Семинар для педагогов "Как помочь пятикласснику?"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели: осуществление преемственности в процессе обучения между начальным и средним звеном, формирование у учителей мотивации для оказания помощи учащимся 5 - го класса, адаптирующимся в среднем звене.

Задачи:

  • помощь учителям в осознании трудностей, возникающих у учащихся 5-го класса в процессе адаптации;
  • выработать комплексный подход для решения проблемы преемственности;
  • пробуждение желания оказать учащимся помощь.

Оборудование:

  • Распечатанные вопросы по единым требованиям к учащимся (по количеству групп).
  • Памятки "Правила техники оценочной безопасности".
  • Таблички с названиями качеств.
  • Сводная таблица по тестам 5 класса.

Ход занятия

I. Вступительное слово ведущего.

-Сегодня мы проводим методическое объединение в форме семинара "Как помочь учащимся 5-х классов адаптироваться в среднем звене?" мне хотелось бы, чтобы то, что мы обсудим сегодня на семинаре, было вам полезно и применялось бы в повседневной работе учителей начальных классов и учителей среднего звена обучения.

II. Разогрев участников.

- Мы с вами сели в круг. Такое расположение отличается от традиционного (за партами).

Давайте по кругу выскажемся, какие плюсы и минусы есть в таком рассаживании участников по сравнению с традиционным.

III. "Воспоминания".

- Вспомните те далекие времена, когда вы из начальной школы перешли в среднее звено.

Что было сложней всего?

(Нахождение кабинетов, разные требования учителей, разница эмоционального восприятия учителей - строгая, добрая, злая).

IV. Доклад "Преемственность".

V. "Единые требования".

1.-А все требования, которые прозвучали в выступлении соблюдаются у нас.

Прошу учителей высказаться по каждому вопросу.

(Раздаются вопросы каждой группе)

- Где и каким образом надо записать число и вид работы в тетради?

-Сколько клеток и строк пропускать между различными видами работ?

-Сколько клеток должны составлять поля и в какой стороне тетради они должны быть расположены?

- Нужно ли учителям, не преподающим русский язык, исправлять у детей в тетради ошибки и снижать за это оценки?

- Что делают дежурные по классу (готовят доску, моют пол после уроков, подметают пол)?

Вывод:

- Итак, вы заметили, что требования, предъявляемые учителями, весьма различны.

Как вы думаете, что чувствует ученик в ситуации, когда он перешел от одного учителя к "разным" и получил столь различные требования? Как помочь учащимся избежать чувства растерянности, неопределенности, тревожности? Что мы можем для этого сделать?

2. Знакомство с едиными требованиями и выработка единых требований для начального и среднего звена обучения.

VI. "Цветные качества".

Учителям предлагается ассоциативно подобрать цвета к качествам, написанным на табличках:

Справедливость    Замкнутость

Угрюмость    Уверенность

Враждебность    Злоба

Общительность    Дружелюбие

Зависимость     Доброжелательность

- Проанализировав ваши ответы, мы отмечаем, что разные цвета ассоциируются с разными качествами .А теперь посмотрите, как воспринимают вас ученики 5-го класса.

(Вывешивается таблица, где без указания фамилии представлены результаты теста).

- Чтобы вы почувствовали, если бы ваши результаты были в зоне положительного эмоционального отношения, и что бы вы почувствовали, если бы результаты оказались противоположными?

- Что должно проявляться в поведении учителя, чтобы дети связывали его с черным цветом? Как этого избежать?

VII. "Подводим итог посещений"

(Информация завуча школы о контроле обучения в 5 классе)

VIII. "Переключение"

-А сейчас я предлагаю определить степень вашего утомления в процессе работы. Прошу всех подняться. Если степень утомления большая, присядьте, опустите плечи вниз. Если степень средняя- встаньте, руки вниз. Если степень утомления небольшая, встаньте, поднимите руки вверх("полетели").Выполняем.

А как вы показали бы большую степень утомления?

А маленькую?

Спасибо, садитесь. Попробуйте определить значимость данного упражнения в процессе работы.

IX. "Динамика работоспособности" (сообщение информации)

- Итак, мы определили, что физкультминутка снимает напряжение, уменьшает утомление, однако в среднем звене учителя не находят для нее времени. Между тем механизмом работоспособности имеет определенную цикличность:

  • 3-5 минут - врабатывание;
  • 15-20 -оптимум;
  • с 20 минуты- утомление.

Какие приемы вы используете на уроке, чтобы снизить утомление сообразно с природными биоритмами?

X. "Правила техники оценочной безопасности"

(Участникам по группам раздаются листочки с "Правилами техники оценочной безопасности" для их обсуждения: прочитать, привести примеры применения этих правил, применение их на практике, особенно в период адаптации) .

1. Не бей лежачего!

2. Двойка, а для кого-то и тройка- достаточное наказание, не стоит дважды наказывать ребенка за одни и те же ошибки. Не требуйте от родителей наказания, дома ребенок должен получать спокойную помощь.

3. Выберите из множества недостатков, недочетов, промахов только тот, который сейчас особенно непереносим, работайте сначала только над ним.

4. Например, если скорость чтения не укладывается в нормативы, не требуйте от ребенка одновременно и выразительности, и пересказа, и сочинения.

5. Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать - безлично.

6. Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его вчерашними неуспехами.

7. Не скупитесь на похвалу! Нет такого "двоечника", которого не за что было бы похвалить.

8. Ставьте перед ребенком достижимые цели, и он их попытается достичь.

XI. Подведение итогов. Рефлексия.

- Поделитесь чувствами. Что было полезного, что вы бы взяли в повседневную практику из сегодняшнего семинара?