Урок информатики для 6-го класса по теме "Разработка и создание собственного проекта "Визитная карточка"

Разделы: Информатика


Раздел программы: «Среда программирования ЛогоМиры».

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: закрепление закрепления полученных знаний.

Технология: личностно-ориентированная.

Цели урока:

  • Обучающая: закрепить навыки работы с кнопкой Надпись, Инструментальным меню и повторить алгоритмы создания текстового окна, перемещения, изменения размеров; продолжить работу по созданию проектов в среде ЛогоМиры.
  • Развивающая: развивать логическое и алгоритмическое мышление школьников через установление причинно-следственных связей.
  • Мотивационная: побудь интерес к изучаемому предмету.

Задачи урока:

  • Воспитательная – воспитание эстетических вкусов учащихся, самостоятельности и аккуратности в работе.
  • Учебная – познакомиться с Инструментальным меню, с алгоритмом создания текстового окна, его копирования, перемещения, изменения размеров.
  • Развивающая – развитие творческих способностей учащихся, воображения, познавательных интересов, развитие воображения, внимания.

Подготовка к уроку:

  • каждому ученику на стол выдается раздаточный материал по теме (Конспект по теме проекта “Визитная карточка”);
  • необходимо составить тест для актуализации опорных знаний, умений и навыков учащихся по изученному материалу, подготовить разноуровневые задания по данной теме для домашней работы;
  • для проектора подготовить видеоряд опорного конспекта, т/б и заданий.

Оборудование:

  • интерактивная доска Smart Board
  • компьютер
  • компьютерная презентация
  • программа ЛогоМиры 2.0
  • Музыкальная запись «Позови меня тихо по имени» (группа Любе).

План урока:

Содержание этапов урока Виды и формы работы
Орг. момент Приветствие
Мотивационное начало урока Постановка целей и задач урока
Актуализация опорных ЗУН. Тест с самопроверкой.
Этап закрепления полученных знаний, выработка умений и навыков. Физкультминутка. Работа на ПК, выполнение задания
Работа над проектом. Работа на ПК, выполнение задания
Подведение итогов, оценка работы учащихся.  Моделирование
Домашнее задание. Проектная деятельность

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте. Сегодня ваш урок информатики буду вести я. Зовут меня – Александрова Наталия Николаевна.

2. Мотивационное начало урока

Тема нашего урока: Разработка и создание собственного проекта: Визитная карточка.
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Сегодня мы с вами:

  • закрепим навыки работы с кнопкой Надпись, Инструментальным меню и Текстовым редактором;
  • повторим алгоритмы создания текстового окна и вставки рисунка в проект, их перемещение и изменение размеров;
  • продолжим работу по теме «Создание проектов» в среде ЛогоМиры.

3. Актуализация опорных знаний

– Давайте вспомним изученный материал, который нам сегодня пригодится.
– Перед вами тест. Вы должны написать номер вопроса и буквы ответов.
(Проходит в виде теста из трех вопросов по вариантам. Затем проходит самопроверка с помощью ключа к тесту. Работа выполняется на листочках.) (Приложение 1)

4. Этап закрепления полученных знаний, выработка умений и навыков. Физкультминутка

(До урока в тетради учащихся вклеивается опорный конспект урока) (Приложение 2)

