Урок математики в 6-м классе "Действие с положительными и отрицательными числами"

Разделы: Математика


Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цель:

  • систематизировать и обобщить знания по теме;
  • уметь применять знания теоретического материала на практике;
  • формировать познавательный интерес к предмету;
  • воспитывать активность;
  • разнообразить форму общения с детьми;
  • в увлекательной форме проверить знания учащихся по данной теме.

Оборудование: доска, мел, наглядный материал (символы, таблицы).

План урока.

  1. Орг. момент
  2. Устная фронтальная работа
  3. Решение задач
  4. Итог урока

Ход урока

1. Учитель: "Учитель предложил Вите Верхоглядкину найти сумму всех целых чисел от -499 до 501.

Витя, как обычно, сел за работу, однако дело шло медленно. Тогда на помощь ему пришли мама, папа и бабушка. Вычисляли, пока от усталости не стали смыкаться глаза, а на следующий день все они ругали неразумного учителя, задающего детям такие задачи".

Учитель: "А вы, ребята, как бы решили такое задание? Напомню, что нужно найти значение выражения":

-499 + (-498) + (-497) + : + 498 + 499 + 500 + 501.

2. Ученикам представлена следующая запись:

+

-

120 * (-3) ·

:

Необходимо выполнить операции сначала сверху вниз, потом снизу вверх (все задания выполняют поочередно два ученика).

3. а) Учитель: "Я задумала два числа, задайте только один вопрос, и, выслушав мой ответ, скажите, это числа одного знака или разных знаков?"

Ученики спрашивают: "Какой знак имеет произведение этих чисел?";

Учитель отвечает: "Положительный";

Ученики отвечают: "Тогда эти числа имеют один знак".

б) Учитель: "Я задумала два противоположенных числа, задайте только один вопрос, и, выслушав мой ответ, назовите эти числа".

Ученики спрашивают: "Чему равна сумма задуманных чисел?";

Учитель отвечает: "Нулю";

Ученики отвечают: "Тогда эти числа, например 1 и -1".

4. На доске находятся10 примеров:

-3 + (-5) =

6 · (-4) =

-4 - (-3) =

-18 : (-6) =

-3 : (-5) =

-9 + 9 =

9 - 12 =

-7 + 11 =

-24 : 3 =

- 1 - 2 - 3 =

а) назовите знаки, которые получаются при выполнении этих примеров с 1-го по 10-й и наоборот;

б) назовите номер примеров, где получаются положительные числа, затем отрицательные числа, затем номера примеров, в которых получаются не положительные и не отрицательные числа;

в) назовите ответы с 1-го по 10-й пример и наоборот;

г) ученик (учитель) называет ответ, а остальные ищут пример с таким ответом.

5. Учитель: "Ребята, я задумала числа, а вы их отгадали. А теперь попробуем наоборот. Пусть каждый из вас загадает отрицательное число, допустим, что эти числа перемножили. Смогу ли я отгадать знак произведения? И если смогу, то как?"

6. -3 * (-25) * (-3) * :.. = 450

Учитель: "Какое число нужно написать вместо :., чтобы получилось верное равенство?"

7. Учитель: "Докажите, что вместо * знак "минус"

-2 *  (-7)  *  5 * (*5) = -350

8. Рефлексия

(Учитель рассказывает ребятам притчу. Она одновременно снимает напряжение учеников, и заставляет задуматься над финалом, вызывая интерес.)

Дошла до нас старая, как мир, легенда::

Один восточный Владыка, просвещённый и мудрый, пожелал узнать все, о математике всех времен и народов. Вызвал он к себе всех приближенных и объявил свою волю:

- Повелеваю, - молвил; - написать мне все о математике, как она возникла, какой была раньше, какой стала теперь и какой будет в будущем? Повелеваю написать о всех математиках, живущих на земле.

Дал на это повелитель пять лет сроку. Молча поклонились приближенные, со всего царства были собраны мудрейшие из мудрейших, им объявили желание Владыки. Миновало пять лет, и явились приближенные во дворец.

