Внеклассное интегрированное занятие (физика + литература) "Малахитовая шкатулка"

Разделы: Физика, Литература


Интегрированным урокам присущи значительные возможности. Именно здесь учащиеся получают глубокие и разносторонние знания, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном занятии имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переноса знаний из одной отрасли в другую.

Цели:

  • Познакомить учащихся с творчеством уральского писателя

П.П. Бажова на примере его произведения «Малахитовая шкатулка»

  • Обобщить и систематизировать расположение месторождений камней-самоцветов
  • Познакомить учащихся с физическими основами способов обработки камней-самоцветов
  • Продолжить формирование у учащихся межпредметных связей, изучая природные богатства Урала, уральскую литературу.
  • Воспитывать чувство патриотизма, любви к родному краю.

Оборудование: компьютер, мультимедийная приставка, электронная презентация.
Оформление: эпиграф к уроку (на доске) «Живинка во всяком деле есть, впереди мастерства бежит и человека за собой тянет» П.П. Бажов, портрет П.П. Бажова, выставка книг, выставка творческих работ учащихся, выставка поделок из уральских камней-самоцветов.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит тихая музыка.

Учитель литературы: Бескраен, бездонен сказочно-сказовый рудный Урал. Речисты мастеровые уральские старики. В старом колодце синюю старуху-ведьму они поселили. Горного козла дотошный трудовой уральский люд серебряным копытцем подковал. А про тайную силу, что нутро гор сторожит, людей привораживает, не одна, не две побывальщины в народе сложены. В темноте ведь светлые–то камешки добывались. А там мало ли страхов? И свою тень за горное чудище примешь. Сколько там невиданной красоты, да каменной россыпи.

Учитель физики: На Урале в устной передаче слышал сказы, вероятно, каждый, но только П.П. Бажову удалось собрать их воедино, огранить точно так же, как исстари гранят на Урале камни-самоцветы.

Ученик: Павел Петрович Бажов родился в семье горнозаводского мастера 27 января 1879 года на Сысертском заводе, что в 70 км от Екатеринбурга. Семья Бажовых, как и каждая рабочая семья трудового Урала, бережно хранила и передавала из поколения в поколение воспоминания о дедах и прадедах, которые хорошо знали свое дело и труд почитали как единственный смысл нелёгкой жизни. Будущий писатель получил начальное образование в духовной школе. Затем учился в Пермской духовной семинарии. Учился прилежно и по окончании получил предложение продолжить образование в духовной академии.

Ученик: Но такая карьера не прельщала двадцатилетнего юношу, ему хотелось учительствовать в деревенской школе, учить деревенских ребятишек грамоте. До ноября 1917 года, восемнадцать лет Бажов работал учителем русского языка, и все это время он изучал и по крупицам собирал уральский горняцкий фольклор, который как россыпи дорогих уральских камней, совершенно по-новому раскрылся в его «Малахитовой шкатулке», вышедшей отдельным изданием в 1939 году. И 2009 год для этого произведения стал юбилейным. Ровно 70 лет назад впервые сказы были опубликованы в одном издании.

Учитель литературы: Юбилейным 2009 год стал и для самого писателя. 27 января исполняется 130 лет со дня рождения великого писателя Урала – Павла Петровича Бажова. Сегодня на нашем занятии мы с точки зрения разных наук рассмотрим «содержимое» Уральских гор и известной всему миру «Малахитовой шкатулки» П.П. Бажова.

Учитель физики: Да, уральские горы богаты полезными ископаемыми и минералами, поэтому именно здесь стараниями академиков В.И. Вернадского и А.Е. Ферсмана в 1920 году был создан Ильменский государственный заповедник, в котором охраняются драгоценные и поделочные камни. Их можно увидеть не только в музее, но и штольнях и копях – это месторождения минералов. Разнообразие этих богатств насчитывают около 200 минералов, из которых около 20 впервые найдены именно здесь. Изумруды, топазы, аквамарины, кварц и многие другие являются богатством не только Урала, но и всей России.

