Буквы Ч и Щ в суффиксе ЧИК–ЩИК

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • знать условия выбора букв ч-щ в суффиксе чик-щик,
  • научить определять значение суффикса,
  • развивать умения сравнивать и рассуждать, обобщать,  делать выводы.

Оборудование: презентация к данной теме урока.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

А) Один учащийся самостоятельно у доски выполняет синтаксический разбор предложения, выделяет суффиксы существительных.

Главный и неиссякаемый источник языка – сам народ: крестьяне, паромщики, пасечники, охотники, рыбаки, лесные объездчики…

Б) Со всем классом провожу словарный диктант на повторение  орфограммы «Ч, Щ» в сочетании с другими согласными».

– Записать слова, объяснить их написание.
Нянчить, кончить, ночка, печка, дочка, погонщик, вагончик, источник, стекольщик.

В) Проверяем индивидуальную работу ученика (разбор предложения, выделение суффиксов существительных).

Г) Вопросы классу.

– Посмотрите внимательно на  записанное предложение и назовите слова с суффиксом чик – щик.
– В каком из этих слов согласный  в суффиксе пишется не так, как произносится?   
– Как вы думаете, ребята, по какой теме мы будем сегодня работать на уроке? (Ответ учащихся).

Учитель: Совершенно верно. Мы продолжим наше знакомство с удивительным миром суффиксов. Этим морфемам доверена трудная, но интересная работа, так как они образуют новые слова, обогащают наш язык. Речь пойдёт о правописании букв ч и щ у суффиксе чик-щик.

(Учащиеся записывают тему урока в тетрадь, учитель сообщает цель урока. Приложение. Слайд 2).

2. Объяснение новой темы. (Приложение. Слайд 3).

В два столбика записаны слова:

гардеробщик                   грузчик
сварщик                           разносчик
стекольщик                      разведчик
кладовщик                       автоответчик
барабанщик                     перебежчик 

– Можно ли по произношению определить выбор букв ч и щ в суффиксе чик-щик?
– Почему?
– После каких согласных пишется буква ч в суффиксе чик-щик?

Читаем правило по учебнику. Обращаем внимание на выделение орфограммы.

Учитель. А чтобы вы лучше запомнили эту орфограмму, послушайте сказку. Называется она «Братцы – мастера».

В стране Грамматике, почти на окраине её  обширных земель, жили – были два братца – суффиксы Чик и ЩИК.
Старший брат ЩИК был трудолюбивый: рано вставал, одевался да за дело принимался. А младший между тем в постельке лежал, потягивался, с боку на бок переваливался.
В городе, где они жили, народ был работящий, деловой, и ЩИК с удовольствием им всем помогал. Мастера своё дело знали, но никак не могли обойтись без ЩИКа. Сами посудите, что ни мастер, так обязательно в конце у него ЩИК появляется: обой-ЩИК, закрой-ЩИК, фонар ЩИК. Вскоре работы стало так много, что братец ЩИК перестал с ней справляться. Тогда мастера решили заставить работать и второго брата – ЧИКа, но это было не просто: сам он трудиться не хотел. Вот к нему и приставили сторожей, которые работать его заставляли. Это были буквы   д – т, з – с, ж. С тех пор так и повелось: как только в слове появляются эти буквы, ЧИК принимается за работу. Сами смотрите: смаз ЧИК, груз ЧИК, лёт ЧИК.

Показываю слайд 4, Приложение.

3. Закрепление

А) Выполняем упражнение № 244.

После выполнения упражнения задаю вопрос.

– Ребята, какое значение приобретают слова с этим суффиксом?

Приложение. Слайд 5

  • Род деятельности, занятия человека. (Обувщик)
  • Механизм, аппарат или инструмент. (Автоответчик)

Учитель. Но слова с суффиксом чик-щик надо отличать от слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Например,  огурчик.

Б) Распределительный диктант.

– Распределите слова по значению в 3 колонки:  в 1 слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, во  2 слова, обозначающие род деятельности человека, в 3 слова со значением механизм, аппарат, инструмент.

Называю слова, дети распределяют их по колонкам. Получится такая запись.

     1                                    2                                             3
карманчик                 барабанщик                    автоукладчик
стаканчик                  переплётчик                    датчик   
костюмчик                регулировщик                 зернопогрузчик 
погончик                   атомщик                          электросчётчик
супчик                       формовщик

4. Творческая работа

Можно предложить учащимся написать сочинение – миниатюру о профессии в форме сказки или составить по картинке с изображением какой-либо работы 5-6 предложений, включив в них слова на изученную орфограмму. (Приложение. Слайд 6). 2-3  работы  учащиеся читают в классе, а у остальных ребят учитель посмотрит во время проверки тетрадей.

5. Итог

– Итак, по какой теме урока мы сегодня работали?
– Расскажите о правописании суффикса чик-щик.
– Какое значение имеют слова с этим суффиксом?

6. Домашнее задание

Выучить правило, выполнить упражнение № 225.