под Москвой началось 30 сентября – 2 октября 1941 года.
5. Почему же очередную годовщину Московской битвы мы всегда отмечаем 5 декабря?
Ответ: 5-6 декабря 1945 года советские войска перешли в контрнаступление под Москвой. В ходе зимнего наступления советские войска разгромили 38 немецких дивизий. Враг был отброшен от Москвы на 100-250 км. Победа под Москвой была решающим военным событием первого года войны и первым крупным поражением Германии во Второй мировой войне.
6. В приказе немецкого командования от 14 августа говорилось: “Русские имеют автоматическую и многоствольную огнеметную пушку. Выстрел производится электричеством. При захвате таких пушек немедленно сообщать”. Гитлеровцы спешно сформировали специальную диверсионную группу, которая должна была, во что бы то ни стало захватить или открыть секрет русской “огнеметной пушки”.
О каком оружии идет речь? Какое название дал этому оружию народ?
Ответ: Полевая реактивная артиллерия залпового огня; ракетное оружие – минометы Р.С. (реактивные снаряды). Народ любовно называл их “катюшами” из-за заводской марки – буквы “К” на первых машинах, изготовленных на московском заводе “Компрессор”. “Катюши” успешно использовались в битве под Москвой. Огненный смерч, который производил боевые ракеты, сжигал все.
7. Осенью и зимой 1941 года в Москве были ужесточены требования к маскировке. Обязанности по маскировке были четко распределены между представителями гражданских специальностей. Маскировкой существующих объектов занимались архитекторы. Созданием ложных объектов занимались художники-декораторы.
Кто проверял качество маскировочных работ?
Ответ: Летчики.
8.Назовите автора знаменитого плаката “Родина-мать зовет”.
Ответ: Ираклий Моисеевич Тоидзе
9. Слова какой известной песни родились из личного письма поэта-фронтовика А.Суркова к жене?
Ответ: “Землянка”. Сурков Алексей Александрович
(1899-1983), поэт, общественный деятель. С начала и до конца войны был на политической и газетной работе. “Фронтовой бродяга-газетчик, я в любом блиндаже родня”, - говорил о себе Сурков. Созданную им трагической осенью 1941 года знаменитую “Землянку” пела вся страна.
10. С конца 1942 года у Гитлера начали дрожать правая рука и нога. Он старался скрыть свой усиливающийся недуг, на виду у всех прижимая ногу к какому-либо предмету; правую руку удерживал левой. С начала войны он постарел лет на 15.
В результате каких событий у Гитлера ухудшилось состояние здоровья?
Ответ: Сталинградская битва. Контрнаступление советских войск под Сталинградом
(19.11.1942 – 2.02.1945). В ходе Сталинградской битвы враг потерял около 1,5 миллиона убитых, раненых, пленных и пропавших без вести, т.е. четвертую часть сил, которыми располагал тогда фашистский блок на советско-германском фронте. Победа в Сталинградской битве положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны.
11. В газовых камерах этого концлагеря и другим путем было уничтожено более 4 миллионов человек. Шеф гестапо Гимлер выразил благодарность коменданту лагеря за то, что тот сумел организовать истребление 6 тысяч людей в день, имея всего четыре газовые камеры.
Назовите концлагерь. Какие еще концлагеря, созданные фашистами, вам известны?
Ответ: Освенцим
Дахау, Бухенвальд, Равенсбрюк, Маутхаузен.
12. Он создал самолет по прозвищу “летающий танк”.
Ответ: Сергей Ильюшин. Бронированного штурмовика ИЛ-2 как огня боялись фашисты.
ИЛ-4 служил дальним бомбардировщиком.
13. Москва, Ленинград, Киев, Севастополь, Одесса, Волгоград (Сталинград). Что объединяет эти города?
Ответ: Эти города стали первыми городами-героями. Город-герой – высшая степень отличия, присваиваемая за героизм и мужество защитников. 1 мая 1945 года в приказе Верховного Главнокомандующего названы городами-героями Ленинград, Сталинград, Севастополь и Одесса. В числе других городов-героев Киев, Москва, Керчь, Новороссийск, Минск, Тула, крепость-герой Брестская крепость.
Второй тур. Музыкальный конкурс.
Незабываемые песни суровых военных лет. Значение этих песен трудно переоценить. Они поднимали боевой дух солдат на фронте, давали надежду тем, кто трудился в тылу.
Задание. Сейчас прозвучат песни военных лет (по одному куплету). Определите
название песни (1 балл), автора или исполнителя (1 балл)
1. “Давай закурим” музыка М.Табачникова, стихи И.Френкеля, исполняет К.Шульженко.
2. “Священная война” муз. А.Александрова, стихи В. Лебедева-Кумача, исп. Краснознаменный ансамбль Советской Армии.
3. “Катюша” муз. М.Блантера, ст. М.Исаковского, исп. А.Герман
4. “Синий платочек” муз. Е.Петербургский, ст. М.Максимова, исп. К.Шульженко.
5. “Песня защитников Москвы” муз. Б.Мокроусова, ст. А.Суркова, исполняет Краснознаменный ансамбль Советской Армии.