Ученик: Первый алмаз в России был найден в 1829 году Павлом Пановым на Урале. Позже, недалеко от города Нижний Тагил, были обнаружены речные россыпи с незначительным количеством мелких алмазов. В 1831 году близ Екатеринбурга Яков Коконин открыл коренное месторождение изумруда, а к 1862 году на копях было добыто 142 пуда изумрудов (2272 кг).в 1834 году на Урале был найден изумруд массой 2,226 кг.

Учитель литературы: На Урале добывают аметисты, горный хрусталь, александрит, нефрит, малахит. Наверное, какие-то из этих минералов появились на Урале и благодаря Серебряному Копытцу, о котором так писал Павел Петрович Бажов в своем одноименном сказе «Серебряное Копытце»: «Тот козел особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем – там и появится дорогой камень. Раз топнет – один камень, два топнет – два камня, а где ножкой бить станет – там груда дорогих камней».

Учитель физики: Множество разных камней-самоцветов хранят в себе горы Уральские – это и изумруды, топазы, аквамарины, алмазы, аметисты, александриты, горный хрусталь и, конечно же, малахит.

Учитель литературы: Павел Петрович Бажов в своих сказах так описывает появление этих драгоценных россыпей камней-самоцветов: «А по тем покосным ложкам, где козел скакал, люди камешки находить стали. Зелененькие больше. Хризолитами такие называются. Видали?»

Ученик: Да, стали люди все чаще и чаще находить в этих местах разные «дорогие камни». А в 1745 году было открыто Березовское месторождение коренного золота на Урале.
А в 1835 году было открыто самое крупное месторождение малахита на Южном Урале – Медноруднянское. Его масса оказалась 250 тонн. Из этого малахита царь повелел сделать целый малахитовый зал в Зимнем дворце, так и прославился наш край на весь мир «своими дорогими камнями». «Потолки высоченные на столбах из чистого малахиту. Стены тоже в рост человека малахитом выложены, а по верхнему карнизу малахитовый узор прошел».

Учитель физики: А для того, чтобы эти уральские минералы заиграли во всей своей красе и приобрели ювелирную ценность их необходимо подвергнуть механической обработке – огранке.

Ученик: Огранка – технологический процесс шлифования и полирования минерала. Шлифованием осуществляется съём основной массы минерала путём нанесения на поверхность заготовки граней для придания ей формы будущего изделия. Полированием поверхностям придаётся зеркальный блеск. В ювелирных изделиях огранкой достигается эстетическая форма, высокий световой эффект и специфический для данного минерала блеск, а также полностью или частично устраняются природные пороки (включения, трещины, выколы и др.). При огранке рассчитываются углы наклона граней, обеспечивающие наиболее эффективное использование оптических свойств минералов (показателя преломления и явления полного внутреннего отражения).

Ученик: После огранки камни показывают всю свою красоту. Как пишет Бажов в своих сказах: «Камни-то ровно ещё краше стали. Так и горят разными огоньками. И светло от них, как при солнышке. А как наденешь эти камни – тепло от них будто на пригревинке сидишь, да ещё кто тебя мягким гладит».

Учитель физики: Идеальная огранка алмаза в бриллиант круглой формы наилучшим образом выявляет природную красоту кристалла и даёт максимальный световой эффект. В связи с высокой стоимостью исходного сырья при изготовлении ювелирных изделий большое значение имеет сохранение максимальной массы минералов. Например, безвозвратные потери при изготовлении бриллиантов составляют при распиливании 2-6%, при обточке 16-25%, при огранке 40-45%, общие потери 55-70%. При огранке природных и синтетических самоцветов появляются большие возможности использовать цвет минералов и значительно разнообразить формы огранённых изделий. Огранка цветного непрозрачного поделочного камня , например, малахита подчёркивает красоту фактуры и придаёт куску камня простейшие формы (кабашон, роза, понделок и др.).