Слайд: Бабочки.
– Ребята, как вы, наверное, уже успели заметить все кругом тает и скоро придет весна, распустятся первые цветочки.
– Посмотрите, в нашем классе уже расцвел один прекрасный луг и на него слетелось много чудесных бабочек. Как вы думаете, что это за бабочки?
– Да, это вы.
– Причем у каждой из этих бабочек есть свое имя.
– Ребята, а вы знаете, что…
Имя – это не просто слово, это личное название человека, которое дают ему при рождении.
За каждым именем стоит определенная личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.
С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя.
Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с нашей малой и большой родиной.
Имя выбирали: по внешности, по времени рождения, по порядку, по особенностям, по праздникам, по качеству человека, по названию местности, по национальности, по святому.
Отчество – величание по имени отца. Отчество на “вич” получали знатные и богатые, на “ев”, “ов”, “ин” – купцы, на “ец” – младший в семье. Бедные не имели отчеств.
Фамилия – наследственное имя семьи. Фамилия происходит: от черт от характера, от профессии, от животных и растений, по местности, по праздникам.
Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя, данное человеку, не простая случайность, которой малыш обязан родителям, оно срастается с человеком на всю жизнь, обладает определенной таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд.
С появлением христианства на Руси имянаречение стало привилегией церкви, то есть новорожденные получали имя при крещении малыша. Имя нарекали чаще всего случайно, по названию святого, которого память случалась в день крещения.
Мы говорили об имянаречении у русского народа, но на территории нашей республики – Республики Татарстан живут и татары, исповедующие ислам. Такая традиция была и у татар.
В старые времена мулла наугад открывал Коран и предлагал имя, которое видел. Сейчас имя выбирают родители. Мулла же проводит ритуал имянаречения.
Кроме того, у нас в республике немало семей национально-смешанных. В основном это семьи, где отец татарин, а мать русская или наоборот. Имена народов несхожи. Поэтому родители дают детям, в большинстве, имена интернациональные (Эдуард, Альберт) или новые как Светлана. В некоторых семьях детям дают и русские, и татарские имена.
– Готовясь к этому уроку, я провела небольшое социологическое исследование и выяснила, какие имена носят девочки и мальчики вашей подгруппы и какие имена среди мальчиков и девочек самые популярные.
– Познакомимся с этой информацией.

Слайд: Рейтинг имен подгруппы.

– Всего в подгруппе 8 мальчиков.

На первом месте – имя Дмитрий (2 человек).
Далее идут имена: Александр, Алексей, Виталий, Никита, Ринат, Руслан

– Всего в подгруппе 6 девочек.

На первом месте – имя Алена (2 человек).
Далее идут имена: Анастасия, Аделия, Анна, Эмма

Слайд: (тайна имени).
– Ребята, а знаете ли вы, что означают ваши имена? Давайте с вами познакомимся поближе. (В алфавитном порядке, щелкая по лепесткам цветка с именем, читаем его значение).
Александр – древнегреческое «защитник людей». К русским принесено из Византии. Среди русских мальчиков, рожденных в 1981 году, заняло первое место по частоте.
Алексей – древнегреческое «защита, помощь, т.е. оберегающий». Другое значение – «божий человек». Теперь – одно из самых частых.
Виталий – имя происходит от латинского слова "виталис", что означает "жизненный". Он умен, целеустремлен, до некоторой степени упрям. Виталий интересуется музыкой, шахматами.
Дмитрий – происхождение этого имени связано с именем Деметры из древней мифологии. Это богиня земли и плодородия. Дмитрий умен, настойчив, не опускает руки в случае неудачи.
Никита – др. греч. – «победитель». Они лидеры, целеустремленны, идут к цели прямым путем.
Ринатлат.– «вновь рожденный«. Он любознателен, рано начинает играть в шахматы, интересоваться фотографией, а для многих она становится профессией. Ринат достаточно честолюбив, стремится к лидерству и часто добивается его.
Руслан – имя заимствовано из тюркских языков, происходит от слова "арслан": лев. он тяготеет к артистической и политической деятельности. Стремление выделиться, не быть таким, как все.
Аделия – в пер. — «благородная». В работе очень аккуратна, обязательна, пунктуальна. Адель очень любит животных, в ее доме часто обитает кошка или собака некрупной породы.
Алёна – имя толкуют чаще всего как ясная, избранная. Она впечатлительна, бережлива и весьма активна. В носительнице этого имени привлекает ее открытость и простота.
Анастасия – это имя означает "возвращение к жизни". Воспитанное в детстве трудолюбие сохраняется на всю жизнь. Настя может стать хорошей артисткой, воспитателем в детском саду, врачом.
Анна – имя имеет древнееврейское происхождение и означает "благодать". Анна нередко обладает привлекательной внешностью, она артистична. Отдает себя работе полностью.
Эмма – значение имени: ласковая. Обычно Эмма отличается значительной силой воли и самостоятельностью. Она достаточно трудолюбива и упорна.

