Урок природоведения в 4-м классе "Я и Украина"

Разделы: Начальная школа


Тема:  Население Земли. Сбережем природу вместе.

Цели:

  • познакомить с понятием «расы», дать общее представление об их особенностях;
  • углубить и расширить знания детей о влиянии человека на природу; подвести детей к необходимости  сберечь и приумножать природные богатства, рационально их использовать;
  • развивать познавательный интерес;
  • воспитывать бережное хозяйственное отношение к природе как к родному дому, желание сберечь нашу планету для потомков.

Оборудование: карта полушарий, фотографии представителей основных человеческих рас; кинофильм «Загрязнение природы».

ХОД УРОКА

1. Организация класса

2. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос:

  • Что называется материком?
  • Найти и показать на карте материка.
  • Какой материк состоит из двух частей?
  • На какие части делится Мировой океан?
  • Какой океан самый большой?
  • Самый маленький?
  • Что дает людям Мировой океан?
  • В каком океане самый богатый растительный и животный мир?
  • Посмотрите на карту и скажите, какой материк омывается сразу всеми океанами?
  • Какое значение имеют океаны Земли?

Работа с карточками.

  1. Почему цвет водоемов на карте изменяется от голубого к синему?
    • Чтобы показать разный размер водоемов
    • Чтобы показать разную глубину водоемов
    • Чтобы различить разные виды водоемов
  1. Что называют материками?
    • Небольшие участки суши, которые со всех омываются водой
    • Большие участки суши, которые со всех сторон омываются водой
    • Участки суши, которые с трех сторон омываются водой
  1. Какой материк омывается всеми океанами?
    • Австралия
    • Евразия
    • Африка
  1. На каком материке нет рек?
    • В Африке
    • В Антарктиде
    • В Северной Америке
  1. Какой океан самый маленький?
    • Тихий
    • Северный Ледовитый
    • Индийский
    • Атлантический
  1. Почему в Тихом океане растительное и животное царство наиболее разнообразное?
    • Потому что там самая теплая вода
    • Потому что происходит смена теплой воды на холодную
    • Потому что на Крайнем Севере и Крайнем Юге вода холодная, а возле экватора – всегда теплая. Таким образом создаются необходимые условия для жизни различных растений и животных.

3. Мотивация

Ежедневно вы видите огромное количество лиц людей.  Все они отличаются друг от друга цветом кожи и волос, цветом глаз, формой головы, одеждой, выражением лица.  В се это население планеты Земля. Сколько людей на земле? Что такое человеческие  расы? Чем они отличаются друг от друга? Как человечество влияет на природу Земли? На эти другие вопросы мы ответим сегодня на уроке.

Стихотворение

Костер, похрустывая ветками
Мне память тайную встревожил, –
Он был зажжен в пещерах предками
У горно-каменных подножий.
Как трудно быть им, “единственным”,
На человеческом рассвете,
На не уютной и таинственной
Необустроеной планете.
Быть может там был каждый гением?
(бездарность выжила едва ли)
С таким бессмертным удивлением,
Они нам Землю открывали.

– О ком идет речь в стихотворении?
– Что вы знаете о первых людях планеты? (Ответы детей, пояснение учителя о том, как обезьяна стала человеком)

Рекомендация книги «Приключения доисторического мальчика»

Физминутка. Потягивание

4. Работа с карточками

  • Группа рисунков 1. Изображение первобытного человека.

– Как вы думаете, откуда мы знаем о жизни первых людей на Земле? Наскальный рисунок.

  • Группа рисунков 2.

5. Рассказ о появлении рас и их основных признаках.

– Еще 2000 лет назад по подсчетам ученых на земле людей было чуть больше 300 миллионов. Сейчас их больше 6 миллиардов. Как вы думаете, почему? (На магнитной доске выставляются постепенно фото с яркими представителями человеческих рас)

Продолжение рассказа учителя: С давних времен люди жили родами. В них объединялись кровные родственники. Их объединяли общие дела и обычаи. Роды объединялись в племена. Прошли тысячелетия и люди, которые жили на определенной территории, общались на одном языке, имели общие традиции, объединились в народы.  Народы живут на одной территории, общаются на одном языке, имеют свои границы, столицу, историю культуру. Все это составляет государство, где есть свои герб, флаг, гимн, конституция. В наше время на планете Земля около 200 государств.

– Назовите государства, которые вы знаете.

6. Охрана природы

Беседа.

– Когда-то жизнь человека зависела от природы, наши предки преклонялись ей, остро зависели от неё. Но постепенно все поменялось. Человек перестал бояться молнии, а наоборот стал ее использовать в своей жизни. Животных перестали убивать животных для еды, он научился сам выводить новей виды домашних животных.
– А чему еще научился человек за всю историю своего существования?
– Спортивные достижения. Олимпиада в Канаде. 100 украинских спортсменов.

Физминутка

– И случилось так, что человеку стало казаться, что он все может, что ему все позволено. Человек решил, что стал ЦАРЕМ природы. Но оказалось, что это совсем не так. Деятельность человека привела к тому, что краса природы стала исчезать, исчезли многие виды животных и растений, стало меньше полезных ископаемых. Не хватает воздуха на земле.

7. Просмотр фильма

– Что поразило?
– Что огорчило?
– Что можно сделать для спасения Земли?

8. Осмысление знаний

– Кто больше всего угрожает природе Земли? (человек)
– День Земли – 22 апреля. Рассматривание рисунков на карточке.
– Устное рисование листовок «Сохраним природу Земли вместе»

9. Итог урока

– Как изменилось количество людей на планете с древних времен до нынешнего времени?
– Какие расы есть на Земле?
– В чем заключаются отличия рас?
– Почему они появились?
– Кто больше всего принес вреда природе?
– Какое значение имеет Красная книга?
– Что надо делать, что разрешить проблемы загрязнения природы?
– О чем расскажите родителям?

Стихотворения Владимира Орлова «Я желаю вам добра».

10. Домашнее задание: прочитать учебник, с.102 – 105, нарисовать рисунок на тему «Сохраним природу Земли вместе».