Ученик: Сегодня, чтобы придать камню небывалую красоту, «каменных дел мастера» применяют разные виды огранки – сфероидальную, ступенчатую, бриллиантовую.
Сфероидальная – это самая древняя гладкая шлифовка камня, придающая ему чечевицеобразную форму. Позволяет лучше выявить цвет и иризацию. Используют для обработки сердолика, лунного камня, малахита и др.
Ступенчатая. Наиболее распространенный её вид – клиновидная. При клиновидной огранке каждая пара ступенчатых граней превращается в 4 клиновидные грани.
Бриллиантовая. При бриллиантовой огранке камень покрывается многочисленными плоскими поверхностями – фасетами. Полная бриллиантовая огранка состоит из 57 граней. Форма камней может быть овальной, грушевидной, сердцевидной, эллипсовидной и др.

Ученик: Кроме того, для технических целей из высокотвёрдых природных и искусственных минералов изготавливают различные инструменты (резцы, свёрла, волоки, фильеры, детали к точным приборам, стеклорезы и др.). При огранке кристалл ориентируется т. о., чтобы рабочая поверхность инструмента соответствовала направлению максимальной твёрдости кристалла (как правило, алмаза).

Учитель литературы: Теперь самые красивые и ценные ювелирные изделия нашей страны, созданные руками мастеров, хранятся в алмазном фонде России.

Учитель физики: Немало там и уральских камней, в том числе и алмазов.

Ученик: Да, действительно, издавна алмаз считают символом власти, богатства, красоты и мудрости. Алмазы бывают белыми и цветными. Цветные алмазы — редчайшие среди редких, обычно их называют фантазийными. Их цвет может быть желтым, розовым, коньячным, оранжевым, пурпурным, зеленым, голубым, красным, синим и черным. Алмаз представляет собой просто кристаллический углерод. Алмаз, подвергнутый ювелирной обработке — огранке, шлифовке, называют бриллиантом.

Ученик: Наиболее замечательные его физические свойства — твердость и химическая стойкость. Среди всех минералов алмаз обладает наибольшей твердостью. И считается, что алмаз нельзя расколоть, но на самом же деле алмаз хрупок и не раскалывается только при воздействии на него постепенно возрастающего давления. Если давление постепенно довести до 600 МПа (60 атм), то алмаз начинает входить в сталь как в масло.

Учитель литературы: И все же, несомненно, край наш славен поделочными камнями, прежде всего, малахитом.

Ученик: Малахит считается «русским камнем». Слава его началась с 1635 г. в связи с открытием уральских малахитовых рудников. Местному же населению чудо малахит был известен за 3000 лет до этого времени. Густые зеленые тона минерала в разнообразном сочетании с бледно-зелеными, бирюзовыми и тончайшими нитями почти черного цвета составляют невыразимую прелесть изделий из малахита. Особенно он хорош, когда оправлен в золото или бронзу.

Самый красивый.
Самый богатый,
На весь мир знаменит
Наш Тагильский малахит.

Ученик:

На мрамор он похож в природе
Его используют в народе,
Красивый он имеет вид
Уральский камень родонит.

Ученик: Лазурит — «камень неба», любовный амулет. Цвет: темно-синий с вкраплениями золотистого пирита, создающего впечатление звезд на синем небе. Яркий и сверкающий на солнечном свету лазурит становится темным и мрачным при свечах и электрическом освещении. Лазурит — довольно мягкий и хрупкий минерал, легко обрабатывается и полируется. Две грандиозные (пятиметровые) центральные колонны иконостаса Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге выполнены в 1854 г. из бадахшанского лазурита, купленного еще Екатериной II по цене фунт серебра за фунт камня.

Голубого и чистого
Камень цвета морской волны
Красотою он одарит
Небесно красивый наш лазурит.

