Раздел программы: «Среда программирования ЛогоМиры».
Тип урока: комбинированный урок.
Вид урока: закрепление закрепления полученных знаний.
Технология: личностно-ориентированная.
Цели урока:
- Обучающая: закрепить навыки работы с кнопкой Надпись, Инструментальным меню и повторить алгоритмы создания текстового окна, перемещения, изменения размеров; продолжить работу по созданию проектов в среде ЛогоМиры.
- Развивающая: развивать логическое и алгоритмическое мышление школьников через установление причинно-следственных связей.
- Мотивационная: побудь интерес к изучаемому предмету.
Задачи урока:
- Воспитательная – воспитание эстетических вкусов учащихся, самостоятельности и аккуратности в работе.
- Учебная – познакомиться с Инструментальным меню, с алгоритмом создания текстового окна, его копирования, перемещения, изменения размеров.
- Развивающая – развитие творческих способностей учащихся, воображения, познавательных интересов, развитие воображения, внимания.
Подготовка к уроку:
- каждому ученику на стол выдается раздаточный материал по теме (Конспект по теме проекта “Визитная карточка”);
- необходимо составить тест для актуализации опорных знаний, умений и навыков учащихся по изученному материалу, подготовить разноуровневые задания по данной теме для домашней работы;
- для проектора подготовить видеоряд опорного конспекта, т/б и заданий.
Оборудование:
- интерактивная доска Smart Board
- компьютер
- компьютерная презентация
- программа ЛогоМиры 2.0
- Музыкальная запись «Позови меня тихо по имени» (группа Любе).
План урока:
Содержание этапов урока | Виды и формы работы |
Орг. момент | Приветствие |
Мотивационное начало урока | Постановка целей и задач урока |
Актуализация опорных ЗУН. | Тест с самопроверкой. |
Этап закрепления полученных знаний, выработка умений и навыков. Физкультминутка. | Работа на ПК, выполнение задания |
Работа над проектом. | Работа на ПК, выполнение задания |
Подведение итогов, оценка работы учащихся. | Моделирование |
Домашнее задание. | Проектная деятельность |
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Здравствуйте. Сегодня ваш урок информатики буду вести я. Зовут меня – Александрова Наталия Николаевна.
2. Мотивационное начало урока
Тема нашего урока: Разработка и создание
собственного проекта: Визитная карточка.
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Сегодня мы с вами:
- закрепим навыки работы с кнопкой Надпись, Инструментальным меню и Текстовым редактором;
- повторим алгоритмы создания текстового окна и вставки рисунка в проект, их перемещение и изменение размеров;
- продолжим работу по теме «Создание проектов» в среде ЛогоМиры.
3. Актуализация опорных знаний
– Давайте вспомним изученный материал, который
нам сегодня пригодится.
– Перед вами тест. Вы должны написать номер
вопроса и буквы ответов.
(Проходит в виде теста из трех вопросов по
вариантам. Затем проходит самопроверка с помощью
ключа к тесту. Работа выполняется на листочках.)
(Приложение 1)
4. Этап закрепления полученных знаний, выработка умений и навыков. Физкультминутка
(До урока в тетради учащихся вклеивается опорный конспект урока) (Приложение 2)
Слайд: Бабочки.
– Ребята, как вы, наверное, уже успели заметить
все кругом тает и скоро придет весна, распустятся
первые цветочки.
– Посмотрите, в нашем классе уже расцвел один
прекрасный луг и на него слетелось много
чудесных бабочек. Как вы думаете, что это за
бабочки?
– Да, это вы.
– Причем у каждой из этих бабочек есть свое имя.
– Ребята, а вы знаете, что…
Имя – это не просто слово, это личное
название человека, которое дают ему при рождении.
За каждым именем стоит определенная личность,
человек, который отличен от всех других,
единственный и неповторимый.
С самого раннего детства и на протяжении всей
жизни ни одно слово не слышит человек так часто,
как свое имя.
Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими
друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с
нашей малой и большой родиной.
Имя выбирали: по внешности, по времени
рождения, по порядку, по особенностям, по
праздникам, по качеству человека, по названию
местности, по национальности, по святому.
Отчество – величание по имени отца.
Отчество на “вич” получали знатные и богатые, на
“ев”, “ов”, “ин” – купцы, на “ец” – младший в
семье. Бедные не имели отчеств.
Фамилия – наследственное имя семьи.
