Цели урока:
- Сформировать навыки отделки вязаных изделий в ходе работы и показать практическое применение отделки;
- Прививать эстетические навыки в оформлении вязаных изделий, развивать познавательные процессы, мелкую моторику рук;
- Воспитывать аккуратность, внимательность, самостоятельность.
Методы обучения: информационно-сообщающий, проблемно- поисковый, инструктивно-практический.
Оснащение урока: компьютер, слайдовый проектор, слайдовая презентация, образцы отделки вязаных изделий, инструкционные карты, иглы, ножницы, пряжа, атласная лента, бисер и пайетки.
Технологическая карта урока.
№ | Этапы урока t, мин. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Ожидаемый результат. |
1. | Организационный момент. 2 мин. | Приветствие учащихся, контроль
посещаемости, проверка готов-ности учащихся к
уроку, сооб-щение темы урока, постановка цели и
задач урока. Проверяет, кто из учащихся выполнил образцы платочной и чулочной вязки, просит назвать кто какой вязкой связал образцы |
Записывают тему урока. Отвечают на вопрос. | Создание эмоционального фона урока. Актуализация знаний. |
2. | Повторение пройденного 5 мин. |
Просит подобрать определения для следующих понятий: | Отвечают в тетрадях письменно. | Актуализация знаний. |
3. | Объяснение новой темы. 5 мин. |
Объясняет, какие бывают виды отделки вязаных изделий, | Записываю в тетради таблицу "Виды отделки вязаных изделий" | Систематизация знаний о вязании, формирование новых знаний. |
4. | Подготовка к практической работе. 3 мин. |
Проводит инструктаж по инструкционной
карте "Виды швов". Ставит перед учащимися проблему - выбрать уровень выполняемой работы. Проверяет оборудование рабочего места. |
Учащиеся выбирают уровень выпол-няемой работы, подбирают нужные материалы. | Создание ситуации, при решении которой дети сами выбирают уровень выполняемой работы. |
5. | Практическая работа. 15 -20 мин. |
Знакомит учащихся с алгоритмом выполнения различных видов отделки вязаных изделий. Обходит рабочие места учащихся. Следит за их работой, помогая им. Проверяет насколько эффек-тивно применение теоретически полученных знаний в трудовой деятельности учащихся. Контролирует работу, выполняемую учащимися. | Выполняют самостоятельно задание применяя теоретически полученные знания. | Закрепление полученных знаний. Умение работать с инструкцион-ными картами. Развитие внимания, аккуратности, самостоятельности |
6. | Итог урока. 3 - 5 мин. |
По окончании практической работы
проводится выставка выполненных образцов и
выбор самых аккуратно и грамотно выполненных
работ. По окончании работы просит оценить результаты своей деятельности. Ставит оценку за работу на уроке. Подводит итоги урока. |
Проводят экспресс-выстав-ку своих работ, говорят где мож-но применить этот вид отдел-ки, анализируют свою деятельность на уроке. | Умение подготавливать презентацию своей работы. Умение обосно-вывать свой выбор. Умение аргументирова-нно оценивать свою работу. |
8. | Домашнее задание. 1 мин. |
Подобрать схему для ажурного вязания. | Записывают домашнее задание. |
ХОД УРОКА
Этапы урока. t, мин. | Деятельность учителя |
1. Организа-ционный момент. 5 мин. |
1сл. Приветствие учителя, контроль
посещаемости, проверка готовности учащихся к
уроку, сообщение темы урока. Цель урока: Получить опыт отделки вязаных изделий в ходе работы. Задачи: 1. Познакомить учащихся с различными видами отделки вязаных изделий. 2. Научить выполнять отделку вязаных изделий . 3. Воспитывать аккуратность, внимательность. 4. Развивать познавательные процессы, речь, эстетический вкус, мелкую моторику рук. |
2. Повторение пройденного материала 5 мин. |
2сл. Чтобы повторить пройденный
материал я попрошу вас подобрать определения для
следующих понятий: Так называются шерстяные, полушерстяные и пуховые нити, используемые при вязании. Шерсть ангорских коз, она длинная, тонкая, прочная, с шелковистым блеском. Натуральный цвет - чисто-белый. Нити, смотанные в форме шара. Единица измерения в вязании по вертикали. Схема вязания, когда с лицевой стороны вяжутся лицевые петли, а с изнаночной - изнаночные петли. Единица измерения в вязании по горизонтали. Инструмент, которым вывязывают петли. Нити, намотанные на что-нибудь, например на спинку стула. Рисунок выполненный нитями двух и более цветов. Текстильный материал, структура которого представляет соединённые между собой петли. Поменяйтесь ответами для проверки с соседом, проверяем. 9-10 правильных ответов - 5 баллов, 7-8 правильных ответов - 4 балла, 5-6 правильных ответов - 3 балла. В конце урока мы подсчитаем ваши баллы и подведем итоги урока. |
3. Объяснение новой темы. 5 мин. |
3сл. Скажите, пожалуйста, чем друг от
друга отличаются эти вязаные изделия? Совершенно верно - отделкой. Именно о ней пойдет речь на нашем уроке.
