Класс: 5
Тема: Грамматическая основа предложения.
Цели урока:
- образовательная – обобщение и систематизация знаний о грамматической основе предложения;
- развивающая – развитие умения находить грамматическую основу предложения;
- воспитательная – воспитание патриотизма, добросовестного отношения к труду.
Тип урока: практическое занятие
Оборудование: тетради, доска, графопроектор, компьютер.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Проверка готовности учащихся к уроку. Сообщение темы урока.
2. Проверка домашнего задания
Беседа по вопросам:
– Что такое предложение?
– Как вы понимаете термин «интонация конца
предложения»?
– Чем предложение отличается от словосочетания?
3. Синтаксическая пятиминутка
Записать предложение в тетради (у доски 1
человек):
Ранней осенью на Кубани начинается уборка
урожая.
Выписать все словосочетания, графически
обозначить главное и зависимое слово, задать
вопрос: ранней осенью, начинается на Кубани,
начинается осенью, уборка урожая.
4. Беседа с классом
– Почему мы не выписали в качестве
словосочетания начинается уборка? (Это
подлежащее и сказуемое).
– Какую функцию в предложении они выполняют? (Это
ядро предложения, они несут основную смысловую
нагрузку).
Запись в тетради: Подлежащее и сказуемое –
главные члены предложения – грамматическая
основа.
5. Практическое задание
– Записать предложения, подчеркнуть грамматическую основу, обозначить, чем выражены подлежащее и сказуемое:
- Сельчане собрали богатый урожай яблок, груш, персиков.
- Молочные продукты нужны для роста и развития ребенка.
- Мы с удовольствием съездили на экскурсию в Тамань.
- Краснодар – краевой центр Кубани.
- Осенью в нашем поселке устраиваются ярмарки.
- Кубань славится просторными полями, могучими лесами, горными реками.
- Кубань – золотое поле России.
Вывод. Ответить на вопросы: Чем могут выражаться главные члены предложения? (Подлежащее может выражаться существительным или местоимением в именительном падеже. Сказуемое – глаголом, прилагательным или существительным в именительном падеже).
6. Выборочный диктант
Из предложенных сочетаний на слух определить только те, которые представляют собой грамматическую основу. Записать их в тетрадь (1 человек за доской), коллективная проверка: сочные абрикосы, доить корову, содержать ферму, взять кредит, хозяйство развивается, визит губернатора, памятник открыт, покупатели выбирают, гости курорта, собирают виноград, условия улучшаются, конкурсанты представили, широко праздновать.
7. Творческая работа
Через графпроектор выведена фотография «Сбор урожая» (приложение 1). Составить по данной фотографии небольшой (4-5 предложений) текст, записать его, обозначая грамматические основы предложений.
8. Рефлексия. Подведение итогов урока
– Что нового о главных членах вы сегодня
узнали?
– Чем могут выражаться подлежащее и сказуемое?
9. Домашнее задание
– Из грамматических основ выборочного диктанта составить и записать предложения.
Класс: 6
Тема: Употребление имен прилагательных
в речи.
Цели урока:
- образовательная – отработать навыки употребления прилагательных в речи;
- развивающая – развитие умения правильно употреблять имена прилагательные в речи; воспитательная – воспитание эстетического вкуса, патриотизма, любви к русскому языку, добросовестного отношения к труду.
Тип урока: урок развития речи
Оборудование: тетради, доска, карточки с текстом, графопроектор, компьютер.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Проверка готовности учащихся к уроку. Сообщение темы урока.
2. Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос:
– Что такое прилагательное?
– Какие разряды прилагательных вы знаете?
– Как образуются степени сравнения имен
прилагательных?
3. Орфографический диктант
Деревянный бочонок, виноградная лоза, яблочное повидло, собирать пшеницу, широко рекламировать, приглашать на выставку, фермерское хозяйство, кондитерский цех, выбирать лучшее, отечественные производители, выставка-ярмарка, радовать покупателей.
4. Творческая работа
Предложен текст без определений (графопроектор). Записать, наполняя его прилагательными. (Несколько работ зачитываются и анализируются):
Издавна славится Кубань …. реками, …горами,
… озерами, … полями, … садами.