Фамилия происходит: от черт от характера, от
профессии, от животных и растений, по местности,
по праздникам.
Наши предки относились к именам очень бережно.
Они верили, что имя, данное человеку, не простая
случайность, которой малыш обязан родителям, оно
срастается с человеком на всю жизнь, обладает
определенной таинственной силой, которая может
ему помочь, а может и навредить. Поэтому выбор
имени имел большое значение и рассматривался как
обряд.
С появлением христианства на Руси
имянаречение стало привилегией церкви, то есть
новорожденные получали имя при крещении малыша.
Имя нарекали чаще всего случайно, по названию
святого, которого память случалась в день
крещения.
Мы говорили об имянаречении у русского народа,
но на территории нашей республики – Республики
Татарстан живут и татары, исповедующие ислам.
Такая традиция была и у татар.
В старые времена мулла наугад открывал Коран и
предлагал имя, которое видел. Сейчас имя выбирают
родители. Мулла же проводит ритуал имянаречения.
Кроме того, у нас в республике немало семей
национально-смешанных. В основном это семьи, где
отец татарин, а мать русская или наоборот. Имена
народов несхожи. Поэтому родители дают детям, в
большинстве, имена интернациональные (Эдуард,
Альберт) или новые как Светлана. В некоторых
семьях детям дают и русские, и татарские имена.
– Готовясь к этому уроку, я провела небольшое
социологическое исследование и выяснила, какие
имена носят девочки и мальчики вашей подгруппы и
какие имена среди мальчиков и девочек самые
популярные.
– Познакомимся с этой информацией.
Слайд: Рейтинг имен подгруппы.
– Всего в подгруппе 8 мальчиков.
На первом месте – имя Дмитрий (2
человек).
Далее идут имена: Александр, Алексей, Виталий,
Никита, Ринат, Руслан
– Всего в подгруппе 6 девочек.
На первом месте – имя Алена (2
человек).
Далее идут имена: Анастасия, Аделия, Анна, Эмма
Слайд: (тайна имени).
– Ребята, а знаете ли вы, что означают ваши имена?
Давайте с вами познакомимся поближе. (В
алфавитном порядке, щелкая по лепесткам цветка с
именем, читаем его значение).
Александр – древнегреческое «защитник
людей». К русским принесено из Византии. Среди
русских мальчиков, рожденных в 1981 году, заняло
первое место по частоте.
Алексей – древнегреческое «защита,
помощь, т.е. оберегающий». Другое значение –
«божий человек». Теперь – одно из самых частых.
Виталий – имя происходит от латинского
слова "виталис", что означает
"жизненный". Он умен, целеустремлен, до
некоторой степени упрям. Виталий интересуется
музыкой, шахматами.
Дмитрий – происхождение этого имени
связано с именем Деметры из древней мифологии.
Это богиня земли и плодородия. Дмитрий умен,
настойчив, не опускает руки в случае неудачи.
Никита – др. греч. – «победитель». Они
лидеры, целеустремленны, идут к цели прямым
путем.
Ринат – лат.– «вновь рожденный«. Он
любознателен, рано начинает играть в шахматы,
интересоваться фотографией, а для многих она
становится профессией. Ринат достаточно
честолюбив, стремится к лидерству и часто
добивается его.
Руслан – имя заимствовано из тюркских
языков, происходит от слова "арслан": лев.
он тяготеет к артистической и политической
деятельности. Стремление выделиться, не быть
таким, как все.
Аделия – в пер. — «благородная».
В работе очень аккуратна, обязательна,
пунктуальна. Адель очень любит животных, в ее
доме часто обитает кошка или собака некрупной
породы.
Алёна – имя толкуют чаще всего как ясная,
избранная. Она впечатлительна, бережлива и
весьма активна. В носительнице этого имени
привлекает ее открытость и простота.
Анастасия – это имя означает "возвращение
к жизни". Воспитанное в детстве трудолюбие
сохраняется на всю жизнь. Настя может стать
хорошей артисткой, воспитателем в детском саду,
врачом.
Анна – имя имеет древнееврейское
происхождение и означает "благодать".
Анна нередко обладает привлекательной
внешностью, она артистична. Отдает себя работе
полностью.
Эмма – значение имени: ласковая. Обычно
Эмма отличается значительной силой воли и
самостоятельностью. Она достаточно трудолюбива
и упорна.