6. “В землянке” Муз. К.Листова, ст. А.Суркова, исп. Л.Барашков.
7. “Темная ночь”, ст. Н.Богословского, ст. В.Агатова, исп. Л.Утесов.
Третий тур. “Узнай героя”.
1. Кому из героев битвы под Москвой принадлежат слова: “Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва”?
Ответ: В тяжелых кровопролитных боях за Москву 16 ноября 1941 года у разъезда Дубосеково среди многих воинских частей отличилась 316-я стрелковая дивизия генерала Панфилова. В ее составе находилось 28 героев. Уничтожив 18 танков и десятки фашистов, бойцы не пропустили врага. Все 28 воинов были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, 23 из них – посмертно. Командовал группой панфиловцев политрук роты Василий Георгиевич Клочков, которому принадлежат знаменитые слова, ставшие нерушимой клятвой. Будучи тяжело раненным, Клочков бросился со связкой гранат под вражеский танк, взорвал его и погиб смертью героя.
2. 27 января 1942 года в газете “Правда” был опубликован очерк Петра Лядова “Таня”.
Назовите подлинное имя героини этого очерка, героини-партизанки.
Ответ: Зоя Космодемьянская (1923-41) – партизанка, Герой Советского Союза (1942, посмертно). Ученица 201-й средней школы г. Москвы; добровольно ушла в партизанский отряд, разведчица. Ей было всего 17 лет. При выполнении боевого задания схвачена фашистами и казнена в деревне Петрищево (Московская обл.)
3. На весь мир прозвучало имя московского парня, в прошлом рабочего мясокомбината, а теперь летчика. В ночном воздушном бою он таранил фашистский бомбардировщик. Это был первый в мире ночной таран! После этого летчик сбил еще 5 вражеских самолетов.
Ответ: Талалихин Виктор Васильевич (1918-1941) зачислен навечно в списки первой эскадрильи истребительного полка, в которой служил. Герой Советского Союза. Погиб смертью храбрых в воздушном бою около Подольска.
За годы войны 220 летчиков совершили тараны. На сегодняшний день история Великой Отечественной войны не назвала ни одного примера, когда бы фашистский самолет таранил советский или направил горящий самолет на наши войска!
4. Этот разведчик информировал центр о немецких военных и государственных секретах, а главное, о намерениях императорской Японии. Самой ценной стала его информация о том, что Япония категорически отказалась от планов нападения на СССР, т.к. она обратила свои усилия на юг. Япония намеревалась начать войну с США. Эта информация позволила в самые драматические дни обороны Москвы, в ноябре-начале декабря 1941 года, перебросить под Москву войска из Сибири и Дальнего Востока, где они находились в ожидании японского вторжения. Именно свежие сибирские дивизии помогли Красной Армии перейти в наступление под Москвой 5 декабря 1941 года.
Кто он? Какова его дальнейшая судьба?
Ответ: Рихард Зорге (1895-1944), советский разведчик, Герой Советского Союза (1964), с 1919 г. член компартии Германии. В 1942 году был разоблачен японской контрразведкой и арестован. 7 ноября 1944 года, когда до победы оставалось всего несколько месяцев, разведчик был казнен.
5. С 1942 года в одном из партизанских отрядов Украины находился советский разведчик. Отлично владевший немецким языком, он в форме фашистского офицера неоднократно проникал в столицу “новой Украины” Ровно. В 1943 году он добился приема у рейхскомиссара Украины Коха. Планировалось убийство палача украинского народа, но оно не удалось. Однако ему посчастливилось узнать от фашиста о готовящемся летнем наступлении под Курском. Назовите имя разведчика.
Ответ: Кузнецов Николай Иванович (1911-44), Герой Советского Союза (1944).
6. Отважный разведчик, в начале войны под именем Бадаева возглавил разведывательно-диверсионный отряд, оставленный в тылу фашистских войск. Отряд размещался в катакомбах под Одессой. Но зимой 1942 года произошел провал, отважный разведчик и некоторые другие подпольщики были схвачены. Героев подвергли жестоким пыткам и приговорили к расстрелу. После оглашения приговора прокурор заявил, что осужденные могут подать прошение о помиловании. На что Бадаев воскликнул: “У нас есть только один суд – советский, только одно правительство – в Москве. Мы – русские, и на своей земле помилования у врагов не просим!” Назовите подлинное имя героя.
Ответ: Владимир Александрович Молодцов (1911-42), Герой Советского Союза (посмертно).
7. Отважный летчик, в марте 1942 года его самолет был подбит и ему пришлось приземлиться в тылу врага. 18 суток он пробирался к своим. После ампутации обеих ног освоил протезы и вернулся в строй. Назовите имя героя, как сложилась его судьба?
Ответ: Маресьев Алексей Петрович (1916-2001), Герой Советского Союза (1943). После возвращения в строй участвовал в боях на Курской дуге и в Прибалтике. За годы войны совершил 86 боевых вылетов. Стал прототипом главного героя повести Б.Н. Полевого “Судьба человека”.
