Урок изобразительного искусства на тему "Архитектура Древней Греции"

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Практическая работа: изготовление модели фасада храма Парфенон.

Цель: изготовление фасада здания «Парфенон» – моделирование.

Задачи:

  • обучение учащихся разным видам деятельности (изобразительной, декоративной, конструкторской.)
  • развитие творческих способностей учащихся.
  • воспитание уважения к древнегреческой культуре, как части мирового культурного наследия, необходимости сохранения и изучения её.

План урока:

1. Вступительная беседа.
2. Заочное путешествие в Древнюю Грецию.
3. Словесное рисование храма «Парфенон».
4. Знакомство с архитектурными особенностями Др. Греции.
5. Разбор чертежа и этапов работы.  
6. Конструирование фасада греческого храма (практическая работа учащихся).
7. Анализ и оценка работ. Организация выставки.
8. Уборка.

Материалы и оборудование для учителя:

1. Макет фасада здания храма «Парфенон».
2. Презентация.
3. Чертёж макета. 

Материала и инструменты для учащихся:

1. Два альбомных листа А4.
2. Ножницы.
3. Клей ПВА.

ХОД УРОКА

1. Вступительная беседа

Учитель. (Приложение 1, слайд 1)
– Прочитайте тему урока. («Архитектура Древней Греции».)
– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке? (Ответы детей).
Мы познакомимся с вами с изобразительным искусством Древней Греции – Эллады, как называют её историки (Приложение 1, слайд 2). Сегодняшний урок посвящён архитектуре – искусству проектирования и строительства зданий (Приложение 1, слайд 3). Архитектор – специалист по проектированию и постройке зданий (Приложение 1, слайд 4). Это очень древнее искусство и сегодня мы совершим путешествие в древний город Афины – столицу Греции (Приложение 1, слайд 5).

2. Заочное путешествие в Древнюю Грецию (сообщения учащихся)

1 ученик: Во второй половине 5 века в Афины были самым крупным городом, центром Эллады. Из любой точки Афин можно видеть вытянутый с востока на запад холм с плоской вершиной – Акрополь (Приложение 1, слайд 6). В переводе с греческого – «верхний город». Он возвышается над городом, над его площадями, сеткой улиц, низкими домами. Склоны Акрополя поросли мелким кустарником, из которого выступают мощные укрепления. Со всех сторон он обнесён крепостными стенами высокими в тех местах, где скала Акрополя неприступна. Размеры площадки Акрополя не велики 300 метров в длину и 130 метров в ширину. На этом пространстве и воздвигали свои прекрасные здания древнегреческие зодчие.

2 ученик: Акрополь не только украшал город, здесь проходила общественная жизнь горожан – собрания, форумы, праздники. Он защищал горожан от врагов. Он был святым местом. Греки гордились своим городом. У них существовала такая поговорка: «Да ты чурбан, когда Афин не видел, осёл, коль видя их, не восторгался,  когда ж охотно кинул их – верблюд» (Приложение 1, слайд 7). Афинский Акрополь состоит из ансамбля зданий. Даже с полуразрушенном виде они производят неизгладимое впечатление. Акрополь был для греков так же ценен, как и Кремль для русских людей. Это памятник провозглашающий веру в торжество красоты.

3. Словесное рисование храма Парфенон

Учитель: Центральное место в ансамбле занимает Парфенон – храм богини Афины (Приложение 1, слайд 8). Внимательно рассмотрите изображение храма в первоначальном его виде и подберите имена прилагательные характеризующие его внешний вид (Приложение 1, слайд 9).

лёгкий                                                                              могучий
тяжеловесный                                                                 торжественный
угрюмый                                                                          воздушный
стройный                                                                        светлый
величественный                                                             пугающий
массивный                                                                      дикий
строгий                                                                            жестокий
красивый                                                                         изящный

Давайте обобщим результаты нашей работы: «Парфенон прост по конструкции, сделанный из белого мрамора, он выражал ликующее чувство победы, красив, строг, торжественен. Храм пробуждает чувство высокого достоинства».