Слайд: Алгоритм создания надписи:
- Щелкнуть по кнопке Надпись и методом протягивания прямоугольника появляется окно текстового редактора, в который будет заключен текст.
- Напечатать слово.
- Селектор с именем при необходимости можно отключить, нажав на текстовом поле правой кнопкой мыши.
- Созданный текст можно перемещать, перетаскиванием за имя текста нажатием левой кнопкой мыши.
Слайд: Алгоритм вставки рисунка:
- Открыть меню Файл.
- Выбрать команду Возьми.
- В раскрывшемся списке выбрать пункт Рисунок.
- В диалоговом окне щелкнуть по имени файла, который нужно вставить.
- Щелкнуть по кнопке Открыть.
Слайд: Повторение шуточных правил техники безопасности.
5. Этап обобщения, систематизации знаний и закрепление изученного
Слайд: Задание 1: Оформить собственный портрет. (Приложение 3)
- Вставить фотографию. Отформатировать ее с помощью Прямоугольника, который находится на панели Инструментов и, выбрав цвет, оформить фото в рамку.
- Перетаскиванием переместить рисунок в нужное место.
- Захватив уголок рисунка левой кнопкой мыши, изменить размер.
- Методом протягивания прямоугольника, установить окно текстового редактора. Ввести и отредактировать текст, содержащий фамилию, имя, выбрав нужный шрифт и цвет. Отключить селектор, содержащий название текста.
Слайд: Физкультминутка
Природа, спокойная музыка, стихи с экрана.
- Перед работой над вашими проектами я вам предлагаю немного отдохнуть – расслабьтесь, закройте глаза, представьте, что вы на природе, не открывая глаз, посмотрите направо, налево, еще раз, сильно зажмурьтесь, резко откройте глаза, и посмотрите на лес, усталость ваших глаз медленно проходит.
- Вы хорошо поработали, мне приятно общаться с вами, и я хочу подарить вам стихотворение:
В России прекрасны закаты,
В России прекрасны рассветы
И лес, что окинули взглядом,
И поле, и дерево это.Во взрослую жизнь понемногу
Вступаем, учась и играя,
Проектов вокруг очень много,
Они нас ведут, помогая.Куда б не вела вас дорога,
Компьютер поможет в работе,
Профессий с ним связано много,
Его везде в жизни найдете.Но, вот, и закончился отдых.
Продолжим, что начали с вами.
Докажем, что очень нужны мы
Докажем своими делами!
Слайд: Задание 2: Создать визитную карточку – бэдж. (Приложение 4)
Для этого, щелкая левой кнопкой мыши, выбрать
кнопку Надпись на панели Инструментального меню.
Методом протягивания прямоугольника, установить
окно текстового редактора. Ввести и
отредактировать текст, содержащий имя, фамилию,
№ школы, класс. Подобрать шрифт, цвет. Отключить
селектор, содержащий название текста. Оформить
рамку и фон бэджа.
– Много есть на свете слов – хороших и плохих, но
для каждого человека есть только одно слово,
которое больше всех других вызывает различные
эмоциональные переживания, слово, которое
наиболее благоприятно его душе – его
собственное имя.
– Звучит аудиозапись песни "Позови меня тихо
по имени" и др. музыкальные композиции.
6. Подведение итогов урока
- Мы сегодня на уроке узнали о происхождении имен.
- Вспомнили алгоритмы создания текста и вставки рисунков в среде ЛогоМиры.
- Выполнили такие прекрасные проекты своих визитных карточек.
- Был ли этот урок интересным для вас?
- Оценить работу детей на уроке.
7. Домашнее задание
Слайд:
- Общее: Провести социологическое исследование самых популярных имен среди параллели 6-х классов.
- Т.К. сейчас идет год семьи в Республике Татарстан, то я предлагаю вам составить цветок имен вашей семьи, включая дедушек и бабушек. Те, у кого дома есть компьютеры, выполняют эту работу в компьютерном варианте, а у кого нет – в тетради. Также кроме имен в лепестки можно добавить еще и фотографии или портреты каждого из членов семьи.
- Мне было очень приятно сегодня работать с вами, поэтому я хочу предложить вам использовать созданные сегодня ваши визитки на следующих открытых уроках и это будет напоминанием о сегодняшнем дне.
Литература:
- «Информатика 5-6» Макарова Н.Ф. (учебник).
- Методические разработки по ЛОГО.
- Книги «Тайна имени».
- Web-ресурсы.