Цели урока:
- знать условия выбора букв ч-щ в суффиксе чик-щик,
- научить определять значение суффикса,
- развивать умения сравнивать и рассуждать, обобщать, делать выводы.
Оборудование: презентация к данной теме урока.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
А) Один учащийся самостоятельно у доски выполняет синтаксический разбор предложения, выделяет суффиксы существительных.
Главный и неиссякаемый источник языка – сам народ: крестьяне, паромщики, пасечники, охотники, рыбаки, лесные объездчики…
Б) Со всем классом провожу словарный диктант на повторение орфограммы «Ч, Щ» в сочетании с другими согласными».
– Записать слова, объяснить их написание.
Нянчить, кончить, ночка, печка, дочка, погонщик,
вагончик, источник, стекольщик.
В) Проверяем индивидуальную работу ученика (разбор предложения, выделение суффиксов существительных).
Г) Вопросы классу.
– Посмотрите внимательно на записанное
предложение и назовите слова с суффиксом чик –
щик.
– В каком из этих слов согласный в суффиксе
пишется не так, как произносится?
– Как вы думаете, ребята, по какой теме мы будем
сегодня работать на уроке? (Ответ учащихся).
Учитель: Совершенно верно. Мы продолжим наше знакомство с удивительным миром суффиксов. Этим морфемам доверена трудная, но интересная работа, так как они образуют новые слова, обогащают наш язык. Речь пойдёт о правописании букв ч и щ у суффиксе чик-щик.
(Учащиеся записывают тему урока в тетрадь, учитель сообщает цель урока. Приложение. Слайд 2).
2. Объяснение новой темы. (Приложение. Слайд 3).
В два столбика записаны слова:
гардеробщик грузчик
сварщик разносчик
стекольщик разведчик
кладовщик автоответчик
барабанщик перебежчик
– Можно ли по произношению определить выбор
букв ч и щ в суффиксе чик-щик?
– Почему?
– После каких согласных пишется буква ч
в суффиксе чик-щик?
Читаем правило по учебнику. Обращаем внимание на выделение орфограммы.
Учитель. А чтобы вы лучше запомнили эту орфограмму, послушайте сказку. Называется она «Братцы – мастера».
В стране Грамматике, почти на окраине её
обширных земель, жили – были два братца –
суффиксы Чик и ЩИК.
Старший брат ЩИК был трудолюбивый: рано вставал,
одевался да за дело принимался. А младший между
тем в постельке лежал, потягивался, с боку на бок
переваливался.
В городе, где они жили, народ был работящий,
деловой, и ЩИК с удовольствием им всем помогал.
Мастера своё дело знали, но никак не могли
обойтись без ЩИКа. Сами посудите, что ни мастер,
так обязательно в конце у него ЩИК появляется:
обой-ЩИК, закрой-ЩИК, фонар ЩИК. Вскоре работы
стало так много, что братец ЩИК перестал с ней
справляться. Тогда мастера решили заставить
работать и второго брата – ЧИКа, но это было не
просто: сам он трудиться не хотел. Вот к нему и
приставили сторожей, которые работать его
заставляли. Это были буквы д – т, з – с,
ж. С тех пор так и повелось: как только в
слове появляются эти буквы, ЧИК принимается за
работу. Сами смотрите: смаз ЧИК, груз ЧИК, лёт ЧИК.
Показываю слайд 4, Приложение.
3. Закрепление
А) Выполняем упражнение № 244.
После выполнения упражнения задаю вопрос.
– Ребята, какое значение приобретают слова с этим суффиксом?
Приложение. Слайд 5
- Род деятельности, занятия человека. (Обувщик)
- Механизм, аппарат или инструмент. (Автоответчик)
Учитель. Но слова с суффиксом чик-щик надо отличать от слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Например, огурчик.
Б) Распределительный диктант.
– Распределите слова по значению в 3 колонки: в 1 слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, во 2 слова, обозначающие род деятельности человека, в 3 слова со значением механизм, аппарат, инструмент.
Называю слова, дети распределяют их по колонкам. Получится такая запись.
1
2
3
карманчик
барабанщик
автоукладчик
стаканчик
переплётчик
датчик
костюмчик
регулировщик
зернопогрузчик
погончик
атомщик
электросчётчик
супчик
формовщик
4. Творческая работа
Можно предложить учащимся написать сочинение – миниатюру о профессии в форме сказки или составить по картинке с изображением какой-либо работы 5-6 предложений, включив в них слова на изученную орфограмму. (Приложение. Слайд 6). 2-3 работы учащиеся читают в классе, а у остальных ребят учитель посмотрит во время проверки тетрадей.
5. Итог
– Итак, по какой теме урока мы сегодня работали?
– Расскажите о правописании суффикса чик-щик.
– Какое значение имеют слова с этим суффиксом?
6. Домашнее задание
Выучить правило, выполнить упражнение № 225.