4. Архитектурные особенности храма

3 ученик: Парфенон был построен в 447-432 г. до н. э. архитектором Фидием. Парфенон уже в древности был признан самым замечательным памятником архитектуры.
Основание фундамента – прямоугольник. Его колонны, восемь по фасадам и семнадцать по бокам, более лёгкие и тонкие чем у зданий построенных ранее. Колонны чуть наклонены внутрь здания. Эти незначительные отступления от привычных строений, едва заметные для глаза, имеют решающее значение. Парфенон приобретает изящество вместе с могуществом. Он не раз был разрушен войнами. Вот таким он престаёт перед нами сегодня. (Приложение 1, слайд 10)

Объяснение учителя.  Особенно ценными на сегодняшний день являются сохранившиеся до наших дней фронтоны и фризы. (Приложение 1, слайд 12)
Фронтон – треугольная часть фасада ограниченная двускатной крышей. Их  два фронтона восточный и западный. На них изображены несколько скульптурных композиций: боги и древние греки.
Фризы – часть здания, идущая под карнизом со всех четырёх сторон, со скульптурными изображениями. (Приложение 1,  слайд 13)
Фриз Парфенона длиной в 159 м, а шириной 1м. На нём было изображено более 350 человеческих фигур и около 250 животных. (Приложение 1, слайд 14)
Куски фриза хранятся и в Британском музее Лондона, и в Лувре г. Парижа, и в Московском музее изобразительного искусства имени А.С.Пушкина.
Парфенон разделён на восточную и западную части. В западной части находилась казна афинян, в восточной – статуя Афины Парфенос, исполненная скульптором Фидием. (Приложение 1, слайд 15)

4 ученик. Статуя Афины выполнена из золота и слоновой кости. На её изготовление пошло около 1200кг  золота. Под жарким блеском её доспехов озарялась слоновая кость на лице и шее богини. На ладони она держит крылатую Нику – богиню победы, высотой в человеческий рост. Чистый образ Афины выражал не угрозу, а торжество победы.

Объяснение учителя. Парфенон построен из мрамора (показать образец). Недалеко от Афин были найдены залежи хорошего белого мрамора. Белоснежный холодный камень становился тёплым, насыщаясь солнцем. Эта способность обработанного мрамора реагировать на свет, на окружающий воздух усиливала связь здания с природой.
–  Как вы думаете, мог ли человек, находясь рядом с таким зданием, чувствовать себя подавленным, ощущать смятение, страх?
– А какое чувство он испытывал, как вы думаете?
– Для чего нужно знать основы Древнегреческой архитектуры?

Элементы архитектурных особенностей греческих храмов используют и в современном строительстве.

(Приложение 1, слайд 16)

– Рассмотрите эти фотографии. Эти здания построены в разное время, но многое в них позаимствовано из древней архитектуры.
В Древней Греции сложилась одерная система. (Приложение 1, слайд 17) Одер в архитектуре – определённый порядок взаимного положения частей здания с колоннами, несущими крышу. (Приложение 1, слайд 18) Колонны имеют ствол, капитель – венчающую часть и базу. (Приложение 1, слайд 19) Первый одер самый простой – ДОРИЧЕСКИЙ. Колонна простая, строгая, стройная. Кроны капители почти нет. В таком стиле и построен Парфенон.
Второй одер немного наряднее, затейливее первого, появляются красивые завитки. Называется он ИОНИЧЕСКИЙ. Он возник позже. Третий одер – красота, глаз не отвести! Он называется КОРИНФСКИЙ. Капитель словно ожила, покрылась листьями, зазеленела, расширилась.
– Давайте повторим, из каких элементов состоит фасад Парфенона. (Приложение 1, слайд 20)

5. Разбор чертежа и этапов самостоятельной  работы (Приложение 1, слайды 21, 22. Чертёж. Приложение 2)

Этапы самостоятельной работы

1. Складывание двускатной крыши.
2. Конструирование карниза.
3. Изготовление колонн.
4. Выбор формы капителей, изготовление.
5. Складывание ступеней.
6. Украшение фронтона (по желанию).

6. Анализ и оценка работ. Организация выставки

7. Итог урока

Каждые 4 года в Афинах проходили олимпийские игры. После спортивных состязаний начиналось торжественное шествие на Акрополь. Об олимпийских играх мы поговорим на следующих уроках.

8. Уборка рабочих мест