Слайд: Алгоритм создания надписи:

  • Щелкнуть по кнопке Надпись     и методом протягивания прямоугольника появляется окно текстового редактора, в который будет заключен текст.
  • Напечатать слово.
  • Селектор с именем при необходимости можно отключить, нажав на текстовом поле правой кнопкой мыши.
  • Созданный текст можно перемещать, перетаскиванием за имя текста нажатием левой кнопкой мыши.

Слайд: Алгоритм вставки рисунка:

  • Открыть меню Файл.
  • Выбрать команду Возьми.
  • В раскрывшемся списке выбрать пункт Рисунок.
  • В диалоговом окне щелкнуть по имени файла, который нужно вставить.
  • Щелкнуть по кнопке Открыть.

Слайд: Повторение шуточных правил техники безопасности.

5. Этап обобщения, систематизации знаний и закрепление изученного

Слайд: Задание 1: Оформить собственный портрет. (Приложение 3)

  • Вставить фотографию. Отформатировать ее с помощью Прямоугольника, который находится на панели Инструментов и, выбрав цвет, оформить фото в рамку.
  • Перетаскиванием переместить рисунок в нужное место.
  • Захватив уголок рисунка левой кнопкой мыши, изменить размер.
  • Методом протягивания прямоугольника, установить окно текстового редактора. Ввести и отредактировать текст, содержащий фамилию, имя, выбрав нужный шрифт и цвет. Отключить селектор, содержащий название текста.

Слайд: Физкультминутка

Природа, спокойная музыка, стихи с экрана.

  • Перед работой над вашими проектами я вам предлагаю немного отдохнуть – расслабьтесь, закройте глаза, представьте, что вы на природе, не открывая глаз, посмотрите направо, налево, еще раз, сильно зажмурьтесь, резко откройте глаза, и посмотрите на лес, усталость ваших глаз медленно проходит.
  • Вы хорошо поработали, мне приятно общаться с вами, и я хочу подарить вам стихотворение:

В России прекрасны закаты,
В России прекрасны рассветы
И лес, что окинули взглядом,
И поле, и дерево это.

Во взрослую жизнь понемногу
Вступаем, учась и играя,
Проектов вокруг очень много,
Они нас ведут, помогая.

Куда б не вела вас дорога,
Компьютер поможет в работе,
Профессий с ним связано много,
Его везде в жизни найдете.

Но, вот, и закончился отдых.
Продолжим, что начали с вами.
Докажем, что очень нужны мы
Докажем своими делами!

Слайд: Задание 2: Создать визитную карточку – бэдж. (Приложение 4)

Для этого, щелкая левой кнопкой мыши, выбрать кнопку Надпись на панели Инструментального меню. Методом протягивания прямоугольника, установить окно текстового редактора. Ввести и отредактировать текст, содержащий имя, фамилию, № школы, класс. Подобрать шрифт, цвет. Отключить селектор, содержащий название текста. Оформить рамку и фон бэджа.
– Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.
– Звучит аудиозапись песни "Позови меня тихо по имени" и др. музыкальные композиции.

6. Подведение итогов урока

  • Мы сегодня на уроке узнали о происхождении имен.
  • Вспомнили алгоритмы создания текста и вставки рисунков в среде ЛогоМиры.
  • Выполнили такие прекрасные проекты своих визитных карточек.
  • Был ли этот урок интересным для вас?
  • Оценить работу детей на уроке.

7. Домашнее задание

Слайд:

  • Общее: Провести социологическое исследование самых популярных имен среди параллели 6-х классов.
  • Т.К. сейчас идет год семьи в Республике Татарстан, то я предлагаю вам составить цветок имен вашей семьи, включая дедушек и бабушек. Те, у кого дома есть компьютеры, выполняют эту работу в компьютерном варианте, а у кого нет – в тетради. Также кроме имен в лепестки можно добавить еще и фотографии или портреты каждого из членов семьи.
  • Мне было очень приятно сегодня работать с вами, поэтому я хочу предложить вам использовать созданные сегодня ваши визитки на следующих открытых уроках и это будет напоминанием о сегодняшнем дне.

Литература:

  1. «Информатика 5-6» Макарова Н.Ф. (учебник).
  2. Методические разработки по ЛОГО.
  3. Книги «Тайна имени».
  4. Web-ресурсы.