8. Рядовой гвардейского стрелкового полка 23.02.1943 года в бою за деревню Чернушки (Псковская обл.) закрыл телом амбразуру пулеметного дзота гитлеровцев, препятствовавшего продвижению подразделения.
Ответ: Матросов Александр Матвеевич (1924-43), лишившись родителей, воспитывался в детском доме, затем в трудовой колонии в Уфе. В армии с 1942 года.
Всего за годы войны совершено 215 таких подвигов. Среди них 17-летняя партизанка Римма Шершнева. Ни один из немецких солдат не отважился на подобное.
9. Генерал Советской армии был захвачен в плен в августе 1941 года. Немцы много раз предлагали перейти на их сторону. Ему сулили свободу и всяческие блага. Он решительно отказался. В нескольких лагерях смерти (Майданек, Освенцим и др.) он продолжал вести антифашистскую работу среди военнопленных. Наконец, в морозный зимний день 1945 года у стены лагеря Маутхаузен, фашисты, поливая его водой из шланга, превратили его в ледяную статую.
Ответ: Генерал Карбышев Дмитрий Михайлович (1880-1945), советский военный инженер, генерал-лейтенант, Герой Советского Союза (1946).
10. Советский военачальник. Участник Первой мировой и гражданский войн. В 1939 году необоснованно репрессирован, восстановлен на службе в 1940 году. В Великой Отечественной войне войска под его командованием успешно действовали в Смоленском сражении 1941 го, в Московской, Сталинградской и Курской битвах, Берлинской операции. С 1944 года Маршал Советского Союза. Командовал Парадом Победы в Москве 24 июня 1945 г.
Ответ: Константин Константинович Рокоссовский (1896-1968)
11. Советский военачальник. В январе-июле 1941 года – начальник Генштаба Вооруженных сил, заместитель наркома обороны СССР. Сыграл выдающуюся роль в Московской битве. С августа 1942 года – первый заместитель наркома обороны СССР и заместитель Верховного Главнокомандующего, координировал действия фронтов в Сталинградской битве, по прорыву блокады Ленинграда, в битвах под Курском и за Днепр, в Белорусской и других операциях. 9 мая 1945 года принял в Берлине капитуляцию вооруженных сил Германии.
Ответ: Жуков Георгий Константинович (1896-1974), маршал (1943), четырежды Герой Советского Союза.
12. Советский военачальник. С сентября 1942 года командовал 62-й армией, прославившейся героической обороной Сталинграда.
Ответ: Чуйков Василий Иванович (1900-1982) – маршал (1955), дважды Герой Советского Союза.
Четвертый тур. “Имена московских улиц”.
Каждая команда подготовила по одному вопросу, посвященного героям, имена которых носят улицы Москвы. По описанию героя команда соперников должна определить название улицы.
Имена героев в названиях московских улиц
1) Улица Докукина названа в честь Ивана Архиповича Докукина.
Капитан, командир эскадрильи авиационного гвардейского полка. До войны жил в районе этой улицы, работал электросварщиком на заводе “Калибр”. Уничтожил семь самолетов и более ста автомашин противника. Герой Советского Союза. Погиб в бою за освобождение г. Шахты.
2) Улица Гастелло названа в честь отважного летчика Николая Францевича Гастелло. Капитан, командир эскадрильи, участник боев с японскими захватчиками у реки Халхин-Гол. Погиб в начале Великой Отечественной войны, направив свой горящий самолет в скопление бензоцистерн и автомашин противника. За этот подвиг ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
3) Молодогвардейская улица названа в память героев-комсомольцев, членов подпольной молодежной организации “Молодая гвардия”, боровшейся с гитлеровцами в г. Краснодоне. Их героический подвиг нашел яркое отражение в романе А.Фадеева “Молодая гвардия”.
4) Улица Доватора названа в память Героя Советского Союза, участника разгрома немцев под Москвой Льва Михайловича Доватора. Он командовал отдельным кавалерийским соединением, совершившем в августе-сентябре 1941 года рейд по тылам противника в районе Смоленской области и кавалерийским корпусом, прикрывавшим от противника шоссе Волоколамск-Москва. Погиб в бою под Рузой.
5) Улица Галушкина названа в память Героя Советского Союза Бориса Лаврентьевича Галушкина. Добровольцем ушел на фронт с 4 курса Московского института физической культуры. В боях под Ленинградом был дважды тяжело ранен. В 1943 году направлен во главе отряда “Помощь” в Белорусский партизанский край, где участвовал во многих боевых операциях. Погиб в 25 лет.
Пятый тур. “Поэтическая кольцовка”.
Каждая команда читает по одному четверостишию стихов, посвященных Великой Отечественной войне. Выигрывает та команда, которая знает больше стихов.
Если участники прочитают свои произведения, это особо отмечается жюри.
III. Заключительная часть урока.
Подведение итогов игры.
Заключительное слово учителя о значении Великой Победы.
Список использованной литературы:
1. “Великая Отечественная война” Энциклопедия для школьников, Москва, “ОЛМА-ПРЕСС”, 2000.
2. И.И.Долуцкий “Отечественная история. 20 век”, учебник для 10-11 классов, “Мнемозина”, 1996.