Но наш край – это еще и край санаториев,
пансионатов. … год сочинские здравницы
принимают многочисленных гостей. Летом в нашем
городе можно не только хорошо отдохнуть на
берегу … моря, но и подлечить свое здоровье.
Зимой, когда море не радует теплом, отдыхающим
предлагаются различные… экскурсии, …поездки,
…путешествия. Можно посетить …парки
«Дендрарий» и «Ривьеру», отправиться на
…экскурсию на теплоходе, съездить к … водопадам,
отправиться на плантации … чая.
Хорошо, что в нашем …городе есть развлечения
на любой вкус!
Вывод (записать в тетрадь) Имена прилагательные придают нашей речи точность, яркость, выразительность.
5. Актуализация знаний
– Как называется прилагательное, употребленное в переносном значении? (Эпитет, художественное определение)
6. Самостоятельная работа. Через графопроектор выводятся словосочетания. Выписать только те, в которых прилагательные являются эпитетами: золотые колосья, ленивые облака, янтарные грозди винограда, звонкий ручей, яблочно-сливовое повидло, манящие просторы, качественные товары, сельская ярмарка, добросовестный труд, благодатная земля, румяные яблоки, медовые груши, пышные посевы, пестрые поля, свежий воздух, дружные всходы.
7. Рефлексия. Подведение итогов урока
– Почему так важно правильно употреблять в речи прилагательные, эпитеты?
8. Домашнее задание:
– Составить небольшой текст на тему «Моя хлебосольная родина», используя выписанные словосочетания.
Класс: 7
Тема: Деепричастный оборот.
Цели урока:
- образовательная – обеспечить усвоения учащимися правила обособления деепричастного оборота
- развивающая – развитие умения находить деепричастный оборот в предложении и графически обозначать его
- воспитательная – воспитание патриотизма, добросовестного отношения к труду.
Тип урока: Урок объяснения нового материала.
Оборудование: тетради, доска, карточки с заданиями.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Проверка готовности учащихся к уроку. Сообщение темы урока.
2. Проверка домашнего задания
– Что такое деепричастие?
– При помощи каких суффиксов образуется
деепричастие?
3. Актуализация знаний
– Что такое причастный оборот?
– Когда он обособляется?
Записываем 3 предложения, графически обозначая причастные обороты:
- На экскурсии по Сочи школьники посетили спортивные объекты, строящиеся к зимней Олимпиаде.
- Нам очень нравятся молочные продукты, выпускаемы фирмой «Агрокомплекс».
- Плодородные кубанские земли, раскинувшиеся в предгорьях, дают богатый урожай винограда, яблок, слив, груш.
4. Объяснение нового материала (с краткой записью в тетради)
Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Как и одиночное деепричастие, он обособляется в любом положении, кроме случаев, когда он является фразеологизмом. Будьте внимательны: глагол-сказуемое и деепричастие в одном предложении обозначают действие, производимое одним лицом.
5. Запись примеров под диктовку. (У доски по 1 человеку)
- Нужно трудиться не покладая рук, чтобы вырастить хороший урожай.
- Собрав самые лучшие плоды вишни, черешни, сливы, мы отправили их на выставку.
- Город Сочи становится с каждым днем все красивее, готовясь принять Зимнюю Олимпиаду.
- Каждый житель нашего края, покупая продукты кубанских производителей, делает огромный вклад в развитие нашего края.
- Кубанские виноделы заняли первое место в европейском конкурсе молодых вин, представив свои лучшие новинки.
- На международной ярмарке молочных продуктов фирма «Калория» заняла одно из первых мест, представив вкуснейшие сыры, творог, йогурты.
6. Самостоятельная работа по карточкам
Карточка № 1. Используя опорную лексику, составьте мини-текст: возделывая поля, удобряя почву, отбирая самые лучшие семена, бережно ухаживая, не покладая рук, забыв о сне и отдыхе, дождавшись хорошей погоды, радуясь новому урожаю, приготовив поля к зиме, весело празднуя окончание осенней страды, международная ярмарка, поддержка государства, доставляя вовремя, работая на благо страны. |
Карточка №2. Запишите предложения, расставляя знаки препинания, графически обозначая деепричастные обороты:
|
Карточка № 3. Выпишите предложения с деепричастными оборотами:
|
7. Рефлексия. Подведение итогов урока
– Что такое деепричастный оборот?
