Цели:
- Развитие математических и физических способностей, сообразительности, любознательности, логического мышления, памяти учащихся.
- Развитие интереса к точным наукам.
- Развитие коммуникативных способностей учащихся.
В игре участвуют 2 команды учащихся 7-8 классов. В каждой команде есть: капитан, старпом, штурман, радист, механик, боцман, кок, юнга, матросы (8-12 чел.). За каждую пройденную станцию команда получает ключ. Чем больше ключей, тем проще будет отгадать слово-код, поэтому количество станций должно совпадать с количеством букв в слове-коде. На каждой станции находится «дежурный», который дает задание и проверяет его (лучше, если в этой роли выступят старшеклассники). В итоге побеждает команда, открывшая слово-код.
Станция 1. «Бухта чародеев»
Капитаны получают ребусы, в которых зашифрованы математические или физические термины. Как только ребус отгадан, капитан получает карту, в которой указана последовательность прохождения станций, и команда отправляется в плавание. (Приложение 1)
Станция 2. «Клетка с пресмыкающимися»
Кок получает изображения животных и должен составить пару «животное – скорость» (ворона, слон, ястреб, заяц, черепаха, улитка, кит, ласточка; 40 км/ч, 60 км/ч, 65 км/ч, 45 км/ч, 50 км/ч, 30 км/ч, 0,008 км/ч, 0,005 км/ч). Если правильно подобранные карточки перевернуть, то получится высказывание
«Математика – царица наук».
Станция 3. «Пролив неразгаданных тайн»
Задание выполняет боцман: переложи три спички так, чтобы рак пополз вниз. (Приложение 2)
Станция 4 «Залив смекалистых»
Испытание предстоит пройти штурману. Вначале
притча, которую любил рассказывать известный
режиссер К.С.Станиславский.
«Магараджа выбирал себе министра. Он объявил, что
возьмет того, кто пройдет по стене вокруг города
с кувшином, доверху наполненным молоком и не
прольет ни капли, и они проливали молоко. Но, вот
пошел один. Вокруг него кричали. Стреляли.
Всячески пугали и отвлекали. Но он не пролил
молоко.
– Ты слышал крики, выстрелы? – спросил его
магараджа. – Ты видел, как тебя пугали?
– Нет, повелитель, я смотрел на молоко.
Не видеть и не слышать ничего постороннего – вот
до какой степени может быть сосредоточено
внимание.
– Проверим, насколько внимателен штурман: за 2 минуты надо назвать все числа от 1 до 40.
Станция 5 «Мыс полиглотов»
Радист получает загадки о явлениях природы на английском языке, (например: «Nobody saw it. But everybody heard it» Ответ: «Эхо»), и телеграмму без знаков препинания, которую необходимо прочитать с выражением.
«Дорогиеребятасегоднявыпринимаетеучастиевувлекательномпутешествииинавашемпутибудутвстречатьсятрудности
преградыкоторыевыдолжныпреодолеватьиесливыпройдетевсепрепятствиятополучитеключистанетеобладателямиглавного
призараскроететайнуфортабайяржелаемуспеховнавашемпути»
Станция 6 «Остров капитанов»
Капитан получает табличку с фамилией ученого физика или математика (И.Ньютон, Архимед, М.В.Ломоносов) и должен подобрать к данному ученому из разложенных вразнобой табличек все что ему соответствует: портрет, даты жизни, изображения явлений природы или опыты, которые проводил этот ученый и т.д.
Станция 7 «Море мыслителей»
1. Механик получает список с единицами измерения физических величин (например: верста, кабельтов, четверть, унция, узел, десятина, акр) редко встречающихся на практике, и должен подобрать соответствующие физические величины (длина, объем, площадь, масса, скорость).
2. Задача Алкуина
Однажды на привале после удачной охоты
ирландский ученый-монах Алкуин (735-604 г.г до н.э) в
шутку предложил королю Карлу Великому задачу:
«За сколько прыжков гончая догонит зайца, если
первоначально их разделяет 150 фунтов. Заяц с
каждым прыжком удаляется от собаки на 7 фунтов, а
собака бежит быстрее зайца и с каждым прыжком
приближается к нему на 9 футов?». (Ответ: 75
прыжков)
Ответ короля показал, что он был не только
искусный охотник, но и знал толк в арифметике.
Станция 8 «Риф теоретиков»
Задачу получает старпом. Если задача решена, команда получает ключ.
1. Что мешает семикласснику Васе, пойманному директором школы на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида? (Ответ: взаимное притяжение молекул.)
2. Добираясь от пункта А до пункта В, расстояние между которыми 4000 метров, печальный дядя Боря имел ряд приключений. Первые 10 мин дядя Боря шел не спеша и только изредка вздрагивал, предчувствуя беду. Следующие 4 мин дядя Боря мчался изо всех сил, спасаясь от дворняги Моськи. После того, как Моська, мечтавшая познакомиться с дяди Бориными брюками отстала, дядя Боря еще 16 мин бежал трусцой. Затем 18 мин он тихонько полз в густой траве мимо мирно несущегося быка Еремы. И еще 3 мин очень быстро от вышеназванного быка убегал. Последние 9 мин дядя Боря на всякий случай преодолел на четвереньках. Вычисли среднюю скорость печального дядя Бори, прибывшего в пункт В невменяемом состоянии. (Ответ: 1,3 м/с)
3. Один трусливый охотник ранним весенним утром пришел в лес и уже через 10 мин встретил там невоспитанного волка. Задрожал мелкой дрожью. Продрожав 2 часа 2 мин, он заметил еще и наглую змею, после чего задрожал крупной дрожью и дрожал ею в два раза дольше, чем мелкой. Ровно в 14 часов охотник, наконец, перестал дрожать и пошел домой.
Вопросы:
– Как долго дрожал в лесу охотник? (7 часов)
– В каком часу охотник перестал дрожать мелкой
дрожью и начал дрожать крупной? (9 ч. 20 мин.)
– На сколько минут дольше, чем мелкой, дрожал
охотник крупной дрожью? (На 2 ч. 20 мин.)
– Когда охотник пришел в лес? (В 6 ч. 50 мин.)
Команда получает за правильный ответ ключ. Открываются зашифрованные слова-коды. (В данном примере фамилии ученых)
Паскаль – великий французский физик и математик, которому принадлежит высказывание «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным»
Галилей – великий итальянский физик, астроном и математик, ему принадлежат слова «Великая книга природы написана математическими символами»
Подведение итогов, вручение призов
Заключение:
И преграды нас не остановят!
Новые миры к себе манят,
Вам оставить след в науке стоит
И внести в открытия свой вклад!