Урок литературы "Пословица не даром молвится". 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цели:

  • Осмысление и использование малых жанров фольклора в речи как нравственное воспитание человека;
  • Формирование понятия о пословице и поговорке;
  • Развитие речи учащихся;

Задачи:

  • Обогатить речь учащихся пословицами и поговорками;
  • Показать сходство и различие между пословицами и поговорками;
  • Раскрыть мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок;
  • Воспитывать бережное отношение к языку и мотивировать познавательный интерес к предмету.

Оборудование кабинета: мультимедийная установка, презентация.

Практическая значимость и актуальность:

  • Содержание урока связано с фольклорными традициями народа.
  • Работая с пословицами и поговорками, ребята развивают речь, делают ее более образной, меткой и афористичной.
  • Осмысляя малые жанры фольклора, учащиеся проникаются пониманием, что пословицы и поговорки – хранилище родного языка, убеждаются, насколько велика их роль в нравственном совершенствовании народа,   воспринимают точность оценок и суждений на все случаи жизни.

Структура урока.

1. Организационный момент.
2. Введение в тему. Актуализация знаний.
3. Самостоятельная работа со вступительной статьей:

а) чтение;
б) работа над ключевыми фразами;
в) нахождение отличительных черт пословицы от поговорки.

4. Сопоставление пословицы и поговорки.
5. Этап актуализации жизненных впечатлений.

а) Игра: "Подбери пословицу"
б)  Игра: "Четвертый лишний".
в) Игра: "Соедини начало и конец".

6. Рефлексия.
7. Итог. Выставление оценок.
8. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята, Скажите, пожалуйста, что вы вспомнили, глядя на эти иллюстрации (слайды 1, 2, 3)


Семь раз отмерь –
Один раз отрежь


Терпенье и труд все перетрут.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.


При солнышке добро,
при матушке добро.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

– Какова тема нашего урока? (Пословицы и поговорки)
– Почему наш урок называется "Пословица не даром молвится"?

2. Введение в тему. Актуализация знаний

– Обратите внимание на слайд 4, на котором мы видим пословицы о пословице и поговорке. Как вы понимает их?

  • Пословица не даром молвится.
  • Без пословицы речь не молвится.
  • Красна речь пословицей.
  • От пословицы не уйдешь.
  • Пословица – всем делам помощница.
  • Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

3. Самостоятельная работа со вступительной статьей учебника

– Прочитайте статью учебника "О пословицах и поговорках" на странице 49.  
– О чем говорится в данной статье, на что автор обращает внимание?
– Найдите сходство и различие между пословицей и поговоркой.

4. Сопоставление пословицы и поговорки

– Обратите внимание на следующий слайд 5 и сделайте вывод: в чем особенность пословицы и поговорки.

Пословица

  • краткое, мудрое суждение о жизни
  • содержит поучительный смысл
  • законченное суждение
  • характеризует поступки человека,их образ жизни
  • украшает нашу речь

1 часть – условия совершения событий
2 часть – вывод и поучение, краткое выразительное назидание

Поговорка

  • меткое суждение
  • часть суждения, незаконченное предложение
  • дает оценку поступкам человека,но не поучает
  • выражает чувства

5. Этап актуализации жизненных впечатлений

А) Игра: "Подбери пословицу" (слайды 6, 7)

  • Сказала Нина что-то  по секрету своей подруге. Та не утерпела и рассказала своей соседке по парте, которая в свою очередь поделилась еще с кем-то. Вскоре об этом знали все. (По секрету – всему свету)
  • Попросили родители свою дочь посидеть с младшим братом. Девочка пригласила к себе подруг. Они разыгрались и забыли про малыша. (У семи нянек – дитя без глаза)
  • Коля смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он видел, как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз. (Любишь кататься – люби и саночки возить)
  • Саша решил собрать из конструктора  модель самолета. Сначала у него ничего не получалось. Но Саша был настойчив и терпелив – и самолет готов. (Терпенье и труд все перетрут. Без труда не выловишь и рыбку из пруда)

В)  Игра: "Четвертый лишний" (слайд 8)

  • С деньгами мил, без денег постыл.
  • Правда дороже золота.
  • У Фомушки денежки – Фомушка Фома, у Фомушки нет денежки – Фомка Фома.
  • Худ Роман, коли пуст карман
  • Бьется, как рыба об лед.
  • Как рак на мели.
  • Пропал, как швед под Полтавой.
  • Хвост голове не указ.

В) Игра: "Соедини начало и конец" (слайд 9)

  • Кто добро творит,
  • Не узнав горя,
  • Бог не без милости,
  • Правду говори,
  • Варвара мне тетка,
  • Живи не ложью,
  • не узнаешь и радости.
  • казак не без счастья.
  • того Бог благословит.
  • а правда сестра.
  • будет по-божьи.
  • что дрова руби.

6. Рефлексия

– Скажите, пожалуйста, какую роль играют пословицы и поговорки в нашей жизни?

7. Итог. Выставление оценок

 8. Домашнее задание (слайд 10)

Сочинение по пословице.

1 вариант.

Найти пословицы о родине.
Какому отношению к родной земле они учат?

2 вариант.

Найти пословицы об истинной дружбе и мнимой.
Какие качества человека осуждаются в пословицах?