– При каких условиях он обособляется?
– Что нужно учитывать при составлении
предложения с деепричастным оборотом, чтобы не
допустить грамматической ошибки?
8. Домашнее задание
Из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» выписать 10 предложений с деепричастными оборотами, обозначить их графически.
Класс: 8
Тема: Обстоятельство.
Цели урока:
- образовательная – обобщить и систематизировать знания об обстоятельстве как второстепенном члене предложения;
- развивающая – развитие умения находить обстоятельство и определять его разряд по значению; воспитательная – воспитание патриотизма, добросовестного отношения к труду.
Тип урока: урок-обобщение.
Оборудование: тетради, доска, таблица, интерактивная доска, компьютер.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Проверка готовности учащихся к уроку. Сообщение темы урока.
2. Проверка домашнего задания
– Расскажите о второстепенных членах предложения, которые мы с вами уж изучили по плану:
- Член предложения;
- Что обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
- Чем может выражаться?
- Приведите 2-3 примера.
3. Самостоятельная работа (на листочках)
Из представленных на интерактивной доске предложениях выписать словосочетания с зависимым словом дополнением, определить часть речи, падеж.
- Трудолюбивый и дружный коллектив фирмы с удовольствием отправился на выставку.
- Хлебные поля к концу лета радуют глаз поспевающей пшеницей.
- Журналисты расспрашивали фермера об успехах в сельском хозяйстве.
- Сочинские здравницы ежегодно принимают отдыхающих со всех концов нашей страны.
- Сотрудники отдела качества провели ряд интересных исследований.
4. Актуализация знаний об обстоятельстве
– На какие вопросы отвечает обстоятельство?
– Какими частями речи выражается? Приведите
примеры.
5. Изучение материала учебника, материала таблицы: «Разряды обстоятельств по значению». Заполнение таблицы с примерами.
Разряд обстоятельства по значению | Пример |
Обстоятельство времени | Давным-давно славилась Кубань своими плодородными землями. |
Обстоятельство места | На Кубани сложились хорошие традиции празднования Дня Урожая. |
Обстоятельство образа действия | Мы должны учиться делать покупки грамотно. |
Обстоятельство меры и степени | Пляжи Сочи очень хорошо оборудованы. |
Обстоятельство уступки | Несмотря на небольшие заморозки в начале весны, все вишневые деревья зацвели вовремя. |
Обстоятельство условия | При желании наш край может стать самым богатым в стране. |
Обстоятельство цели | Губернатор приехал в село посмотреть, как идет прокладка газовых труб. |
6. Закрепление материала
Записать под диктовку предложения. Подчеркнуть обстоятельства, определить разряд обстоятельств по значению:
- Многие магазины Сочи тесно сотрудничают с кубанскими производителями.
- Сегодня Кубань может гордиться своими достижениями в области сельского хозяйства.
- Губернатор Краснодарского края рекомендовал максимально снизить цены на товары первой необходимости.
- Всем россиянам прекрасно известно, где пройдет Зимняя Олипмиада-2014.
- Справа и слева от путешественников расстилались поля, засеянные пшеницей, поспевающим подсолнечником, рисом.
7. Рефлексия. Подведение итогов урока
– Что нового вы узнали об обстоятельстве?
8. Домашнее задание
– Используя опорные слова (на доске), составить небольшой текст на тему «Дары Кубани»: хлебосольный, плодоносный, высшее качество, оказание услуг, санаторно-курортное лечение, виноградарство, Зимняя олимпиада, ярмарка товаров и услуг, трудоспособное население, сельское хозяйство, фермерские хозяйства, уборка урожая, грамотно отбирать, культурно отдыхать, качественно работать, известная марка производителя, выездные ярмарки, тесно сотрудничать, торговая сеть, процветать сегодня, высоко оценивать, удобно расположены.
Класс: 9
Тема: Сложноподчиненное предложение и его особенности.
Цели урока:
- образовательная – добиться усвоения учащимися понятия «сложноподчиненное предложение»;
- развивающая – развитие навыков определения вида сложного предложения, средств связи частей сложноподчиненного предложения;
- воспитательная – воспитание патриотизма, добросовестного отношения к труду.
