Аудирование составляет основу общения с него начинается владение устной коммуникацией. Оно складывается из умения дифференцировать воспринимаемые звуки, интегрировать их в смысловые комплексы, удерживать их в памяти во время слушания, осуществлять вероятностное прогнозирование и, исходя из ситуации общения, понимать воспринимаемую звуковую цепь.
При этом процесс восприятия происходит в определенном нормальном темпе, свойственном нормальном темпе, свойственном для данного языка, из разных источников, при естественных помехах речевого и неречевого характера. Овладение аудированием дает возможность реализовать воспитательные, образовательные и развивающие цели. Оно позволяет учить учащихся внимательно вслушиваться в звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывания и таким образом воспитывать культуру слушания не только на иностранном, но и на родном языке.
Воспитательное значение формирования умения понимать речь на слух, оказывающее в то же время и развивающее воздействие на ребенка, заключается в том, что оно положительно сказываетсяна развитии памяти ребенка и прежде всего слуховой памяти, столь важной не только для изучения иностранного языка, но и любого другого предмета. Аудирование вносит свой вклад и в достижение образовательной цели, обеспечивая детям возможность понимать высказывания, как бы элементарны они ни были, на языке другого народа, в данном случае на английском языке.
Аудирование – это понимание воспринимаемой на слух речи. Оно представляет собой перцептивную мыслительную мнемическую деятельность. Перцептивную – потому что осуществляется восприятие, рецепция, перцепция; мыслительную потому что ее выполнение связано с основными мыслительными операциями: анализом, синтезом, индукцией, дидукцией, сравнением, абстрагированием, конкретизацией и др.; мнемическую – потому что имеет место выделение и усвоение информативных признаков, формирование образа, узнавание, опознавание в результате сличения с эталоном, хранящимся в памяти.
Некоторые авторы выделяют 2 вида аудирования: аудирование с полным пониманием и аудирование основного содержания услышанного. Для начального этапа обучения представляется важным аудирование с полным пониманием речи. Для ответа на вопрос, чему следует учить при формировании у учащихся умения понимать английскую речь на слух, будем исходить из компонентов содержания обучения.
Начнем с рассмотрения лингвистического компонента, а именно с языкового и речевого материала.
Напомним, что к языковому материалу относятся: единицы языка, включающие фонемы, морфемы, слова, фразеологические сочетания, микро- и макротексты, организованные по формально-семантическому признаку.
В этом случае внимание сосредоточено на отработке элементов языка.
Дети учатся различать звуки изолированно и в сочетаниях, слышать разницу, например, слышать долготу и краткость, количественные и качественные характеристики звуков, ритм, ударение и интонацию и их смысло-различительную функцию.
Речевой материал составляют единицы речи — ситуативно обусловленные высказывания разной протяженности (от слова до макротекста), в которых элементы языка организованы по семантико-коммуникативному признаку.
Так, развитие умения понимать на слух начинается не с единиц языка, а с речевых единиц, с восприятия учащимися высказываний, произносимых учителем в условиях класса, а именно: приветствия Good morning, Good afternoon; представления I am your teacher of English. My name is ... Тут же осуществляется проверка понимания сказанного путем постановки вопроса (And what is your name?). Ответ ученика, называющего только свое имя, будет свидетельствовать о понимании вопроса. Вопрос же задается многим учащимся. Так формируется понимание цепочки звуков данного содержания на английском языке, то есть речевой единицы, выполняющей конкретную задачу общения. Таким образом обеспечивается многократное восприятие и непроизвольное усвоение.
Понимание речи на слух тесно связано с говорением – выражением мысли средствами изучаемого языка.
Говорение и аудирование – две взаимосвязанные стороны устной речи. Фразы слушания и говорения в общении перемежаются. Аудирование не только прием сообщения, но и подготовка во внутренней речи ответной реакции на услышанное. « Для того чтобы научиться понимать речь, необходимо говорить, и по тому, как будет принята ваша речь, судить о своем понимании. Понимание формируется в процессе говорения, а говорение в процессе понимания» (Жинкин). Действительно, чтобы сказать, надо услышать, «…говорение и слушание объединены лным пониманием. общностью способов формирования мысли посредством языка» (Зимняя). Таким образом, аудирование подготавливает говорение, говорение помогает формированию восприятию речи на слух. Аудирование связано и с чтением. Их объединяет принадлежность к рецептивным видам речевой деятельности, когда происходит восприятие — понимание — активная переработка информации, получаемой из речевых сообщений — при аудировании через слуховой канал, при чтении — через зрительный канал. Чтение представляет собой перевод графического языка в звуковой. Читая — вслух или про себя, человек как бы слышит воспринимаемый текст. Самым тесным образом связано аудирование и с письмом. В процессе графического оформления человек проговаривает и слышит то, что пишет.
Хорошим материалом для восприятия на слух могут служить короткие рассказы о вещах от их собственного имени: о том, из чего они сделаны, как выглядят, как они служат человеку.
Примером такого рассказа может служить текст «The kettle and its friends».
I am a Kettle. You can often see me at work. I am boiling water for your breakfast, dinner or tea. Do you know what I made of? I shall tell you. I am made of iron because iron is not afraid of fire. Here is my friend coffee-pot. Do you know what he is made of? I shall tell you. My friend the coffee-pot is made of iron too. Now, you will see a family of my friends. Here they are. In the middle you see the tea-pot and all round it the cups and saucers, just like a hen and her chicken. The cups, the saucers and the tea-pot are my best friends. I often see them and I know what they are made of. The cups, the saucers and the tea-pot are made of clay. And now, good-bye, I have to boil water for tea.
Этот рассказ можно использовать при повторении темы «Meal and dishes». Ученики могут самостоятельно заранее подготовить картинки с изображениями предметов по заданной теме и демонстрировать их по ходу прослушивания записи данного рассказа.
Таким образом, будучи тесно связанным с другими видами речевой деятельности, аудирование играет важную роль в изучении иностранного языка. В современной методике обучения иностранным языкам и в нашей стране, и в других странах подчеркивается необходимость формирования аудирования как очень важного умения, без овладения которым немыслимо общение на языке. Аудирование должно занимать важное место уже на начальном этапе.