- Первое желание, о, Владыка, исполнено! Выгляни в окно и ты увидишь то, что хотел.

Изумленный Правитель протер глаза. Перед дворцом выстроился караван верблюдов такой длинный, что конец его терялся где-то за горизонтом, а на каждом верблюде было нагружено по два огромных тюка. В каждом тюке были упакованы по десять толстенных томов в прекрасных сафьяновых переплётах.

- Что это? - удивился Правитель.

- Это всемирная математика, - ответили приближенные; - По Вашему повелению мудрейшие из мудрейших писали ее, не покладая рук, в течение пяти лет!

- Вы смеётесь надо мной! - рассердился Владыка. - Да ведь я до конца своей жизни не успею прочесть и десятой доли того, что они написали! Нет, пусть напишут мне краткую историю математики. Но так, чтобы в ней было рассказано самое главное!

Дал на это Владыка год сроку. Минуло назначенное время, и снова показался у стен дворца караван. Было в нем всего десять верблюдов, на спине у каждого по-прежнему находилось по два тюка, в каждом из них помещалось десять книг.

Еще больше разгневался Владыка.

- Пусть напишут мне наиглавнейшее! Сколько времени понадобится на это? - грозно спросил Правитель.

- Завтра, о, Повелитель, ты получишь то, что пожелал. - ответил мудрец.

- Завтра? - удивился Владыка. - Хорошо, но если обманешь меня, то не сносить тебе головы!

Едва взошло солнце на лазурном небе и уснувшие на ночь цветы снова раскрылись в своем великолепии, как Владыка потребовал к себе мудреца. Мудрец вошел, неся в руках маленький ларец из сандалового дерева.

- Ты найдешь, в нем, о, Повелитель, самое главное в математике всех времен и народов, - произнес мудрец, сгибаясь в низком поклоне.

Правитель открыл крышку ларца. Там, на бархатной подушечке, лежал маленький клочок пергамента, на котором находилась одна лишь фраза: "Математика - это доказательство".

(Для более разнообразного подхода ученикам может быть предложена разработка своей версии).

9. Учитель: "Ребята, теперь попробуйте сами порассуждать.

Даны 5 чисел: -5; -4; 3; -2; -1.

Выберите из них четыре числа так, чтобы их произведение было положительно. Найдите его".

Все называют 40. Почему?

10. Учитель рассказывает еще одну легенду.

Однажды И.Ньютон пригласил к себе на обед своего старшего друга и забыл об этом. Стол накрыли на одного человека, тот застал И.Ньютона, сидящего у окна и рассуждающего о чем-то. Чтобы не мешать, друг сел, отобедал и ушел. Ньютон закончил свои размышления, подошел к столу и, увидев пустые, тарелки сказал: "Если бы не очевидные доказательства противного, я бы мог поклясться, что сегодня не обедал".

11. Далее представлены несколько примеров, закрепляющих изученный в ходе урока материал.

11.1) даны три числа, два из них противоположенные. Найдите третье, чтобы сумма их составляла -5.

* + * + * = -5

11.2) число -2 разделите на такое число, чтобы частное было противоположено делимому.

-2 : * = *

11.3) запишите число, которое надо вычесть из -9, чтобы получилось 9.

-9 - * = 9

11.4) Витя Векрхоглядкин отыскал два числа, произведение которых больше нуля, а частное меньше. Прав ли он?.

a * b > 0

a : b < 0

11.5) между числами 12 и -4 поставили такой знак действия, чтобы в результате оказалось наибольшее число, запишите его.

12 * (-4) =

11.6) Витя Векрхоглядкин написал все целые числа от -200 до 200 включительно. Потом он их посчитал. В результате у него получилось 400 чисел, а у вас?

11.7) Необходимо найти произведение всех целых чисел от -200 до 200 включительно.

11.8) Перемножьте все целые числа от -1 до -5 включительно. Будет ли полученное число больше 50?

12. Выставление оценок, проверка верных ответов.