Цели:
- Осмысление и использование малых жанров фольклора в речи как нравственное воспитание человека;
- Формирование понятия о пословице и поговорке;
- Развитие речи учащихся;
Задачи:
- Обогатить речь учащихся пословицами и поговорками;
- Показать сходство и различие между пословицами и поговорками;
- Раскрыть мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок;
- Воспитывать бережное отношение к языку и мотивировать познавательный интерес к предмету.
Оборудование кабинета: мультимедийная установка, презентация.
Практическая значимость и актуальность:
- Содержание урока связано с фольклорными традициями народа.
- Работая с пословицами и поговорками, ребята развивают речь, делают ее более образной, меткой и афористичной.
- Осмысляя малые жанры фольклора, учащиеся проникаются пониманием, что пословицы и поговорки – хранилище родного языка, убеждаются, насколько велика их роль в нравственном совершенствовании народа, воспринимают точность оценок и суждений на все случаи жизни.
Структура урока.
1. Организационный момент.
2. Введение в тему. Актуализация знаний.
3. Самостоятельная работа со вступительной
статьей:
а) чтение;
б) работа над ключевыми фразами;
в) нахождение отличительных черт пословицы от поговорки.
4. Сопоставление пословицы и поговорки.
5. Этап актуализации жизненных впечатлений.
а) Игра: "Подбери пословицу"
б) Игра: "Четвертый лишний".
в) Игра: "Соедини начало и конец".
6. Рефлексия.
7. Итог. Выставление оценок.
8. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята, Скажите, пожалуйста, что вы вспомнили, глядя на эти иллюстрации (слайды 1, 2, 3)
|
|
Без труда не вынешь и рыбку из пруда. |
|
При солнышке добро, при матушке добро. |
Ученье – свет, а неученье – тьма. |
– Какова тема нашего урока? (Пословицы и
поговорки)
– Почему наш урок называется "Пословица не
даром молвится"?
2. Введение в тему. Актуализация знаний
– Обратите внимание на слайд 4, на котором мы видим пословицы о пословице и поговорке. Как вы понимает их?
- Пословица не даром молвится.
- Без пословицы речь не молвится.
- Красна речь пословицей.
- От пословицы не уйдешь.
- Пословица – всем делам помощница.
- Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.
3. Самостоятельная работа со вступительной статьей учебника
– Прочитайте статью учебника "О пословицах и
поговорках" на странице 49.
– О чем говорится в данной статье, на что автор
обращает внимание?
– Найдите сходство и различие между пословицей и
поговоркой.
4. Сопоставление пословицы и поговорки
– Обратите внимание на следующий слайд 5 и сделайте вывод: в чем особенность пословицы и поговорки.
Пословица
- краткое, мудрое суждение о жизни
- содержит поучительный смысл
- законченное суждение
- характеризует поступки человека,их образ жизни
- украшает нашу речь
1 часть – условия совершения событий
2 часть – вывод и поучение, краткое выразительное
назидание
Поговорка
- меткое суждение
- часть суждения, незаконченное предложение
- дает оценку поступкам человека,но не поучает
- выражает чувства
5. Этап актуализации жизненных впечатлений
А) Игра: "Подбери пословицу" (слайды 6, 7)
- Сказала Нина что-то по секрету своей подруге. Та не утерпела и рассказала своей соседке по парте, которая в свою очередь поделилась еще с кем-то. Вскоре об этом знали все. (По секрету – всему свету)
- Попросили родители свою дочь посидеть с младшим братом. Девочка пригласила к себе подруг. Они разыгрались и забыли про малыша. (У семи нянек – дитя без глаза)
- Коля смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он видел, как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз. (Любишь кататься – люби и саночки возить)
- Саша решил собрать из конструктора модель самолета. Сначала у него ничего не получалось. Но Саша был настойчив и терпелив – и самолет готов. (Терпенье и труд все перетрут. Без труда не выловишь и рыбку из пруда)
В) Игра: "Четвертый лишний" (слайд 8)
- С деньгами мил, без денег постыл.
- Правда дороже золота.
- У Фомушки денежки – Фомушка Фома, у Фомушки нет денежки – Фомка Фома.
- Худ Роман, коли пуст карман
- Бьется, как рыба об лед.
- Как рак на мели.
- Пропал, как швед под Полтавой.
- Хвост голове не указ.
В) Игра: "Соедини начало и конец" (слайд 9)
|
|
6. Рефлексия
– Скажите, пожалуйста, какую роль играют пословицы и поговорки в нашей жизни?
7. Итог. Выставление оценок
8. Домашнее задание (слайд 10)
Сочинение по пословице.
1 вариант.
Найти пословицы о родине.
Какому отношению к родной земле они учат?
2 вариант.
Найти пословицы об истинной дружбе и мнимой.
Какие качества человека осуждаются в пословицах?