Ученик: Сердолик — чрезвычайно привлекательный и богатый оттенками красно-коричневый камень, представляющий собой разновидность халцедона. Среди множества минералов той же группы известны сард, гелиотроп, моховой агат, хризопраз, ленточный агат, кремень и многие другие.

От болезней всех излечит,
Утолит печали вмиг
Самый яркий он в шкатулке
Несравненный сердолик.

Ученик: Амазонит — минерал, голубовато-зелёная разновидность калиевого полевого шпата (микроклина). Кристаллы редки, но очень красивы. Чаще образует крупнозернистые скопления и жилы либо находится в виде монокристаллических вкраплений неправильной формы. Амазонит используют в качестве недорогого поделочного камня для изготовления украшений, художественных поделок, в инкрустациях. Хорошо образованные кристаллы, изредка находимые в полостях пегматитовых жил (обычно в срастаниях с кристаллами тёмного кварца) в силу своей эстетической привлекательности и редкости являются весьма популярным и дорогим коллекционным материалом.

Камень полудрагоценный,
Цветом, словно, малахит,
Красотою очарует,
Удивит амазонит.

Ученик: Опал — символ верности и гарантии. Цвет: Чистый опал бесцветен, но почти всегда он более или менее «молочный» и непрозрачный или окрашен в различные тусклые тона окисью железа и другими примесями. Главное достоинство опала — способность излучать последовательно различные лучи под действием солнечного света, вызывать разнообразную игру цветов. При старении опал теряет часть своей воды и превращается в халцедон — разновидность кварца со скрытокристаллической волокнистой структурой. Некоторые виды халцедона также являются драгоценными камнями. Слоистый разноцветно-полосатый или узорчатый халцедон называют агатом. Грубослоистые агаты получили название оникса. Халцедон с большим количеством примесей в виде тонко рассеянного красящего вещества называют яшмой. Происхождение названия: Название этого минерала пришло к нам от латинского слова opalus, которое в свою очередь происходит от санскритского слова upala, означающего «драгоценный камень», что указывает на то, что опал впервые попал в Европу из Индии.

Сколько блеска и сияний
Этот камушек собрал
Он – гарант и даже верность
Прозрачный минерал опал.

Ученик: Халцедон, минерал, разновидность кварца, состоящая из тончайших волокон, различимых лишь под микроскопом. Название происходит от античного города Халкедон на побережье Мраморного моря. Существует много разновидностей халцедона, отличающихся по окраске и строению. Обычно халцедоны полупрозрачны, иногда просвечивают. Кристаллов халцедон не образует. Характерные формы выделения: прожилки, корки, почковидные, гроздьевидные формы, выполнения миндалин в вулканических породах. Халцедон и особенно его цветные разновидности широко используются как ювелирно-поделочные камни. Агат и халцедон используются в технике как антиабразивы для изготовления ступок, опор в точных приборах и др.

Будто в сказку попадаешь,
Озаряет светом он –
Полюбуйтесь, посмотрите
Это камень – халцедон.

Звучит тихая музыка.

Учитель литературы: Сегодня мы посмотрели с позиций разных наук на богатства гор Уральских, и, перечитав творческое наследие П.П. Бажова, ещё раз убедились в истинности его знаменитых слов: «Живинка во всяком деле есть, впереди мастерства бежит и человека за собой тянет».

Учитель физики: И так в каждом деле, ведь для того, чтобы вышел «камень небывалой радости, всему миру на диво. И на поученье – тоже» каменных дел мастера приложить должны уменье своих рук и частичку своей души.

Используемая литература:

1. Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. Уральские сказы. – Свердловск 1973.

2. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. //Литература в школе.– 1996. – № 5.– С.150-154.

3. Шантина Э.Д. Интеграция как фактор развития учащихся в процессе обучения и воспитания. // Образование в современной школе.– 2006. – №2. – С. 17.

4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: 1996.