Трикотажные изделия найдутся, без сомнений, в каждом гардеробе. Трикотаж моден, трикотаж удобен, трикотаж удивительно разнообразен, и поэтому одежду из трикотажного полотна с удовольствием носят и дети, и взрослые. При этом, выбирая в магазине новую кофточку, платье, футболку или джемпер каждый покупатель обращает внимание не только на модель, цвет или фактуру. Хочется ещё, чтобы каждая вещь обладала своей изюминкой и была по-своему уникальна. Иными словами, оформление трикотажных изделий - это тоже очень важный момент. 4 сл. Обычно для отделки используются различные дополнительные материалы: вставки из меха, кожи, замши, которые отлично сочетаются с трикотажем, шнурки, ленты, тесьмы, нашивки, бусинки, пайетки и многое другое. Однако особый изыск имеет вышивка на трикотажных изделиях. Запишите, пожалуйста, табличку себе в тетрадь. Давайте рассмотрим некоторые виды отделки. 5-8 сл. Вязаная отделка: шнур, цветы, помпоны, кисти, бахрома :. 9 -10 сл. Украшения: кружева, тесьма, пуговицы, аппликация. 11 сл. Вышивка - выглядит всегда оригинально и очень красиво. Украсить ею можно любую деталь трикотажного изделия, но чаще вышивки размещают на груди и рукавах. 12 сл. Вышивать на трикотаже можно бисером, лентами: 13 сл Любая мастерица может самостоятельно украсить и преобразить даже самую "скучную" вещь. 14 сл. Вышивка на трикотажных изделиях выполняется достаточно легко - благодаря петельной структуре трикотажа. Вышивать по полотну можно самыми разнообразными способами: по петлям, гладью, стебельчатым швом. |
4. Подготовка к практической работе. 3 мин. |
15-19 сл. Инструкционная карта "Виды
швов". Оборудование рабочего места. Всегда давайте отметать мы травмы и опасности. И в каждом деле соблюдать законы безопасности. Рабочее место для вязания должно быть хорошо освещено. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. Понадобиться инструменты: штопальная игла, ножницы. На рабочем месте должен быть порядок. Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и вязаное полотно оставались всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц пряжи. |
5. Практическая работа. 15-20 мин. |
20 сл. Практическая работа с применением
технологии уровневой дифференциации Класс делится на три группы: 1 группа выполняет практическую работу по инструкционной карте № 1 (вышивка по заданному рисунку, используя элементарные навыки вышивания) Приложение 1. 2 группа выполняет практическую работу по инструкционным картам № 1, (вышивка рисунка по выбору - усложненный вариант вышивки. Приложение 1. 3 группа выполняет практическую работу по инструкционным картам № 1, 2, 3 (по выбору), (творческий уровень - применение других техник вышивки. Приложение 2, приложение 3. Любой из учащихся может перейти в другую группу, т.е на другой уровень. Учитель во время практической работы делает целевые обходы, контролируя правильность выполнения работы, соблюдение правил безопасной работы. 21 сл. Немного времени, проведенного за этим приятным занятием, и вы станете обладательницей неповторимой и единственной в своём роде вещи. Дополнительно авторскую вышивку можно украсить бусинками, стразами или пайетками. У кого есть вопросы? Учитель обходит рабочие места учащихся. Следит за их работой, помогая им. Проверяет насколько эффективно применение теоретически полученных знаний в трудовой деятельности учащихся. Контролирует работу, выполняемую учащимися. |
6. Итог урока. 3 - 5 мин. |
Экспресс-выставка По окончании практической работы проводится выставка выполненных образцов и выбор самых аккуратно и грамотно выполненных работ. Самоанализ деятельности учащихся Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке, отвечая на вопросы: - Чему новому вы научились на уроке? - Какой способ вышивки вы выбрали и почему? - По каким критериям оценивается качество выполненной работы? - Оцените качество своей работы.
Учитель, подводя итог, отмечает лучшие работы и комментирует допущенные ошибки. Выставление отметок, их аргументация За каждую позицию ставится не более 3 баллов, Итого: первое задание и практическая работа - 22 балла. Оценка "5" - 18 - 22 балла, "4" - 13- 14, "3" - менее 13 баллов |
8. Домашнее задание. 1 мин. |
Слайды по проекту 22-28. Пригодятся ли вам
полученные знания для выполнения проекта? Подобрать схему для ажурного вязания. Уборка рабочих мест и помещения |