Тип урока: Урок объяснения нового материала.
Оборудование: тетради, раздаточный материал, доска.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Проверка готовности учащихся к уроку. Сообщение темы урока.
2. Орфографический диктант
Кубанские производители, богатый урожай, благодарить покупателей, администрация предприятия, продовольственная ярмарка, выставочный центр, общественное мнение, горнолыжный курорт, качественная продукция, современный дизайн, свиная тушенка, широко расстилаться, незаметно подросли, народные традиции, сбор урожая.
3. Объяснение нового материала
Актуализация знаний о сложном предложении. Сложносочиненное предложение. Анализ сложноподчиненного предложения. Запись в тетради примера, схемы.
Очень скоро в Сочи будет построено много новых магистралей, потому что наш город готовиться принять зимнюю Олимпиаду.
4. Отработка практических навыков
Предлагается деформированный текст и задания к нему. (Распечатать для каждого учащегося)
(1) Сегодня практически в любом городе нашего
края устраиваются ярмарки. (2) Они являются
прекрас..ной возможностью для кубанских
производителей представить свою продукцию
причем продукцию д..бротную. (3) Любой житель края
имеет возможность среди множества товаров
выбрать самые качестве..ые и полезные. (4) Но как
появились ярмарки? (5) Почему до сегодняшних дней
они не потеряли своей актуальности?
(6) Ярмарки появились еще в Древней Руси. (7)
Тогда они были не только местами где
пр..обр..талось что(то) нужное в хозяйстве. (8)
Ярмарка была праз..ником. (9) Женщины надевали свои
самые луч..шие платья юбки и ко..точки а мужчины
дост..вали парадные шаровары и красные пояса.
(10) К ярмарке готовились за (не)сколько месяцев.
(11) Продавалось и покупалось на (древне)ру(сс,
с)ких ярмарках все фрукты и овощи мебель и одежда
домашний скот и заморские диковины. (12) Продавец
закончив свою торговлю тут же становился
покупателем.
(13) Обязательно во время ярмарки устраивались
кулачные бои драки «стенка на стенку» сост..зания
на выносливость. (14) Целый день покупателей и
продавцов развл..кали народные театры со
знам..нитым Петрушкой высмеивающ..м всё вокруг. (15)
Любящие родители под..скивали своим дочерям
трудолюбивых, веселых мужей а сыновьям –
добросовес..ных хозяек.
(16) Во время ярмарки утихали любые споры. (17)
По(сс, с)орившиеся соседи забывали о вражде
отмечая прим..рение доброй чаркой молодого вина
или хмельного пива. (18) Братьями становились
крестьяне и купцы бояре и даже царские особы
которые часто пробирались на ярмарку инкогнито.
(19) Все вокруг пело пило танцевало веселилось. (20)
Люди запасались (в)прок не только товаром но и
положительной энергией.
(21) Сегодня ярмарка то(же) становится не только
местом купли-продажи но и хорошим
развл..чением для жителей (К, к)убани.
Задания к тексту.
- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
- Озаглавьте текст. (Ярмарка)
- Выпишите номера СПП. (7, 18)
- Запишите союзы и союзные слова, при помощи которых связаны части в этих предложениях. (где, которые)
- Выпишите грамматическую основу предложения № 10. (готовились)
- Используя предложения № 8-9, составьте СПП.
- Из предложения №18 выпишите слово с чередующейся гласной в корне (пробирались).
- Из предложения № 15 выпишите слово, написание которого регулируется правилом: «После приставки на согласную корневая буква И меняется на Ы». (подыскивали)
- Из предложения № 12 выпишите обособленное обстоятельство.
10) Из предложения № 11 выпишите сложное слово с соединительной гласной.
5. Рефлексия. Подведение итогов урока
– Чем CПП отличается от сложносочиненного предложения?
6. Домашнее задание
– Составьте предложения используя первую часть и предложенные подчинительные союзы и союзные слова.
- Сочинские школьники на уроках кубановедения узнают о том, (что, как, где, почему, зачем, когда…)
- Кубанские фермеры вырастили такой замечательный урожай риса, (который, что…)
- Краснодарский край может по праву гордиться людьми, (которые, что, кто…)